Сергей ТУНИК, "Экспресс-К", 30 июля 2002 г.
Похоже, что мы опять на пороге авиационного скандала: 9-е управление по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями занялось расследованием факта продажи на аукционе воздушного судна АН-26Б выпуска 1980 года, № 26020, всего за три миллиона сто тысяч тенге (порядка 20 тысяч долларов), хотя реальная стоимость этой машины в пять-десять раз выше. Этот самолет был выставлен на продажу обанкротившимся предприятием "Бурундай-авиа". Конкурентами на торгах оказались две фирмы - ОАО "Алматыхимснаб" и ТОО "OIL-B". Организаторов аукциона не смутило, что обе эти конторы были прописаны по одному и тому же адресу, телефон у обеих один и тот же, и вообще представитель "OIL-B" (у этого ТОО вообще нет сертификата эксплуатанта воздушных судов) Бауыржан Утепов является заместителем руководителя "Алматыхимснаба" Валерия Белоконя. А в "OIL-B" никогда и никем не числился.
Между тем проданным судном ранее интересовались такие авиакомпании, как "Иртыш Авиа", "Азия континенталь эйрлайнс", "Ирбис" и другие, которые были согласны заплатить реальную стоимость крылатой машины. Но принять участие в торгах они так и не сумели: объявление об аукционе вышло только в газете "Егемен Казахстан" и только на казахском языке. Бывшие хозяева самолета даже не были в курсе, когда и по какой цене будет продана их машина: извещение о начале торгов пришло к ним после того, как они завершились. Однако это было всего лишь начало детектива.
В марте нынешнего года между президентом "Алматыхимснаба" Белоконем и его заместителем по воздушным судам Утеповым пробежала черная кошка: зам требовал, чтобы ему наконец-то выдали зарплату за четыре последних месяца, которую он устал ждать. Президент, сославшись на финансовые проблемы, ответил отказом не только Утепову, но и менеджеру предприятия по воздушным судам Григорию Хорошилову. Повторные просьбы дали такой же результат. Но когда обиженные пригрозили остановить все суда компании, Белоконь вызвал их в офис для финальной беседы. Далее "показания" сторон разнятся, как день и ночь.
По словам Утепова и Хорошилова, разговор был хоть и жестким, но корректным, в результате чего босс и его подчиненные пришли к консенсусу. Противная же сторона, тайно записав беседу на видео, обвинила обоих в вымогательстве и шантаже, после чего потребовала возбуждения уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела не смутил г-на Белоконя. Новый иск на Утепова и Хорошилова в суд - о хищении ими денежных средств и документов на воздушное судно - прокуратурой Илийского района был принят без особых проблем.
Авиаторы утверждают, что хищения, которые им приписывают, фальсифицированы, что их отчеты по командировочным расходам сфабрикованы, что документы на самолет, стоящий в Шымкенте, давно переданы руководству "Алматыхимснаба", что следствие, которое начато в Илийском РОВД, идет, по их мнению, недостаточно объективно…
Между тем самолеты, принадлежащие "Алматыхимснабу" и "OIL-B", все это время подставляли крылья дождям, снегу и солнцу на стоянках в Бурундае и Шымкенте. Их и сегодня можно увидеть там. Была информация, что в январе этого года одна фирма хотела купить самолет с бортовым номером 26020 для работы в Найроби (Кения), но к тому времени машина уже требовала ремонта "весом" в 20-25 тысяч долларов, которых у компании не оказалось. А судно №47763, стоящее в Шымкенте, вообще осталось без винтов.
Связаться с президентом "Алматыхимснаба" так и не удалось: секретарша отвечала, что шефа нет на месте и когда будет, никто не знает…
1 сентября в Илийском районном суде должно начаться рассмотрение дела по иску Белоконя к своим бывшим подчиненным. Расследование "девятки" по факту незаконной продажи АН-26Б с аукциона продолжается. |