NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 10.12.2022 01:32 ast
22:32 msk

Абсаттар Дербисали – ученый и реформатор
Казахстанцы вспоминают этого выдающегося деятеля – ученого, верховного муфтия и председателя Духовного управления мусульман Казахстана
16.09.2022 / интервью

Алма Бектенова, turanpress.kz, 15 сентября

В канун 75-летнего юбилея Абсаттара Маликбердиулы (Багисбаевича) Дербисали казахстанцы вспоминают этого выдающегося деятеля – ученого, верховного муфтия и председателя Духовного управления мусульман Казахстана. Абсаттар Маликбердиулы скончался в прошлом году, за рассказом о богатой событиями жизни мы обратились к его сыну – Ерболу Дербисалиеву.

Свидетельства великой культуры
– Ваш отец является автором ряда знаковых работ по истории Казахстана, истории ислама, а также казахской литературе. Он возглавлял Институт востоковедения МОН РК, долгое время работал в КазНУ имени Аль-Фараби, имел звания профессора и доктора филологических наук. Какие наиболее значимые труды вы могли бы выделить?
– Очень трудно выделить что-то одно, его работы последовательны и взаимосвязаны. У него множество интереснейших произведений. Отец рассказывал мне о том, как он начинал. Он поехал учиться в Москву, в институт востоковедения Академии наук СССР, возглавлял институт академик Б.Г.Гафуров – известный ученый-востоковед. Б.Г.Гафуров вызвал к себе отца, тогда молодого аспиранта и спросил, владеет ли тот казахским языком. Разумеется, отец ответил утвердительно. Оказалось, что появился труд на казахском языке о жизни и деятельности Абу Насра аль-Фараби. Как сказал отец, с этого момента все и началось.
Он изучил творчество Аль-Фараби, открыв для себя очень многое. В дальнейшем отец ездил на стажировки, в том числе в Марокко и Тунис, и везде искал следы Аль-Фараби. Много работал в библиотеках, копируя ценные источники. В советской школе, как вы знаете, утверждалось, что из-за кочевого образа жизни у казахов не было городской культуры, не было литературы, и вообще, как нация мы сформировались только после революции. Дескать, грамотность была около двух процентов. Изучая наследие Аль-Фараби, отец провел исследования, которые доказали, что у казахов имелась и литература, и исторические труды, конечно, и исламская культура. В советское время все стремились поехать учиться в Москву или Ленинград, только потом появились КазГУ и другие университеты. Точно так же, в средние века, когда Ислам пришел на территорию Казахстана, центры цивилизации находились в Дамаске, Багдаде, Каире. Это было время расцвета Ислама, соответственно, огромный объем письменных источников фиксировался на арабском языке. Но нам при этом говорили, что вся наша культура начинается с XVIII век века, с Бухар Жырау – это в корне неправильно, но многие поколения советских детей так учили.

С собой увозил только книги
– Ваш отец внес большой вклад в исправление исторической несправедливости.
– Я тоже учился в советской школе, когда отец мне начал рассказывать, что, например, наш соотечественник Аль-Фараби был не один, очень удивился. Аль-Фараби, как известно, это обозначение происхождения из определенной местности, в данном случае из Фараба – Отрара, и таких мыслителей Аль-Фараби набралось более трех десятков. Кроме того, история помнит уроженцев Тараза – Аль-Тарази, около пятидесяти ученых. А еще у нас работали Аль-Сайрами, Аль-Сыгнаки и многие другие, то есть на территории Казахстана была культура, литература, научные школы. Отец по крупице собирал этих забытых деятелей науки, ввел в научный оборот. Мне рассказывали его коллеги, что, когда он приезжал в какую-то страну, сразу спрашивал – как найти библиотеки? И с собой увозил только книги. После отца осталась богатейшая библиотека, множество редких книг.
– Абсаттар Маликбердиулыоказал огромное влияние на становление и развитие востоковедческих научных школ в Казахстане.
– Я сам арабист, интерес к языкам и истории привил мне отец. Он впервые в КазГУ ввел обучение арабскому языку и литературе в качестве специальности, создал факультет востоковедения, был его первым деканом. Также он приложил усилия к переименованию университета имени Кирова в университет имени Аль-Фараби. Например, в качестве эксперимента он предложил в моей школе ввести арабский язык вместо немецкого, с тех пор я и пошел по стопам отца, много лет работал в арабских странах. Кроме того, исследования отца получили признание за рубежом, в странах Востока, там тоже долгое время считали, что в Средней Азии не было выдающихся ученых, а тут специалист из бывшего СССР открыл целую плеяду. Очень хорошо запомнилось, как вместе с отцом мы посетили могилу Аль-Фараби в Дамаске.

У истоков возрождения
– Чем вам запомнилось назначение Абсаттара Маликбердиулы на пост главы Духовного управления мусульман Казахстана? Было ли это назначение неожиданным для него?
– С позиции сегодняшнего дня, оглядываясь назад, я понимаю, насколько это был важный шаг. Когда ему предложили возглавить ДУМК, отец был полностью погружен в научные изыскания, открывал кафедры, развивал арабский и другие языки. Помимо прочего, впервые посольство Казахстана открыли в Саудовской Аравии, отец поехал туда работать. Мне известно, что в администрации президента внимательно изучили его труды, и именно из-за его научной деятельности, думаю, возникло такое предложение. Поначалу отец отказывался. Тут нужно напомнить, какая тогда царила атмосфера. После развала Советского Союза в Казахстане насчитывалось всего несколько десятков мечетей, собственно, чтением Корана и заканчивалась вся религия.
Нужно было заниматься реальными реформами. Отец переживал о том, как общество, воспитанное в атеизме, воспримет возрождение религии, как вообще подступиться к такой огромной задаче. Он далеко не сразу согласился, это было тяжелое решение. Фактически отец создавал "религиозную систему" с нуля – централизовал мечети, ввел единую форму для священнослужителей, открыл специальные печатные издания. Крайне важно было доносить до людей неискаженный ислам. Как вы знаете, очень часто на слуху какие-то особые течения, салафиты, ваххабиты и другие, но Ислам – совершенно мирная религия. А различные искажения используются в политических играх.
– Это было время перемен, время возрождения Ислама. Какие еще реформы провел Абсаттар Маликбердиулы?
– Да, тогда общество было насыщенно новыми идеями – демократия, свобода, рыночная экономика. Необходимо было понять, куда мы движемся? Изучая труды мыслителей Востока, отец понимал, что настоящий Ислам ханафитского толка – это целый мир, философия. Религия мира, ничего общего не имеющая с теми, кто позднее в Казахстане использовал ее для экстремизма. Чтобы понимать Ислам, нужно быть образованным человеком, тогда ты сам приходишь к единобожию, к духовным ценностям, без всякого принуждения. Тут нет места никакому радикализму.
Например, было очень важно понять, где и чему обучаются наши имамы. В первые годы ездили учиться кто во что горазд: даже в Пакистан и Афганистан. Мне и тогда было странно, что, если центры исламской культуры находятся в Багдаде или Каире, то почему нужно ехать в Пакистан и в Афганистан? Там никогда не было ведущих исламских школ. Отец поставил в этом процессе точку. Он заявил, что нужно открыть религиозные учебные заведения в Казахстане, в частности, свой институт усовершенствования имамов. Нельзя отправлять наших священнослужителей непонятно куда, чтобы они привезли чужое понимание религии, которое может быть использовано в неких политических целях. В годы руководства отца был открыт институт усовершенствования имамов, открылись 12 медресе. Он предложил президенту Назарбаеву открыть казахстанско-египетский университет "Нур-Мубарак", в котором обучают религии так, как принято в нашей стране, без чуждых влияний.
Кроме прочего, в те годы была практика возводить, так сказать, частные мечети, где кто ее построил – тот и правила диктует. Отец привел эти процессы в порядок, централизовал управление. Он привнес в религию системный научный подход. Теперь регулярно проводятся коранические чтения, отмечается во время оразы Ночь предопределения (Кадир туни), задействованы многие другие ценности классического Ислама.

До последнего дня в науке
– В 2013 году Абсаттар Маликбердиулы оставил пост главы ДУМК и вернулся в науку. Чем ознаменовались эти годы его деятельности?
– Немного вас поправлю: не было никакого возвращения в науку, он из нее никуда не уходил. Даже занимаясь делами муфтията – Духовного управления, отец продолжал научные изыскания. Сколько я помню, он всегда занимался источниками в своем кабинете, потом, когда с появлением интернета открылись новые пути получения знаний, звал меня помочь. До конца жизни он работал над плеядой Аль-Фараби. Совсем недавно, уже посмертно, мы презентовали книгу отца "Забытые мыслители Великой степи". Перед тем, как ложиться в больницу, он оставил рукопись, сказал, что она готова к изданию. Хочу еще отметить то, что людям было бы интересно: отец открыл широкой публике выходца из Жетысу – Мухаммада Хайдара Дулати, его выдающиеся труды.Обнаружил также его поэму "Джахан-наме", написанную на чагатайском, средневековом тюркском литературном языке. Развитие науки, культ знаний и образования достигли расцвета во времена правления династии Караханидов (Х – начало ХIII вв.), представители которой объявили Ислам государственной религией. После на территории Казахстана, на реке Или, процветали научные школы. Это связь времен, и отец всю жизнь посвятил ее восстановлению.
Повторюсь еще раз, отец, начав изучение с первого Аль-Фараби, до конца своих дней искал, находил, переводил, изучал, публиковал, тем самым вводя в научный оборот всех "Забытых мыслителей Великой степи". Современники отца называли его самого – Аль-Фараби нашей эпохи.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новая волна мигрантов: Казахстан и российская мобилизация 29.09.2022
Трайбализм в Казахстане – источник власти на местах? 22.09.2022
С юга на север: почему "не работает" казахстанская переселенческая программа? 16.09.2022
Абсаттар Дербисали – ученый и реформатор 16.09.2022
Ашимбаев: "Рассчитывать на перспективу реванша я бы не стал" 13.09.2022
Данияр Ашимбаев: Поправку о президентском сроке надо вносить в Конституцию сейчас 09.09.2022
Ашимбаев: Мы не можем спрогнозировать сентябрь 08.09.2022
Ашимбаев: Токаев тогда поставил ультиматум: "или я, или они". 06.09.2022
У Токаева сейчас нет конкурентов - эксперт о досрочных выборах президента 05.09.2022
У политиков "назарбаевского периода" много недоброжелателей в Казахстане 31.08.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.22 Суббота
78. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
77. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
76. СУПРУН Виктор
72. ЖУНИСБАЕВ Несип
72. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
72. НАСЫРОВ Асуат
67. АМИРКУЛОВ Ардак
67. НУКЕНОВ Мараткали
66. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
63. БАРКИНХОЕВ Магомед
63. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
62. РЫСПАЕВ Асхат
62. ТЕЛЕУОВ Мурат
59. СЕЙТОВ Нурдилла
58. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.22 Воскресенье
82. ГАЛИМОВ Фарит
68. СЫЗДЫКОВ Елкаир
67. САРПЕКОВ Рамазан
65. ТАШМАКОВ Серикбай
64. БАЙЗАТОВ Талгат
64. КАРМАЗИНА Лидия
62. СОТНИКОВА Галина
61. РАХМЕТОВ Бауржан
61. ЧЕКАЕВА Елена
59. ДАНБАЙ Шухрат
59. СУЛТАНОВ Нуркен
58. ОСПАНОВ Куат
58. ПЕРМИНОВ Виктор
57. БУСЫГИН Константин
57. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.22 Понедельник
88. МАРДЕНОВ Жукен
85. БАЗЫЛОВ Казыкен
85. БАЙЗАКОВ Сайлау
80. САППАЕВ Мендыгали
76. МОСКАЛЕНКО Борис
69. ИОВОВ Эдуард
68. ШАМКЕНОВА Роза
65. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
65. ИСКАКОВ Саулебек
64. АБУОВ Мирбулат
62. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
56. НУРБАЕВ Орман
51. ИСКАКОВ Марлен
49. КИСИКОВ Бекнур
47. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz