Александра Алехова, 365info.kz, 26 января
У Фонда национального благосостояния богатый опыт под реальными изменениями преподносить словесную эквилибристику и отчаянное желание найти смысл своего существования. Созданный в 2006 году холдинг "Самрук" для повторения Казахстаном "сингапурского экономического чуда" за годы своего существования пережил несколько трансформаций. В 2009 году преобразовался в Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" путем слияния с фондом "Казына". В 2013 начал преобразование от администратора переданных госактивов в активного инвестора. И весь этот бесконечный процесс изменений привел к тому, что 21 января 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев пообещал главе фонда Алмасадаму Саткалиеву отправить его вместе с "Самрук-Казына" в небытие, если в очередной раз провалится реформа деятельности фонда. Политолог Данияр Ашимбаев регулярно выступает с критикой как в адрес этой структуры, так и в целом в отношении нацкомпаний за неэффективность их работы. И в этот раз эксперт не видит никаких предпосылок к тому, что у менеджмента ФНБ есть хоть какие-то шансы исполнить поручение главы государства.
Новая жизнь - новые слова - Данияр, речь идет о приватизации активов "Самрук-Казына" и жестком требовании Токаева кардинально изменить деятельность фонда. Что станет с нацкомпаниями, когда они лишатся опеки "Самрук-Казына"? - Нацкомпании жили и до "Самрук-Казына". И вполне себе здравствовали. Проблема в том, что у нас нацкомпаниями периодически считалось что угодно. Одно время даже Народный банк, когда был государственным, считался нацкомпанией. Нацкомпания в принципе понятие очень условное. Это отраслевой государственный холдинг, в который включены все относящиеся и не относящиеся к теме предприятия, включая всевозможные сервисные и вспомогательные подразделения. В то время как основное производство уже остается в тени. И как только возникли нацкомпании, на них присела национальная буржуазия. Она стала вводить корпоративное финансирование, стратегическое планирование и много других умных слов То есть периодически подменяли собой министерства и действовали в соответствии с тем, как хочется их менеджменту, не особенно обращая внимание на государство. Тем более, давно была взята такая традиция, что министерства фактически находились на содержании нацкомпаний. В данном случае принято говорить про "квазигоссектор", но я считаю это понятие ошибочным. Это слово вообще из экономического словаря и в реальную практику вошло только в Казахстане. Во всем остальном мире это государственный сектор экономики, и точка. Только у нас он квазигосударственный. Поэтому и менеджмент ведет себя, как будто он не совсем государственный. А государственный ведет себя так, будто это не совсем государственные активы Модернизации, реформы, оптимизации, сокращения – эта песня идет с момента создания первой нацкомпании. Слово "трансформация" возникло тогда, когда очередная команда не знала, как оправдать свое существование. Под каждую трансформацию создавались отдельные проектные группы.
