Эпатаж машины боевой Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Экспресс-К", 6 июня
С этого номера "Экспресс К" снова продолжает публиковать материалы собственного журналистского расследования, связанного с зенитными ракетно-пушечными комплексами 2К 22 "Тунгуска", разграбленными и брошенными на бывшем испытательном полигоне Эмба-5. С 21 мая мы из номера в номер рассказывали вам о том, как дорогостоящую технику растаскивали по кусочкам местные жители и какие действия предпринимали (или не предпринимали) наши военные, чтобы вернуть ее в армейский строй.
Свои комментарии по поводу "тунгусок" уже высказывали на страницах нашей газеты начальник генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Малик Сапаров, его заместитель по вооружению генерал-майор Манас Сихимов, другие высокопоставленные чиновники ("Экспресс К" №№ 91-100). Вчера стали известны новые подробности в "тунгусском процессе". Нам удалось связаться с генералом, который был категорически против списания в утиль боевой техники, сосредоточенной на эмбинском полигоне после того, как полигон покинули россияне.
- Проблему об эмбинских "тунгусках" я отлично знаю, хотя в то время не проходил службу в структуре Министерства обороны, - рассказывает по телефону командующий войсками Восточного военного округа генерал-майор Нурлан Джуламанов. - Я был абсолютно против того, чтобы резать эти зенитные ракетно-пушечные комплексы на металлолом. Это было противозаконно. Техника на Эмбе была работоспособная.
По словам бывшего начальника войск ПВО сухопутных войск ВС РК, коим являлся в свое время генерал-майор Нурлан ДЖУЛАМАНОВ, надо было всего-навсего провести регламентные работы и потом использовать технику можно было бы вновь.
- Техника дорогостоящая, выпуска 1989-1991 годов. Ресурсы не были отработаны полностью. Я эти "тунгуски" хорошо знаю, потому что лично описывал их, и в частях все документы должны были сохраниться.
- Господин генерал, не могли бы вы уточнить, сколько же всего на Эмбе было зенитных ракетно-пушечных комплексов 2К 22? (Наши корреспонденты нашли на полигоне только 9 машин. - Авт.)
- "Тунгусок" было двенадцать. Такое количество заактировано в документах. Плюс там были еще транспортно-заряжающие машины, ремонтные комплекты и контрольно-испытательные станции.
- А скажите, можно было бы собрать из 12 "тунгусок" хотя бы половину? Не кажется ли вам, что с боевой техникой поступили как-то не по-хозяйски?
- Да, можно было собрать. Надо было на переговорах добиться, чтобы россияне восстановили то, что загубили в результате нещадной эксплуатации, когда арендовали у нас "тунгуски" . Когда россияне уезжали, то бросили все. Отнеслись, как говорится, к этому делу халатно. Я считаю, что это ненормальное отношение к нашему народному добру. Если бы я был в то время на месте, я бы не дал никогда технику уничтожать. Доказал бы любому начальнику, что "тунгуски" еще нужны нашей армии.
По мнению многих генералов и офицеров, с которыми мне приходилось встречаться за время подготовки к печати материалов по поводу "тунгусок", главная беда заключалась в том, что принимать зенитные комплексы у россиян отправились "некомпетентные люди". Кто их послал на Эмбу? Почему Министерством обороны не была сформирована комиссия из профессионалов? А ведь спецы в то время были, и точно знали, что надо делать…
----------
Полная Эмба! Несколько дней среди руин военного полигона Николай ХАЛАБУЗАРЬ, "Экспресс-К", 6 июня
Кататься по Эмбе и окрестностям - это вам не детские понты лихачей с улиц южной столицы! Только представьте - остатки боевой техники, разбросанные по степи (антураж, достойный "Безумного Макса" и "Кин-дза-дза"), разбитые насмерть грунтовые дороги и скорость - 140. Слабо?
Недельная командировка в городок Жем (бывший закрытый военный город Эмба-5), что в Актюбинской области, превратилась в небольшое, но очень увлекательное сафари по руинам, оставшимся от военного полигона. Правда, первую достопримечательность Эмбы мы нашли, едва приехав в город, не выходя за его пределы.
АМУР
Когда мы с Алексеем (нашим фотокором. - Авт.) скромно спросили на единственной стоянке в городе, который тут за хорошего водителя будет и при этом согласится катать нас несколько дней подряд по окрестному бездорожью, все водилы дружно тыкали пальцем в мужика, копавшегося в колесах своего "жигуленка":
- Амур!
Из языков Амур владел казахским, матерным и немного русским - второй компонент разрешил все проблемы со взаимопониманием.
- Чо, куда нада? Палигон? Ехали, на…!
