Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 30 марта
Первая после выборов сессия депутатов парламента особых сюрпризов не преподнесла. Спикером мажилиса единогласно был избран прежний спикер прежнего мажилиса Ерлан КОШАНОВ. Однако сменились вице-спикеры. Аманатовца Павла КАЗАНЦЕВА сменил однопартиец Альберт РАУ, а вот прежнего вице-спикера (тоже члена партии Amanat) Балаим КЕСЕБАЕВУ сменила депутат от партии "Ак жол" Дания ЕСПАЕВА. За обе кандидатуры новых заместителей Ерлана Кошанова депутаты VIII созыва проголосовали также единогласно. По мнению политолога Данияра АШИМБАЕВА, такому унисону во мнениях удивляться не стоит. - Понятно, что было какое-то предварительное пакетное соглашение о распределении мест между всеми шестью партиями, прошедшими в парламент, - поясняет Ашимбаев. - В законе о парламенте есть нормы о парламентской оппозиции, но они были заточены под одну правящую партию и две оппозиционные. Сейчас же оппозиционными считаются пять партий. Поэтому распределение мест было таким, чтобы обеспечить интересы большинства и при этом не забыть и не обидеть тех, кто по закону считается оппозицией: это не только ОСДП, но и "Ауыл", "Ак жол", НПК и Respublica. И, видимо, в силу этих договоренностей один пост вице-спикера отдали "Ак жолу". Остальные договоренности будут уже касаться распределения по комитетам мажилиса, так что удивляться единогласному голосованию я бы не стал. - Традиционно первой сессии предшествовало выступление главы государства. Какие наиболее важные моменты в его речи вы бы отметили? - Важно, что президент дал политическую оценку прошедшим выборам и тем самым эту тему закрыл. Он назвал выборы честными, конкурентными и демократичными и отметил, что всем были предоставлены равные возможности. Тем самым он дал понять всем недовольным, что официального пересмотра итогов выборов уже не будет. - Большинство проблем, если не все, которые обозначил президент в своем выступлении, уже, я бы сказал, привычные для Казахстана. - Да, глава государства сделал упор прежде всего на экономический аспект. И это очень правильно, потому что экономика страны находится в достаточно сложной ситуации, во многом усугубленной предыдущими действиями исполнительной власти. Так что нет ничего удивительного в том, что обозначенные проблемы - это те проблемы, которые наблюдаются в стране уже два десятилетия: диверсификация экономики, ее технологическая модернизация, совершенствование подготовки кадров и образовательного уровня в целом, поддержка малого и среднего бизнеса, на которую наложились два тезиса из Нового Казахстана: демонополизация экономики, но не в ущерб ее развитию, и второй - возврат незаконно выведенных активов. И мы вынуждены возвращаться к старым проблемам исключительно в силу их нерешенности. Интересно, что президент поручил пересмотреть Стратегию развития до 2050 года. Как известно, мы жили по национальному плану развития до 2025 года. И буквально два года назад систему планирования переделали полностью. Недавно появились новости, что вновь предлагается пересмотреть систему планирования, а глава государства в своем выступлении отметил необходимость пересмотра Стратегии-2050 в целом в соответствии с текущими вопросами. Кроме того, острыми стали вопросы того же сжиженного газа, модернизации энергетики и коммунальной системы, что возможно, понятно, только при повышении тарифов. Насущность этого вопроса была очевидна уже давно, но он был заморожен на предвыборный период, чтобы не усугублять политическую ситуацию в стране. Теперь же будет возврат. И, скорее всего, будут предприняты попытки повысить тарифы для обеспечения возможности модернизации коммунальных сетей. Но поскольку доходы населения не растут и оно продолжает беднеть, понятно, что есть психологический и политический предел повышения тарифов, с одной стороны, а с другой - расширяющиеся программы помощи населению показывают, что без какой-то господдержки оно само выкарабкаться из этого положения не сможет. Но, опять же, мы все прекрасно понимаем, что такие меры стимулируют дальнейшее иждивенчество в обществе и приводят к самовоспроизводству бедности. - Не показалось ли вам, что выступление главы государства было больше ориентировано на поддержку бизнеса, нежели на социальные аспекты? - В выступлении президента были все блоки. Но, по сути, президент возвращается к прежней стратегии: с политикой вопросы решили, теперь займемся экономикой. Выступление преследовало цель ориентировать депутатов всех партий, на каких вопросах они должны сосредоточиться в первую очередь. При этом президент обозначил очень тонкую грань: чтобы те депутаты, которые будут заниматься вопросами бизнеса, стремились к развитию бизнеса в целом, а не увлекались лоббированием интересов отдельных корпораций или групп. Упор на решение вопросов бизнеса, в принципе, понятен, поскольку его поддержка ориентирована на развитие экономики в целом. - По итогам выборов получилось, что у партии Amanat 62 мандата в новом мажилисе, это вместе с депутатами по одномандатным округам. То есть с учетом того, что всего в мажилисе 98 депутатов, это больше половины. Смогут ли депутаты от других партий хоть как-то оппонировать Amanat? - Депутатский корпус Amanat довольно сильно обновился. По-моему, три четверти - это новички. То есть людей, которые могут нести ответственность за предыдущие решения, в новом парламенте немного. Партия та же, но депутатский корпус уже другой. И у них своя позиция. Понятно, что перед мажилисом будет ставиться немало острых вопросов. Тут важный аспект: президент поручил на постоянной основе делать прямую трансляцию с заседаний мажилиса. И мы все видели предвыборные дебаты, которые прошли на достаточно высоком уровне. И эти дебаты показали, что партийцы склонны друг к другу прислушиваться и реагировать на мнение оппонентов. Да и избрание спикером Ерлана Кошанова с его опытом и авторитетом как раз таки призвано обеспечить именно конструктивный диалог между всеми партиями. Понятно, что у всех есть свое мнение, но все настроены на конструктивную работу. Так что, думаю, решение будет исходить от большинства, но с учетом мнения меньшинства. - Токаев отметил, что Amanat может предложить кандидатуру премьера… - Именно предложить. Но выдвигает кандидатуру премьера - президент. Здесь, видимо, был соблюден небольшой политес, чтобы показать, что раз Amanat победил, то неплохо было бы, чтобы он и занимался вопросом формирования правительства. - Кто, на ваш взгляд, может стать новым премьером? - Если официально считается, что политика прошлого, уже ушедшего в отставку правительства была в целом эффективной, то высока вероятность сохранения этого поста за Алиханом СМАИЛОВЫМ. С другой стороны, у правительства было немало сбоев. И есть мнение, что премьером должен быть все-таки практик, имеющий опыт работы в том числе и на региональном уровне. Под такие критерии подходят прежний первый вице-премьер Роман СКЛЯР, аким Астаны Женис КАСЫМБЕК, аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ и аким Мангистауской области Нурлан НОГАЕВ. Вариантов много. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Тут стоит помнить, что президент обещал обновления. Но прежние спикеры сената и мажилиса остались на своих местах, хотя депутатский корпус обновился. Но в рамках обновления надо кого-то поменять, и неплохо было бы, чтобы обновился премьер-министр. - А кого вы видите в этой должности? - Меня устраивают кандидатуры Ногаева или Скляра, потому что Касымбек только пришел в Астану, а Досаев хоть и нравится не всем алматинцам… Есть перспектива, что если он станет премьером, то акимом к нам отправят нынешнего и. о. премьера. А я бы воздержался от таких изменений. |