Бьем кредитами по кредитам - То есть под лозунгом сокращений создавали новые управленческие структуры? - Да, которые занимались разработкой стратегии этого самого сокращения. Как-то одна из нацкомпаний дважды проводила сокращения. Сначала сократила количество управляющих директоров вдвое. И буквально через полмесяца выяснилось, что их осталось всего 50. То есть смысл существования такого количества разных структур непонятен. В том же Министерстве энергетики есть департаменты производства нефти и газа, где работают человек по 15-20. А в госсекторе, отвечающем за развитие этих же отраслей, еще 400. И которые друг друга постоянно дублируют Допустим, добычей нефти у нас занимаются "Озенмунайгаз" и "Эмбамунайгаз". Они входят в состав "Разведка Добыча КазМунайГаз", где огромный аппарат. "РД КМГ", в свою очередь, входит в нацкомпанию "КазМунайГаз", где этими же вопросами занимаются еще с полдюжины департаментов и управляющих директоров. А КМГ входит в "Самрук-Казына", где есть дирекция нефтегазовых активов и профильный управляющий директор. То есть возникает гигантская бессмысленная бюрократическая прослойка. - И на одного реального рабочего с положительным КПД приходится десять начальников? - Да, как в том анекдоте про лодку с директорами и одного гребца. Все эти надстройки можно переименовывать и реструктуризировать бесконечно. Сейчас от "Самрук-Казына" президент требует реформ. 24 января на своей странице в Facebook глава фонда выложил просьбу обратиться к нему с советами. А через два часа закрыл дискуссию, заявив, что "Самрук-Казына" будет фактически заниматься теми же вопросами, которыми занимался и раньше – управлением активами, реализацией инвестиционных проектов и выступать оператором правительства по различным инициативам и реализации социально значимых программ. То есть тем, чем фонд занимался в последние годы. И чем занимался достаточно плохо. Мы видим, что деньги уходят непонятно куда, контроля за ними нет. У нас бюджет-то плавающий, условно говоря. Когда в бюджет приходят деньги из Нацфонда, подразумевается хотя бы формальный контроль государственного финансового аудита, счетного комитета и рассмотрение вопроса в мажилисе. А когда правительство поручает делать что-то "Самрук-Казыне", фонд сам определяет суммы, сроки и выбирает подрядчика. И миллиарды тенге опять проходят мимо бюджета. Мы видим гигантские завышенные сметы, непонятную деятельность. "Самрук-Казына" любит класть свои деньги на депозиты в банках, причем на льготных для банков условиях. Но при этом привлекает огромное количество кредитов, которые погашает, набирая другие кредиты Вот такая кредитная политика фонда привела к тому, что Кашаган, главный нефтегазовый проект независимости, по-моему, никогда не окупится. 2/3 активов "Самрук-Казына" находятся в залоге, а долгов висит на 7 триллионов.
Отчитаться некому, реформировать - очереди - А кто-нибудь подсчитывал, сколько лет нужно, чтобы все это погасить? - Без понятия. В 2021 году "Самрук-Казына" взял два кредита на текущие расходы. То есть компания, у которой, по собственным данным, 2 триллиона тенге кэша, привлекает кредиты в долларах на текущее финансирование. То есть любая девальвация сумму долга увеличивает. И в этих условиях, а мы видели, сколько сменялось команд и в "Самрук-Казына", и в нацкомпаниях, долги продолжают расти, а активы ходят туда-сюда безо всякого смысла. При заявленных сокращениях увольняют определенное количество работников. По данным 2020 года, когда последний раз публиковали аудиторскую отчетность фонда, один сотрудник "Самрук-Казына" получал в среднем 3 тысячи долларов в месяц Не считая всяких других выплат, которые не проходят через бухгалтерию. - А учитывая огромный штат… - Сколько в структуре находится управляющих директоров, исполнительных директоров, директоров дирекций, советников, консультантов, директоров департаментов, вряд ли известно даже менеджменту фонда. Когда он выступает в роли агента правительства по тем или иным инвестиционным проектам, мы не видим, как деньги консолидируются и как работают. Обещанные нефтехимическое производство, модернизация НПЗ, реконструкция энергосистемы – где это все? Отчитаться желающих нет. Зато очереди заниматься трансформацией Будь "Самрук-Казына" домохозяйством, уже давно бы обанкротился. Но фонд не банкротится, так как в него постоянно идут бюджетные вливания. Так есть ли смысл существования холдинга? Допустим, в качестве примера рассмотрим три энергетические нацкомпании - "Самрук-Энерго", KEGOC и КОРЭМ. Логичнее было бы подчинить их Министерству энергетики. Но мы понимаем, что минэнерго, став их хозяином, начнет давать им свои поручения и залезать в их карман. А вообще, в идеале "Самрук-Казына" не должен заниматься стратегическим планированием, развитием металлургии, нефтяной промышленности и так далее. Это задача министерств и самих профильных компаний. Задача фонда в идеале - обеспечивать соблюдение баланса между госзаданиями, зачастую бессмысленными, и финансовыми результатами работы холдинга, то есть соответствующих нацкомпаний Быть буфером между правительством и госсектором экономики. Не более того. Кто для этого нужен? Компетентные юристы, служба аудита и бухгалтерия. Никакие 20 членов правления, 40 управляющих директоров и 30 советников не нужны. Иначе получается как в том анекдоте, появившемся одновременно с созданием первых казахстанских нацкомпаний, про ЛОРиков, ЖОРиков и СУК.
