NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Понедельник 6.02.2023 12:26 ast
09:26 msk

Данияр Ашимбаев о "западных партнерах" Карима Масимова
Как зрел заговор в недрах КНБ и кто мог стать бенефициарами госпереворота, если бы он состоялся
18.03.2022 / интервью

Данил Утюпин, informburo.kz, 16 марта

Кто был организатором трагического января?
Генеральный прокурор РК Берик Асылов сообщил, что КНБ ведет 15 дел о госизмене, попытке захвата власти и получении взятки в особо крупном размере. Фигурантами этих дел являются бывшие руководители КНБ, включая экс-председателя Карима Масимова. Его арестовали еще 6 января текущего года.
В интервью Informburo.kz известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев рассказал, как зрел заговор в недрах КНБ и кто мог стать бенефициарами госпереворота, если бы он состоялся.
– Данияр Рахманович, вы писали, что Масимов организовал переворот "не только для себя, но и в интересах своих западных партнеров". Что за западные партнеры? Чего они хотели?
– На мой взгляд, ситуация развивалась следующим образом: у Карима Масимова были достаточно напряженные отношения с президентом Токаевым. За последние два с половиной года не было сообщений, что руководитель КНБ был на приеме у главы государства.
Исходя из инициативы Нурсултана Назарбаева о передаче Касым-Жомарту Токаеву председательства в Ассамблее народов Казахстана, в партии Nur Otan вытекало, что далее Токаев возглавит и Совет безопасности, после чего отставка Масимова была бы совсем не за горами. Но такая перспектива вряд ли устраивала председателя КНБ, а также связанных с ним представителей западного бизнеса в Казахстане.
Некоторые из иностранных фирм смогли закрепиться в Казахстане и получить свою долю местного рынка благодаря Масимову.
Занимаясь подготовкой переворота, глава КНБ, будучи человеком осторожным, наверняка заручился поддержкой определенных персон и структур на Западе, прежде всего из США и Великобритании.
Эти государства на протяжении долгих лет пытались сформировать в Казахстане свое политическое лобби, активно финансировали либеральные и оппозиционные структуры, которые, однако, за все эти годы так и не смогли завоевать популярность у народа и обрести электоральную базу. Они остались в узком сегменте правозащиты.
Кроме того, западные правительства и спецслужбы, начиная с советского периода, пытались через Турцию продвигать в Казахстан панисламистскую и пантюркистскую повестку, чтобы создать антисоветское, а после распада СССР – антироссийское поле. Но со временем Эрдоган разругался с Вашингтоном и стал проводить свой курс на неоосманизм.
Три года назад разгорелся конфликт между администрацией Дональда Трампа и руководством КНР. В это же время начали предпринимать усилия по формированию в Казахстане антикитайского движения. В результате вынужден был вмешаться президент, который попросил внешние силы не втягивать Казахстан в глобальные торговые войны. Сказал, что речь идет о гражданах Китая, и Казахстан не может вмешиваться в дела другого государства.
Так что Казахстан стал представлять интерес не только как поставщик сырья, но и как плацдарм для давления на политическое пространство своих соседей – России и Китая. И реализация радикально-националистического или радикально-исламистского сценария в Казахстане разбалансировала бы региональную систему безопасности и сильно осложнила бы политическую ситуацию в России и Китае, дестабилизировав ситуацию на Северном Кавказе и в Поволжье в РФ и в Синьцзян-Уйгурском районе Китая.
А Казахстан, который долгие годы выстраивал систему безопасности и экономического сотрудничества с Россией и Китаем, изменил бы ориентиры своей политики и стал бы представлять угрозу для обоих соседей.
Многие годы западные дипломаты, журналисты, представители НПО задавали возмущенные вопросы: зачем вам военное и экономическое сотрудничество с Китаем и Россией? Это же ваши исторические противники. Но ссориться со своими соседями было явно не в интересах Казахстана. Модернизационный потенциал РК в немалой степени зависит от успешного сотрудничества с этими государствами.