Ну, ехали. Ох, мама, если б я знал, что это значит! Только усевшись в машину, я уже понял, что прогневил всех богов мира. Дверцу я закрыть просто не смог, потому что слишком уважительно к технике отношусь. Зато Амур, подождав, пока я усядусь, вдруг со всей дури лупанул непокорной дверью по корпусу и… Вместо того чтоб мигом развалиться, все вдруг встало на свои места! Ехали, на…! Прочь от бетонных дорог, по которым некогда дружной гурьбой плелись танки, - вперед, к сокровищам полигона по бездорожью, 140 км на спидометре! Машина натужно ревела, словно космический корабль на стартовой площадке, степь бросала нам под колеса ухабы и рытвины, кидала машину, как игрушку, вверх, вправо и влево, а мы, судорожно вжавшись в сиденья, гадали, чем все это кончится… И только Амур презрительно поплевывал на все это - руля одной рукой, второй он включал-выключал кассеты, тушил бычки о панель и закуривал новые сигареты, доводя концентрацию дыма в салоне до плотности дымовой завесы.
Кататься в таком режиме пришлось несколько дней подряд. Только однажды Алексей решился заметить:
- Амур, ты - крутой джигит! Скинь скорость хотя бы до 80…
Самодовольную улыбку Амура, последовавшую вместо ответа, впору сравнить с солнцем, но… Привычка оказалась сильнее, и через минуту мы снова считали кочки, ухабы и шансы добраться до точки назначения.
УТРОМ - ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ - ПУШКА
Военного железа, ради которого мы и рисковали жизнью в машине Амура, в Жеме оказалось как помоев на городской свалке. После закрытия полигона в 1999 году российские военные увезли с собой лишь самую новую технику, а то, что не успели пустить на ратную службу Казахстана наши вояки, местные жители превратили в металлолом. И судя по всему, в том особо не стеснялись - распотрошенными и порезанными оказались даже Миг-21 и ракетная установка, выставленные на постаментах в центре города в качестве памятников. Что уж говорить о площадках за городом, куда свезли боевую технику! Ближайшая аналогия - неубранный стол после массового попоища, где танки и бронетранспортеры вместо закуски. Тут-то и сбылась мечта пацифиста: заглянул в распотрошенную ракету, посидел на разворованном танке и забрался на обезглавленную самоходную установку!
Кстати, моей туристической радости никто особо не противился. Три бутылки водки решили все проблемы со сторожами: по их словам, пять штук тенге не повод для охраны в режиме "не щадя живота своего" и не источник для поддержания праздника в душе (тем паче, что жить этим перемазанным мазутом церберам приходится прямо на кладбище военных монстров в одном из полуразобранных вагонов). Чисто гипотетически спросили:
- А можно купить вон тот ствол от зенитки?
- Можно. Деньги давай и вечером приходи!
Но вечером мы никуда не пошли. Конечно, зенитный ствол в стенах редакции - экзотика, но уж больно не хотелось мучиться с ним в вагоне на обратном пути…
НЕМНОГО ОФИЦИОЗА
Ерлан СУЛТАНГЕРЕЕВ, аким города Жем:
- Сейчас у города нелегкие времена, но однозначно сказать, что в связи с закрытием полигона город полностью вымер, нельзя. Дальнейшее развитие связано с "Казахойлом", который разрабатывает здесь месторождения нефти. Появятся подрядные организации, сервис, хотим построить профтехучилище, больницу и т.д. Но это все в будущем - город почувствует рост где-то в 2006-2007 годах. К сожалению, местные жители этих перспектив не видят: они хотят, чтобы в один миг все изменилось, город в один день стал бить фонтанами, повсюду выросли цветы… Сейчас у нас задачи поскромнее - любым путем сохранить город, оставшиеся здания от разрушения. Не скажу, что это выполнимо на сто процентов, но что в наших силах - сделаем. Сейчас самый трудный момент.
- Говорят, минувшей зимой Жем едва не замерз без отопления?
- Было дело. Россияне, зная, что полигон будут передавать Казахстану, в последние годы вложений в коммунальное хозяйство не делали, а после их ухода местных финансов на решение проблемы отопления не хватило - на отопление требовалось 200 миллионов тенге! Правительство нам оказало помощь поздно, деньги на отопление выделили только в декабре.
- А как будет на этот раз?
- Аким области дал слово, что не допустит повторения, будет финансировать ремонтно-восстановительные работы. Город будет переводиться на автономную систему управления - у каждого дома появится своя котельная.
- На таком фоне в перспективы верится с трудом…
- Поверьте, придет время - и город будет процветать!
СКАЗКИ ЭМБЫ
- Амур, тут ценное железо еще осталось?
- Все чо можно тащили, туда-сюда на фиг продали! Мед, люминий… Тут падземный ход до Байконур ест…
- Ты откуда знаешь?
- Тут все знает! Там, на четвертый плащадка - все московский камандировашные туда шли. С утра зайдут, целый ден че делают - не знаю, тока вечером выхоит! Туда не пускали. Русские ушел - все забили, не пробратся ни фига. Там, может, ест чо…
Другим наследием полигона оказались легенды - даже наши попутчики в поезде, узнав, что мы направляемся на полигон, считали своим долгом рассказать о суперракетах, новейших самолетах и том самом подземном ходе до Байконура, которых никто в глаза не видел (до Байконура от Эмбы километров 600-700, если не больше). Даже Ерлан Султангереев, аким Жема, доверительно рассказал свою порцию "страшилок":
- Говорят, есть тут подземные аэродромы, где стояли секретные самолеты, - люди видели, как необычные машины взмывали в воздух, словно из-под земли! Российские войска ушли, а объекты-то остались!
- А если кто-то из местных их случайно найдет?
- Думаю, найти их так же сложно, как и могилу Чингисхана.
Трудно проверить, что из подобных рассказов - реальность, а что - фантазия. Зато почвы для фантазий на тему секретной техники, НЛО и прочих тайн хоть отбавляй: уезжая, на железнодорожной станции купили древнющий номер актюбинской газеты "Диапазон", которая убедительно рассказывала о сбитой на полигоне летающей тарелке и последующей за этим разделке инопланетной делегации хирургами-мясниками. Короче, "Секретные материалы" отдыхают - в Казахстане есть источник для вдохновения на более крутые сюжеты. "Казахфильм", ау!
ЗДРАВСТВУЙТЕ, БРАТАН!
Особое достоинство Жема - его жители. До закрытия полигона таковых было тысяч 15, сегодня от этого числа остались зияющие окна опустошенных домов и четыре тысячи особо упорных или военнообязанных. Последних - большинство, около двух с половиной тысяч. Но на поверку прочие мирные жители от военных отличаются немногим, многолетним соседством с армией приучены к особому общению - на вопросы отвечают почти по уставу: лаконично и строго по существу. Правда, с некоторой заминкой и прищуром, как бы оценивая: "А тебе зачем?". Городок-то до недавнего времени был закрыт строго-настрого, въезд по пропускам! И еще одна деталь - подчеркнутая вежливость:
- Братан, сфотографируйте нас, пожалста!
Самый трагичный момент для любого профи-фотографа - через минуту начинают спрашивать, когда фотографии принесешь, а дальше как получится.
- Ребят, а фотографий не будет - мы пленку увезем…
- Ну извините, братан!
Искренне и подчеркнуто на "вы". Это вам не Алматы поздним вечерком в микрорайонах!
Совсем иначе шли разговоры в поселке, расположенном непосредственно на железнодорожной станции Жем. Там вспышка фотоаппарата привлекала настороженное внимание:
- Э! Ты зачем снимаиш? Президент послал, да? Посматрет наш жизн, да? Или ты в Китай картинку продаш?
- В газету снимаю, отец, в Алматы…
- Куда-куда, гавариш? Алматы? А, знаю, был - там гряз и бардак! Снимай…
Грязи и бардака в городе Жеме и на одноименной железнодорожной станции хватало и своего, но это же - родное! И весьма своеобразное - где вы еще встретите топливный бак военного самолета, превращенный в душевой бачок, отстрелянные гильзы крупнокалиберных снарядов, выстроенные в мостик через небольшой ручей, ракетный корпус, используемый вместо забора, и целый вагон в качестве подсобного помещения во дворе частного дома?
Такая конструкторская смекалка - не от хорошей жизни. Вокруг - бесконечная степь, а несколько тополей кажутся миражом. Вот и выходит, что железо с полигона здесь самый распространенный строительный материал (после самана, конечно). Кажется, что даже гнезда местных птичек свиты из проволоки и для надежности укреплены гильзами. Знай о Жеме режиссеры "Безумного Макса" или авторы "Кин-дза-дза" - снимали бы свои шедевры именно здесь. Но пока что даже отечественные киношники не спешат на эту невозделанную плантацию научной фантастики. Такие виды, ребятня и взрослые пропадают зря!
Прощание с Жемом вышло очень своеобразным - напоследок нам преподнесли сюрприз, от которого мы долго еще выражались, сидя в вагоне по дороге в Алматы. Как честные пассажиры, заслышав слова о том, что наш "поезд № 24 приходит на третий путь", мы поковыляли через рельсы. И через пару минут галопом обегали вагоны, обильно посыпая шпалы матом, когда наш состав вдруг взгромоздился на первый путь. Едва успели. До свидания, братаны!
СПРАВКА "ЭК"
После закрытия полигона едва ли не единственным поводом для упоминания такового в прессе стали случаи подрыва местных жителей при попытках демонтажа оставшейся боевой техники. По разным сведениям, в 2000-м и 2001 годах, на которые приходится пик освоения сокровищ полигона, произошло 12 таких инцидентов. На этот же период приходится и расцвет предпринимательской деятельности и массовый отток населения из города - возникавшие фирмы занимались исключительно приемом цветного лома, а затем исчезали, в то время как их нажившиеся хозяева паковали чемоданы. Агентство Казпресс писало в 2001 году: "Военные предпочитают не покидать пределов воинской части в ночное время, опасаясь получить удар по голове железным ломом…" Масштабы распродажи железа были такие, что теперь здесь даже казенные дома на железнодорожной станции покрыли инвентаризационными номерами - раз уж ракеты здесь разворовывают на лету… |