Переименуем и заживем! - Сейчас 50% этой армии высвободится. Наверняка же придется куда-то перепристраивать всех племянников и токалок? Не появятся ли опять какие-то полупрозрачные структуры, где соберется уволенная родня? - Я бы сказал так: в рамках той трансформации, о которой объявил "Самрук-Казына", Фонд национального благосостояния проще переименовать в Фонд ненародного благосостояния и создать две новых управляющих компании внутри – "Самрук-Казына УР" (уволенные работники) и "Самрук-Казына ВС" (внешние советники). Я почему-то грядущую трансформацию себе так и представляю А по-другому и не получается. Прошедшие не запомнились нам ничем, кроме того, что вице-президентов переименовали в управляющих директоров, управляющих директоров – в исполнительных, исполнительных директоров – в директоров дирекций, директоров дирекций перевели в состав советов директоров нацкомпаний без должности в центральном аппарате, но с окладом по прежнему месту работы. Какую бы реорганизацию ни проводил сам "Самрук-Казына", она бессмысленна в принципе. Это переименование одного в другое И еще немаловажный вопрос – какой социальный пакет получит сокращаемый персонал и кого конкретно сократят? Объявлено о сокращении четырех руководителей дочерних предприятий. Скорее всего, их места займет кто-то из уволенных. Поэтому смысл оптимизации "Самрука" силами "Самрука" точно такой же, как если бы в послевоенной Германии борьбу с нацизмом осуществили силами СС Очевидно, что многие активы фонда нужно приватизировать, так как мы видим, что квазигоссектор бухнет на глазах. И проекты, которые он реализует, не только убыточны, они вообще бессмысленны и никогда не заработают. Их невозможно будет даже приватизировать.
Один сломал, другой потерял - Приведу пример. В свое время "Самрук-Казына" потратил миллиарды на создание солнечных батарей. Когда их пытались продать за 300 млн долларов, фонд потратил больше миллиарда на погашение внешних долгов перед иностранными банками за несработавшие инвестиции в этот сектор. А теперь выясняется, что на балансе ФНБ висят гольфклубы, дома приемов, санатории, футбольные клубы, яхты Да "Самрук-Казына" проще пристрелить, чем заставить его работать. У нас в целом возникает проблема управления в стране. Но "Самрук-Казына" эти проблемы не решает. Он пылесосом вытягивает деньги из экономики. Да и вообще представляет собой персонажа из другого знаменитого анекдота – один сломал, другой потерял. Поэтому людям, которые работали в "Самрук-Казына" хотя бы год, нельзя доверять реорганизацию фонда. Лично я ту дискуссию, которую 24 января провел в соцсетях Алмасадам Саткалиев, кроме как издевательством над здравым смыслом, по-другому назвать не могу. Видно, что холдинг отчаянно пытается найти хоть какой-то смысл своего существования. Сохранить то, чем занимается, без изменений И просто придумать другое название. Будет ли это модернизация, реформирование, оптимизация, сокращение, трансформация – 15 лет мы видим, как в фонде растет управленческий аппарат. - Благо синонимов хватает для переименований. - Но финансовые показатели деятельности "Самрук-Казына" говорят сами за себя. Компания в долгах и убытках. Условно, платит в бюджет 100 млрд тенге, а могла бы платить триллион. Если кто-нибудь назовет хотя бы один пример успешного проекта, реализованного фондом, флаг ему в руки. А так, получается, просто идет круговое жонглирование активами. Без какого-либо коэффициента полезного действия. |