NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 01:31 ast
23:31 msk

В мире розовых пони
Данияр Ашимбаев: До правительства стало доходить, что оно плохо работает
31.08.2022 / интервью

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 31 августа

Завтра - в первый день осени - глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ традиционно выступит с ежегодным обращением к народу Казахстана. Это будет пятое послание Токаева на посту президента. О чем он будет говорить? Какие цели и задачи стоят сегодня перед страной? Почему не выполняются предыдущие послания главы государства? Об этом и многом другом наш корреспондент побеседовал с казахстанским политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ.
- Если вернуться к предыдущему - осеннему - посланию, можно сделать вывод, что оно практически не выполнено. С чем это связано и кто виноват: геополитическая ситуация, мировой экономический кризис или леность и недалекость казахстанских чиновников?
- Если посмотреть тематику посланий последних лет, а то и десятилетий, то станет понятно, что значительная часть вопросов, касающихся экономики, в них повторяется: снятие административных барьеров, демонополизация, приватизация, поддерж­ка малого и среднего бизнеса, диверсификация экономики, реформа квазигоссектора и так далее. Большинство этих вопросов просто кочует из послания в послание. И госаппарат привык, скажем так, рассматривать их как лозунги, а не как прямое указание к действию. Создают инфографику, проводят круглые столы и конференции по обсуждению послания, но затем все эти поручения очень быстро забываются.
У нас уже устойчивый избыток стратегических документов, посланий и выступлений главы государства - что первого, что второго. И большое количество стратегий, программ, доктрин и концепций, которые зачастую накладываются друг на друга. Не успели раскачаться по предыдущему посланию, как уже на подходе новое. Поэтому аппарат, чтобы не сбиваться, сразу переключается на новый документ, забывая о старых.
Во-вторых, система планирования и мониторинга исполнения экономических решений хромает. Бюджет, государственные программы, национальные проекты, которые разрабатываются в том числе и на базе посланий, имеют привычку постоянно корректироваться. Очень редко бывает, чтобы документ действовал без изменений с момента принятия до указанных в нем сроков исполнения. Кроме того, по большинству документов никаких отчетов мы не видим.
Единственное, что мы видим, - это периодические отчеты Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, которые на самом деле из года в год транслируют одни и те же проблемы: некачественное планирование и некачественное исполнение. Их каждый год "принимают к сведению", порядки цифр, нарушений и ошибок растут, но системные сбои, о которых докладывают аудиторы, остаются. То есть у всех наших программ и стратегий есть одна общая проблема - отсутствие жесткого контроля за их исполнением. В таких условиях госаппарат попросту привык, что за невыполнение тех или иных показателей их никто наказывать не будет.
Есть еще одна проблема: весь негатив списывается либо на нижестоящие звенья в госуправлении, либо на внешние факторы. А на самом деле причина в том, что госаппарат не желает брать на себя ответственность и при первой же возможности спихивает проколы и провалы на какие-то объективные или субъективные причины. Чиновничество не то чтобы саботирует послания президента - оно просто не видит смысла вкладывать все силы в полноценную реализацию каких-либо экономических программ.
- Что ждать нового от нового послания?
- Я думаю, что будет очередная актуализация ранее высказанных идей, поскольку большинство из них попросту не исполнены. Не так давно появился проект постановления правительства о проекте указа президента о стратегии экономической политики на среднесрочный период. В этом документе, как видно, остались все те же тезисы, что мы слышим и читаем последние годы. То есть, по большому счету, документ представляет собой нарезку из прежних выступлений и поручений главы государства по экономике. Там есть и о "Самруке", и о холдинге "Байтерек", и разговоры о диверсификации, логистике и так далее. Но нет каких-то новых подходов. Президент, если помните, не так давно говорил о дефиците идей. Так вот этот дефицит никуда не делся. Впрочем, как и дефицит хороших организаторов и исполнителей.
Сейчас все прекрасно понимают, что самая проблемная зона - экономика: инфляция растет, доходы населения падают, безработица, отсутствие или сокращение отечественного производства. То есть, несмотря на заверения правительства, ситуация не улучшается. Нарушаются логистические коридоры, что ведет не только к росту цен, но и к дефициту товаров. Не далее как в июле президент говорил о проблемах на рынке ГСМ, продовольствия и так далее. Система кредитования экономики показала свою низкую эффективность. В результате растет социальное напряжение, а эффективность гос­политики очень низкая.
Государству сейчас принципиально важно навести порядок в этой сфере и взять на себя обязательства по выполнению скопившихся проблем. Нужны твердые гарантии со стороны госаппарата. Мы видим, что за экономику сейчас отвечают те же самые люди, которые отвечали за нее последние 5-10 лет и которые ни идейно, ни организационно себя никак не показали.
То есть получилась такая вилка: с одной стороны, надо генерировать идеи и попытаться их хоть как-то реализовать, с другой - от нынешнего правительства ждать какого-то прорыва или хотя бы чего-то вменяемого не приходится. Получается, что либо надо менять правительство (но вопрос - на кого), либо заставить это правительство работать по-новому. Но госаппарат активно сопротивляется любым методам контроля.
- После назначения Алихана СМАИЛОВА премьером его кабинет министров окрестили правительством больших на­дежд. Исполнились ли эти надеж­ды?
- По-моему, изначально особых иллюзий ни по поводу Смаилова, ни по поводу его кабинета министров ни у кого не возникало. Его слепили из того, что было под рукой. И все были уверены, что в лучшем случае это правительство продержится до осени. Как стабильное, устойчивое и эффективное правительство его никто никогда не рассматривал. И, насколько я могу судить, даже само правительство себя таковым не считало. Долгосрочность этого кабмина зависит только от одного - наличия замены. Образно говоря, у нас сейчас выбор между двоечниками и троечниками.
Недавно фонд "Стратегия" опуб­ликовал рейтинг госслужащих страны. Так вот в нем премьер не вошел даже в двадцатку, уступив позиции начальнику собственной канцелярии. И сейчас лепить новое правительство из того же самого теста смысла нет никакого. Поэтому какие бы кадровые перестановки ни производились, без повышения транспарентности системы, без повышения парламентского и общественного контроля за реализацией экономической политики смысла в этом никакого нет.
- Недавно Алихан Смаилов дал агентству Tengrinews большое интервью, которое было воспринято как попытка избежать отставки. Насколько велика такая вероятность, особенно если учесть, что одного вице-премьера - министра торговли Бахыта СУЛТАНОВА - уже сняли с должности?
- Наши премьеры, как правило, собственным имиджем мало озабочены. Они им начинают заниматься только тогда, когда запахнет жареным. И правительство Смаилова тоже стало заниматься только сейчас имиджевыми вопросами, рассказывая, каких успехов они достигли. Наверное, понимание того, что они работают из рук вон плохо, наконец-то настигло и их самих.
Но опять же, повторюсь, вопрос в том, кто сможет их заменить. Эксперты обсуждают несколько фигур, кто мог бы стать хорошим премьером. Но большинство из обсуждаемых - это фигуры либо связанные со "старым" Казах­станом, либо достигшие пенсионного возраста. К примеру, тот же аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ или экс-госсекретарь Крымбек КУШЕРБАЕВ. И это еще одно доказательство кадровой нехватки экономистов в новых реалиях.
- Поговаривают, что одним из кандидатов на пост премьера является нынешний аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ. Каковы у него шансы занять кресло главы кабмина?
- Досаев давно и безусловно находится в списке кандидатов. Но проблема в том, что он пришел работать в Алматы только в январе и уже немалую часть проблем, оставленных его предшественником Бакытжаном САГИНТАЕВЫМ, постепенно разгребает. И если его сдернуть с поста акима, то возникнет вопрос: а кого назначить градоначальником Алматы? Вы же помните, что даже отставке Сагинтаева предшествовали многомесячные консультации на тему, кого можно поставить на его место.
Опять же, Досаев во многом ассоциируется с прежним экономическим курсом, поскольку был вице-премьером по экономике в предпредыдущем правительстве и председателем Нацбанка. И чисто политически, думаю, будет нецелесообразно менять акима Алматы меньше чем через год после назначения даже ради смены главы правительства.
- Давайте вернемся к интервью Смаилова. Он заявил, что людям надо выйти из зоны комфорта. Эта реплика вызвала негативную реакцию в обществе: мол, чтобы выйти из зоны комфорта, неплохо было бы для начала в ней очутиться. Зачем премьер дразнит народ?
- Как я уже сказал, премьер в последнее время озаботился своим имиджем. Он сейчас делает оргвыволочки акиматам за ту же ситуацию с сахаром или луком. То есть премьер сейчас копирует президента - угрожает всем кад­ровыми решениями. Он пытается показать себя человеком адекватным и принимающим жесткие решения. Но проблема в том, что в зоне комфорта находится не народ, а само правительство! Оно живет в мире розовых пони, виртуальных побед и диверсифицированной развитой экономики.
Вот недавно появился проект бюджета на 2023 год. Судя по всему, никаких выводов из прежних ошибок никто не сделал. Множество бессмысленных трат, адмрасходов, в том числе за счет Нацфонда. Поэтому из зоны комфорта в первую очередь необходимо выйти самому премьеру, его заместителям и всему кабмину. И контроль над ними неплохо было бы возложить на депутатов. Потому что правительство и экономический блок администрации президента у нас расслабились.
- Уйдет ли или, точнее, "уйдут ли" Умирзака ШУКЕЕВА?
- С Шукеевым вопрос сложный. Экс-аким Кентау Даурен МАКАЖАНОВ, осужденный на 10 лет, не просто подчиненный Умирзака Естаевича, но человек, много лет работавший в его команде. И его осуждение на большой срок - это имиджевый удар прежде всего по акиму Туркестанской области. Шукеев, по моей информации, рассматривался на повышение, в том числе и на должность премьер-министра.
С другой стороны, его работа в Туркестанской области вызывает много вопросов, особенно по части эффективного расходования бюджетных средств. Понятно, что у президента сейчас большая дилемма: пожертвовать ли не самым популярным, но достаточно опытным акимом, который как-то удерживает ситуацию в сложном регионе. С другой стороны, отклонение прошения об отставке может создать впечатление всепрощения. Вопрос достаточно сложный и интересный. И есть немало сил, заинтересованных и в том, и в ином исходе. Думаю, что президент пока отложит решение этого вопроса, а потом прошение об отставке будет отклонено, но последует выговор.
- А почему отложит?
- К каким-то серьезным кадровым перестановкам в акимском корпусе, я думаю, Акорда сейчас не очень готова. Только недавно прошла ротация в связи с образованием новых областей. И если сейчас рассматривать еще и Туркестан, то будет сложно.
- В проекте республиканского бюджета на 2023 год, судя по всему, основная тяжесть расходов опять возложена на Алматы. При этом расходы превалируют над доходами. Стоит ли так разбрасываться деньгами в столь непростое время?
- Расходы у нас постоянно превалируют над доходами. Мы видим, что в минус выходит Мангистау, который не может решить накопившиеся социальные проблемы, связанные с высокой рождаемостью и высокой миграцией. Безусловно, большие, я бы сказал, что даже чрезмерные, вливания на юг объясняются постоянным приростом населения.
Правда, ориентированность бюджета на юг исходя только из численности населения вызывает определенные вопросы. Понятно, что рождаемость и миграция на юге растут, переходя все мыслимые и немыслимые рамки. Политическое лобби юга, тоже понятно, довольно сильное. Но тогда возникает вопрос: в чем суть экономической политики и планирования? У нас по-прежнему происходит проедание доходов от экспорта сырья, сдобренное размышлениями о диверсификации и придумыванием априори неэффективных способов освоения бюджета. Но при этом растет бедность...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
У политиков "назарбаевского периода" много недоброжелателей в Казахстане 31.08.2022
В мире розовых пони 31.08.2022
Нас ждет жаркая осень: пройдут ли в стране выборы и станет ли Казахстан более антироссийским? 16.08.2022
Будут ли упорядочены тарифы на электроэнергию? 01.08.2022
Будут ли упорядочены тарифы на электроэнергию? 29.07.2022
Политолог: Вопрос об отставке кабмина этой осенью будет стоять достаточно остро 15.07.2022
Научный центр спецобразования: мы не ставим диагнозы, а помогаем особенным детям развиваться 05.07.2022
На стыке цивилизаций 30.06.2022
Амбиции при отсутствии ресурсов: смогут ли партии-"новички" пробиться на выборах в Казахстане? 23.06.2022
Токаев: во время январских событий мне советовали покинуть Казахстан 16.06.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz