Интересам Казахстана и Индии нанесли ущерб частные лица КИА, 9 мая
Принимая во внимание последние публикации в прессе относительно "незаконных полетов чартерных рейсов в Индии", Министерство иностранных дел нашей Республики Казахстан сообщает следующее.
В конце марта текущего года посольству Казахстана в Индии стало известно, что некая индийская компания совершала грузовые авиаперевозки на воздушном судне, принадлежащем казахстанской компании "GST Aero", путем получения разрешений на пролет на основе поддельных писем посольства.
28 марта, после обнаружения данных фактов, посольство обратилось в Министерство иностранных дел Республики Индия с просьбой провести расследование данного факта и информировать правоохранительные ведомства Индии. МИД Индии оперативно рассмотрело вопрос, после чего посольство посетили представители спецуправления полиции города Дели, приступившие к расследованию.
Полицией были представлены посольству для опознания письма, изъятые в ходе расследования. После ознакомления с ними было установлено, что они поддельные. Признаками подделки служили следующие факты: формат и язык изложения в поддельных письмах явно отличался от используемых посольством, образцы бланков, на которых печатались поддельные письма, не используются посольством уже около полутора лет, упомянутые образцы бланков используются в общей переписке, а не для дипломатических нот, которые обычно направляются в МИД страны пребывания, "оригиналы" писем показали, что они являются подделкой, изготовленной с помощью компьютера, с высококачественными сканерными отпечатками бланка и печати.
Указанные и другие факты, подтверждающие подделку писем подозреваемым авиаперевозчиком, были сообщены посольством следственным органам в ответ на их официальный запрос.
Факт подделки рассматривается казахстанской стороной как действие частных лиц, нанесшее ущерб интересам Республики Казахстан и Республики Индия.
----------
ТАНЕЦ С САБЛЯМИ без Хачатуряна и других лиц кавказской национальности Мария Гордеева, "Новое поколение", 3 мая.
Нам предлагают международный оружейный скандал. Сенсационные заявления появились в некоторых казахстанских средствах массовой информации. По данным масс-медиа, в середине февраля были раскрыты подпольные поставки оружия из Казахстана в Индию. Но в материалах СМИ почему-то не оговаривается, что именно подразумевали неизвестные индийские спецслужбы: кухонные ножи, отраву для тараканов или автоматы, хотя понятие "оружие" в разных странах совершенно различно
Детективная история
В сообщениях казахстанских СМИ говорится о том, что оружие доставлялось в Индийскую республику по дипломатическим каналам. При этом незаконные рейсы в сердце полуострова Индостан регистрировались по поддельным документам. Непонятно, почему масс-медиа умалчивают о том, сколько и какое именно оружие ввозилось в Индию и вывозилось из Казахстана. А главное оборонно-экспортное ведомство республики "Казспецэкспорт" об этой информации ни сном ни духом. И в посольстве Индии в Казахстане пресс-атташе г-н Ядав заявил, что впервые слышит об этом скандале, впрочем, так же, как и представители посольства Казахстана в Индии. Ерлан Алимбаев, пресс-секретарь посла Казахстана в Индии также не в курсе, откуда могла взяться подобная информация.
Средства массовой информации опираются на данные неких индийских спецслужб. СМИ заявили, что за последние три месяца несколько самолетов АН-12 из Казахстана сделали 12 рейсов по маршруту Дели - Дубаи - Бангкок. По предположениям этих неназванных спецслужб Индии, в деле замешаны несколько чиновников из индийского министерства иностранных дел и из казахстанского посольства. Как сообщается в СМИ, именно они, по одной из версий индийского следствия, выдавали частной казахстанской авиакомпании незаконные разрешения на полеты. Они подписывали поддельные запросы из посольства Казахстана, не проводя положенную в таких случаях проверку. Пользовавшийся дипломатической неприкосновенностью рейс не проверялся на таможне и мог провозить на своем борту любые грузы.
Также в сообщении СМИ говорится, что, по данным индийской полиции, чаще всего это было оружие. Перевозчиком военного груза, по мнению индийских спецслужб, на которые ссылаются наши СМИ, стала казахстанская частная авиакомпания GCT Aero. Получателем - ее индийский партнер SAM Aviation. Странно только, что о "дипломатическом" инциденте, о котором не в курсе ни та ни другая сторона, и в Министерстве транспорта и коммуникаций ничего не знают. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел РК Адиль Абишев не подтверждает, но и не отрицает существование данного конфликта.
Как выяснилось, казахстанская авиакомпания GCT Aero действительно существует. Она занимается грузовыми перевозками и зарегистрирована в Комитете гражданской авиации РК. Однако о таких частых полетах АН-12 этой авиакомпании в Индию комитету также неизвестно. В парке авиакомпании среди прочих всего один самолет АН-12. Компания существует уже несколько лет. И уже четыре года успешно и легально работает с индийской компанией SAM Aviation.
С чего началось
По одной из версий, несколько месяцев назад в Индии поменялась система регистрации вылетов и посадок. Теперь для того, чтобы отечественному самолету получить разрешение на перелет из Казахстана в Дели, нужно обращаться в казахстанское посольство. По некоторым данным, в это же время в Индии появились фирмы, которые в обход посольства Казахстана делали практически ничем не отличающиеся от отечественных разрешения на вылет. Причем одно разрешение, а фактически обычное подтверждение, стоит от 200 до 1500 долларов, хотя должно выдаваться совершенно бесплатно. По словам сотрудника одной из туристических фирм Алматы, новые правила начали работать с февраля этого года.
Когда индийские власти обнаружили незаконные поборы, началось расследование. В это же время Комитет национальной безопасности РК проводит свое следствие по этому делу, но уже в Казахстане. По словам сотрудников КНБ, месяц назад в МИД РК поступило заявление о том, что в Индии подделываются документы, которые должен выдавать посол Казахстана. Письмо поступило из посольства Казахстана в Индии за подписью посла. В нем указывались фирмы и люди, которые якобы подделывали документы.
Тем временем в Казахстане усиленно муссируются слухи о том, что мы действительно ввязались в дипломатические разборки, да еще и с оружием. В Алматы же на этой неделе закончились расследование КНБ и внутренняя проверка нашей авиакомпании. Нарушений в работе авиакомпании GCT Aero найдено не было.
Спор физиков и лириков
По данным авиаторов, в Казахстане только два канала, по которым можно получить разрешение на полеты. Первый дает Комитет гражданской авиации на обычные полеты или перевозки. Второй - дипломатический канал, разрешение на эти полеты могут выдать только авиационные власти после соответствующих постановлений правительства с той и с другой стороны либо Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство иностранных дел. Также такой полет был возможен при условиях, если между Казахстаном и Индией было подписано секретное соглашение о поставке того или иного вида оружия, товара.
Самолет, вылетающий из Алматы в любую страну мира, в том числе и в Дели, должен пройти регистрацию, получить разрешение на полет и представить груз на проверку с документами получателя и отправителя. Если это военный груз, то ему сразу же присваивается определенный номер, чаще всего это 120 или 300. Причем ни один военный груз не может получить разрешение без подписи военных атташе двух посольств. По нормам ИКАО, на все товары и продукты не нужно специального разрешения на вывоз или ввоз, если они не могут использоваться в качестве оружия и комплектующих к оружию (например, электрические детонаторы) - в этом случае разрешение обязательно.
Через границу очень непросто вывезти или, наоборот, ввезти те или иные военные грузы. Более 10 служб отслеживают каждый перелет судов: таможня, Комитет национальной безопасности, Министерство транспорта и коммуникаций, Комитет гражданской авиации, Налоговый комитет, Министерство иностранных дел, посольства, Министерство обороны, РГП "Казспецэкспорт" и так далее. Причем это только с одной стороны. Примерно столько же служб интересуются грузом с другой.
Ан-12 может вместить в себя только 10 тонн. Не более трех тысяч километров самолет может пролететь без дозаправки, а от Алматы до Дели - 4,5 тысячи километров. Дозаправка этого самолета может быть возможна только в Шымкенте, Узбекистане или Туркменистане.
Вадим Фахрутдинов, коммерческий директор авиакомпании GCT Aero, комментирует: "Самолет нашей авиакомпании АН-12 в Бангкок и Дели по дипломатическим пропускам не летал. КНБ проводит расследование. Разрешение на вылет брал наш агент - компания, которая заказала эту транспортировку. Это самая большая компания Дели. С индийской стороны претензий нет. Все контракты с этой компанией у нас есть. Налоги оплачены. Мы перевозили одежду, ковры и продукты. Наш самолет АН-12 оборудован системой, разработанной КБ и одобренной КГА РК, не позволяющей открытие грузовых люков в полете. В нашей компании только один АН-12".
Кроме привычных ведомств, которые отслеживают перемещения грузов и судов, за каждым аэропортом наблюдают военные спутники и российские, и блока НАТО. Мало того, сейчас после многочисленных террористических актов страны НАТО с особым вниманием относятся к среднеазиатским государствам. А это значит, что повышенный интерес к нашим воздушным судам есть и у турецких, американских и французских разведок. То есть практически в любом аэропорту должны быть тайные агенты и информаторы, которые обязательно заинтересовались бы караванами "неприкасаемых" самолетов. Поэтому технически тайно исполнить подобную переброску оружия очень сложно. Если не сказать невозможно.
И тут наиболее интересен вопрос: кому понадобилась эта странная оружейная история? С одной стороны, она выгодна авиаконкурентам GCT Aero как в Казахстане, так и в Индии. С другой, возможно, кто-то очень незаметно пытается подпортить имидж Аскара Шакирова, посла Казахстана в Индии. |