За долгие годы западным элитам не удалось сформировать в Казахстане мощную прозападную прослойку. Оппозиционные олигархи, которых поддерживал Запад, в силу своей одиозности не заимели поддержки в стране.
Но на фоне обострения отношений Запада с Россией и Китаем некоторые из западных политических структур могли сделать ставку на дестабилизацию Казахстана руками части элиты, недовольной президентом Токаевым и его политическим курсом, которая после свержения президента и захвата власти начала бы сворачивать интеграционные политические объединения, такие как ОДКБ и ШОС, изолировать Казахстан от соседей и усиливать зависимость Казахстана от западных держав.
Так что здесь совпали личные амбиции Масимова и геополитические интересы иностранных лидеров. Ведь все понимали, что после того как к Токаеву будут переходить полномочия Назарбаева, Масимов и его команда останутся без работы. Тем более КНБ в последние годы провел немало странных неоднозначных арестов. В их числе арест бывшего председателя КНБ Нартая Дутбаева, замруководителя администрации президента Баглана Майлыбаева, арест бывшего председателя правления "Эксимбанка" Еркына Амирханова, профессора Константина Сыроежкина – крупнейшего отечественного специалиста по Китаю. И у нового руководства КНБ могли возникнуть вопросы по этим делам.
Вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, руководство комитета начало влезать в политические игры, причем весьма грубо, устраивало войны компроматов. Двоевластие способствовало тому, что КНБ остался без контроля.
– 15 марта в мажилисе было высказано мнение, что КНБ имел слишком большую власть, что и позволило комитету долго, тайно и эффективно готовится к госперевороту. Как так получилось, что КНБ получил столь неограниченную власть?
– Большая часть работы КНБ засекречена. Кроме того, в прошлом возникали конфликты между КНБ и другими силовыми структурами, в которых КНБ удавалось выходить победителем и присваивать новые полномочия. Например, используя непопулярность МВД, руководство комитета начало забирать себе функции борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом.
А в нашей реальности нередко имеет место сращивание правоохранительных органов с той или иной преступной сферой, если этот процесс не контролирует кто-то со стороны. Когда за одну сферу отвечало несколько ведомств, которые конкурировали между собой, такие риски были значительно ниже. Когда у одного ведомства появляется монополия, бесконтрольность, коррупционные риски значительно возрастают.
В условиях, когда последние три года Совет безопасности лавировал между Акордой и Библиотекой, а КНБ возглавлял очень авторитетный и влиятельный человек, у руководства комитета возник соблазн начать собственную политическую игру, сформировать команду и сосредоточить ресурсы для организации государственного переворота.
Нельзя говорить, что в заговоре участвовали все сотрудники или даже их большинство. Немалая их часть осталась верна присяге. Но сам факт долгого пребывания на посту такого амбициозного человека сыграло с Казахстаном дурную шутку.
– В таком случае позиция руководства КНБ во время январских беспорядков более-менее понятна, но почему пассивную выжидающую позицию заняло и Министерство обороны, в то время как МВД осталось верным президенту, у которого уходила земля из-под ног?
– В последние годы Минобороны подвергалось кадровым перестановкам на всех уровнях. Руководители многих региональных управлений, родов войск часто менялись. Это не способствовало тому, что военное ведомство превращалось в цельную структуру с четкой позицией.
С первых дней себя проявили только Служба государственной охраны, сотрудники полиции и Нацгвардии, которая однако тоже подчиняется МВД. И именно против них были направлены самые ожесточенные атаки боевиков. Особенно яростно атаковали бойцов СОБРа.
Вероятно, по замыслу заговорщиков, не имело большого смысла вовлекать в заговор еще и руководство МВД. Так как если КНБ и Минобороны самоустранятся, то силы МВД не смогут да и не захотят подавлять беспорядки. Тем более все помнили события в Жанаозене, где крайними во всем сделали представителей МВД, хотя не они довели население до социального взрыва, и вынуждены были открыть огонь по протестующим, чтобы обеспечить проход к горящему зданию акимата, в котором находились люди, но их не выпускали.
