Валерия БАЛКИНА, "Экспресс-К", 28 августа
То, что произошло с нами после того, как мы из самых лучших побуждений инвестировали миллионы долларов в производство в Казахстане, должно послужить предупреждением всем международным инвесторам, - заявил в интервью Market news publishing президент WWM Пол Кэрролл. - Эффект решения суда таков, если оно останется без изменений, то любое суверенное государство сможет отказаться возвращать свои долги и разрывать коммерческие соглашения, не выплачивая компенсации. Мы действительно надеемся, что другие инвесторы, к примеру, в нефтяном секторе, тщательно все обдумают, прежде чем инвестировать в развивающиеся страны, такие, как Казахстан.
Напомню, что в октябре 1996 года канадская корпорация World Wide Minerals (WWM) получила в управление Целинный горно-химический комбинат, который занимается разработкой урановых рудников. Через год контракт был аннулирован правительством нашей республики в одностороннем порядке. Канадцы обвинили казахстанскую сторону в невыполнении обязательств и обратились в американский суд.
Разразившийся международный скандал наверняка не прошел бесследно - скольких западных инвесторов отпугнули призывы руководства WWM не иметь дела с Казахстаном, сколько шансов восстановить производство и обеспечить стабильную работу казахстанцам было упущено за эти пять лет?! Тем более в такой отрасли, как урановая, где, по признанию специалистов, решение о заключении контрактов на 80% зависит от репутации компаньона. И неизвестно, сколько еще потенциальных партнеров Казахстан потеряет, - ведь канадская компания продолжает обливать казахстанское правительство и наши законы грязью. И это несмотря на то, что апелляционный суд США признал действия Казахстана абсолютно правомерными…
Между тем правительство нашей республики, выступавшее в иске WWM ответчиком, даже и не пыталось восстановить свою репутацию. А причины для отказа в сотрудничестве с канадским инвестором действительно были.
В марте 1997 года компания заключила контракт с американской компанией Consumer"s Energy на реализацию уранового концентрата. Для того чтобы начать экспорт казахстанского урана, WWM нужно было получить соответствующую лицензию. По нашим законам для выдачи этой лицензии правительство должно проверить правомочность предстоящей сделки. Поэтому для исследования заключенного между WWM и Consumer"s Energy контракта была создана специальная экспертная группа. Изучив все материалы, отечественные специалисты пришли к выводу, что этот контракт не отвечает интересам Казахстана по целому ряду пунктов.
Во-первых, для того чтобы не нарушить соглашение с США о приостановке антидемпингового расследования от 1992 года, Казахстан должен придерживаться квоты, устанавливаемой министерством торговли Соединенных Штатов каждые шесть месяцев. К тому времени новая квота еще не была установлена, то есть возобновлять продажу урана было нельзя. Кроме того, упомянутое международное соглашение контролирует как цену экспортируемого урана, так и тех, кто участвует в сделке. Поэтому правительственная комиссия приняла решение направить контракт WWM и Consumer"s Energy в министерство торговли США на экспертизу.
Во-вторых, компания WWM не предоставила сертификат конечного пользователя, в котором получатель обязался бы использовать казахстанский уран только в собственных нуждах и не перепродавать его в третьи страны. А это опять же нарушает казахстанские законы и ставит под угрозу имидж нашего государства.
Были и другие не менее серьезные претензии. К примеру, согласно контракту WWM и Consumer"s Energy, за полученный уран американская компания могла расплачиваться не сразу, а лишь через 30 дней после поставки последней партии. А это при существовавшем дефиците средств "решение, по меньшей мере, неразумное", посчитали казахстанские эксперты. Причем нельзя было забывать и о том, что если по какой-либо причине Consumer"s Energy не устроило проданное ей сырье, возвратить этот уран в Казахстан было бы уже нельзя. Дело в том, что по международным соглашениям наша республика может только вывозить уран, а вот ввозить - нет. Причем запрет касается даже казахстанской продукции, вывезенной за пределы страны на продажу.
Недопустимым, по мнению правительства, был и пункт контракта, предусматривающий перечисление денег в качестве оплаты в банки не Казахстана, а США и Канады.
Для того чтобы получить лицензию, WWM должна была изменить все спорные статьи соглашения. Однако вместо этого канадцы перестали платить работникам ЦГХК. И вплоть до момента расторжения контракта, то есть около двух месяцев, сотрудники комбината не могли получить зарплату. И ведь стоило правительству внятно и толково разъяснить журналистам все причины разрыва отношений с WWM, многих проблем можно было бы избежать. Возможно, не было бы пикетов и забастовок работников ЦГХК, требовавших от государства восстановить сотрудничество с канадским инвестором. Не было бы такого резонанса в казахстанской прессе, которая, возможно, и не ведая того, обеспечила WWM эффектную поддержку. Но чиновники выбрали другой путь, решив смолчать. И продолжают молчать до сих пор, несмотря на то, что в адрес республики звучат далеко не просто обидные высказывания.
Автор благодарит за предоставленные документы пресс-службу НАК "Казатомпром" |