Исходя из всего этого, видимо, заговорщики рассчитывали, что МВД не будет и не сможет эффективно защищать власть, и после того, как боевики сомнут подразделения СОБРа, защищать конституционный режим будет уже некому.
Также они предполагали, что на помощь Токаеву не смогут прийти союзники Казахстана, так как в последние годы отношения между Москвой и Нур-Султаном становились все прохладнее, а самые боеспособные части армии РФ находились на западной границе. Ну а появление в Казахстане китайских войск вообще спровоцировало бы общенародное восстание.
Все это должно было обеспечить успешное свержение президента Токаева. И если бы в Казахстан оперативно не прибыли силы ОДКБ, которые взяли на себя функцию охраны стратегических объектов, то сил полиции надолго бы не хватило и режим бы рухнул.
– Какая реформа необходима КНБ? Как полностью исключить возможность для руководства комитета вести собственные политические игры, организовывать заговоры и беспорядки, "крышевать" экстремистские и криминальные структуры? Как нужно выстроить, наладить баланс силовых ведомств, чтобы они друг друга контролировали и чтобы ни одно из них не имело явного преимущества?
– Прежде всего нужна тщательная аттестация действующих сотрудников, особенно руководителей КНБ. При этом дробить комитет на ведомства не имеет особого смысла.
Мы не раз реформировали наши спецслужбы. Разные функции и задачи (разведка, правительственная связь, пограничники) передавались туда-сюда, выделялись в отдельные ведомства, потом снова возвращались обратно. Но особо на эффективности это не отразилось.
Проблемы в стране, связанные с организованной преступностью, наркобизнесом, экстремизмом, реально существуют. И для их решения все равно нужна мощная спецслужба. Нет особого смысле дробить ее на более мелкие структуры. Но, возможно, понадобится смена руководства. И целесообразно правило, что руководить КНБ нельзя более трех лет.
Нужно исключить фаворитизм, ведь Масимов привел в КНБ немало своих людей, которые сразу заняли руководящие должности, хотя до этого никогда в КНБ не работали и были лояльны в первую очередь лично ему, а не КНБ в целом и правительству. Необходимо поставить эффективные барьеры формированию таких "личных гвардий".
– А кроме организации госпереворотов Комитет национальной безопасности как-то еще себя проявил?
– Нельзя утверждать, что в КНБ все было совсем плохо. Ведь в Казахстане за всю историю не произошло никаких масштабных терактов, которые сотрясали города России, Европы, Ближнего Востока, Афганистана. Все подобные инциденты, которые имели место, были локальными или спонтанными. То есть более-менее организованное террористическое подполье в Казахстане своевременно выявлялось и пресекалось.
Например, теракт в Актобе состоялся, но решение о его проведении было принято за несколько часов до нападения. Поэтому нельзя обвинять КНБ, что он проспал его подготовку.
Поэтому сейчас очень важно не растерять опытные кадры в процессе реорганизации. Со своей главной задачей КНБ справлялся, пока его руководитель не решил побороться за власть с действующим президентом.
Чтобы исключить появление новых заговоров внутри спецслужб, целесообразно рассмотреть возможность избирать группу депутатов, которые будут иметь право инспектировать спецслужбы и иметь доступ к секретным делам, как это принято в США. И в целом нужно хорошо продумать, как обеспечить гражданский и государственный контроль над спецслужбами.
– Госсекретарь Казахстана Ерлан Карин говорил, что некто из-за рубежа призвал "спящие ячейки в Казахстане к вооруженному джихаду". Кто призвал? Что известно об этих ячейках? Насколько они опасны?
– В последние годы в Казахстане набирает силу радикальная религиозная пропаганда. Причем одни представители радикальных религиозных течений оказались тесно связаны с криминалом, другие навели мосты с представителями политической элиты, деловых и культурных кругов, а также с некоторыми силовиками.
У этих группировок появился большой мобилизационный потенциал, свои финансовые, медийные, людские, боевые ресурсы. Некоторые их них вполне могли иметь связи с зарубежными религиозными организациями и спецслужбами.
Пока можно строить только предположения. Но без их активного участия январские события не обошлись. И возможно, существовал план Б, согласно которому, если бы у команды Масимова не хватило своих сил, чтобы свергнуть высшее руководство страны, то на авансцену должны были выйти члены спящих ячеек, но в большем количестве. И этот сценарий был бы с гораздо более тяжелыми последствиями.
Но какие именно персоны и структуры за этим стояли, без доказательств говорить лучше не стоит.
– Адвокат Айман Умарова заявила, что КНБ стоит за похищением сильнодействующих ядов. Зачем, по вашему мнению, комитетчикам понадобились яды?
– Похищение ядов могло быть организовано для того, чтобы иметь возможность в случае чего устроить дополнительную массовую панику и дестабилизировать ситуацию, отвлечь ресурсы полиции от борьбы с боевиками.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Данияр Ашимбаев о "западных партнерах" Карима Масимова 18.03.2022
Ерлан Карин: Планируемые президентские реформы – это часть долгосрочного плана обновления страны 04.03.2022
Айман Умарова: Для достойной жизни нужны верховенство права и соблюдение законности 23.02.2022
Мед с гептилом, яйца с антибиотиками и мясо с гормонами – что едят казахстанцы 21.02.2022
Эффект домино. Что связывает две трагедии – кордайскую и алматинскую? 09.02.2022
Националисты и русофобы у Токаева не приживутся 09.02.2022
Данияр Ашимбаев: Никакого олигархата и монополизма в будущем быть не должно 03.02.2022
Кто покровительствует майнерам и что стоит за блэкаутами? 03.02.2022
Бедным прямые выборы акимов не помогут 02.02.2022
"Самрук-Казына": проще закрыть, чем заставить работать - Ашимбаев 27.01.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
06.02.23 Понедельник
93. АПОЛИМОВ Арсентий
93. КАМЕНЕВ Евгений
83. ПАНИН Михаил
80. АБДРАХМАНОВ Есиркеп
77. СЕЙТЖАНОВ Аманжол
74. КУТОВОЙ Владимир
73. ЖОРАБЕКОВ Сансызбай
73. ОРАЗБАЕВ Серик
71. КУСАИНОВ Абельгази
71. МАХАМБЕТОВ Кенесбек
70. ДОЛГИХ Геннадий
70. ЖАКУПОВ Бахытжан
68. КАБДЕНОВА Мариям
68. КАРПЫКОВ Абай
65. ДОСМУХАМЕДОВ Нурлан
...>>>
07.02.23 Вторник
76. АЙМАГАМБЕТОВ Еркара
76. БЕРЕКЕТОВ Булат
75. АЖИБЕКОВ Калказбек
75. МЕДЕУБАЕВ Ислям
75. ТЛЕУОВ Талгат
72. ТУЗИКОВ Владимир
71. НУРГАЛИЕВ Бахыт
70. КРЫЛОВА Татьяна
66. КАБДУГАЛИЕВ Ибрагим
63. МАЮЧИЙ Александр
63. УЛЬЖАБАЕВА Лиза
59. БИСЕНОВ Бахыт
55. КОШКИМБАЕВА Мира
52. ИЗБАСОВ Арман
52. НУРАБАЕВ Жомарт
...>>>
08.02.23 Среда
85. ЕЛЕМЕСОВ Копмагамбет
78. ЛУЧАНСКИЙ Григорий
68. КОСТИНА Татьяна
66. БОНДАРЕНКО Геннадий
63. ИЗБАСАРОВ Аскар
63. СУГУРОВ Марат
58. АБДЫКУЛОВ Багдат
58. ЖУМАГУЛОВ Токтамыс
58. САНДЫБАЕВ Марат
57. УТЕБАЕВ Сакен
56. МУХАНОВ Максат
55. ЖАНГАРАШЕВ Тлеу
53. САДЫКОВ Айдос
52. БАШЕНОВ Айткали
51. ТОЛЕБАЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz