NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 17:46 ast
15:46 msk

Компания-банкрот у руля отечественной авиации
Руководство иностранных компаний категорически запретило своим сотрудникам летать лайнерами "Эйр Казахстан"
18.10.2002 / скандалы

Андрей ВОРОТЫНСКИЙ, "Караван", 18 октября

Мы уже сообщали о том, что чиновники Министерства транспорта и коммуникаций провернули очередную аферу в авиационной отрасли Казахстана. Напомним ее суть: Минтранском объявил первый в истории отечественной авиации конкурс на выполнение регулярных внутренних и международных авиамаршрутов.

По его результатам ведущие авиакомпании республики остались за бортом, но с легкой руки Комитета гражданской авиации, находящегося под крылом Минтранскома, единогласным победителем конкурса стало убыточное предприятие - ЗАО "Эйр Казахстан".

Сие решение, противоречащее здравому смыслу, а также многим казахстанским законам, созрело под давлением правительства, в планах которого сделать "Эйр Казахстан" монополистом по всем воздушным направлениям.

Прогнозы экспертов пугают: в лучшем случае компания не потянет свалившийся на ее плечи объем перевозок и благополучно загнется. В худшем - пассажиры будут летать на аварийных самолетах по космическим тарифам. Не исключено и полное вымирание авиационной отрасли через пару лет. Но более подробно о том, как развивались события…

Перевозчику грозит арест самолетов

21 августа председатель Комитета гражданской авиации Берик Омаров сообщил руководителям казахстанских авиакомпаний о возможном приостановлении деятельности "Эйр Казахстан" и обратился с просьбой продолжить выполнение регулярных рейсов национального перевозчика. Был утвержден даже план передачи компаниям маршрутов "Эйр Казахстан". Спустя две недели в правительство из Министерства транспорта и коммуникаций поступил документ, подтверждающий неплатежеспособность национального перевозчика.

Аргументы были "железные": компания имеет задолженность перед бюджетом республики 1,3 миллиарда тенге. Общая кредиторская задолженность "Эйр Казахстан" составляет 14 миллиардов 37 миллионов тенге. Как следует из документа, внешние долги "Эйр Казахстан" - 2 миллиарда 484 миллиона тенге - могут подорвать имидж страны, не исключен и арест воздушных судов.

Как оказалось, не все гладко у потенциального банкрота и с уплатой налогов, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Независимые аудиторы предполагают, что в компании ведется двойная бухгалтерия. Так, в финансовых отчетах компании, предоставленных в налоговые органы, нет информации о деятельности дочерних предприятий и внутренних финансовых операциях. Кроме того, за последние два года от зарплаты не производились перечисления в бюджет и пенсионные фонды.

Щедрый подарок банкроту

Ознакомившись с документом, правительство решило… в очередной раз вложить деньги в компанию-банкрота. 13 сентября на свет появилось постановление под номером 1004 за подписью Имангали Тасмагамбетова. Согласно данному документу, 50% акций будут выкуплены у частных структур и лягут тяжким бременем на плечи налогоплательщиков. Более того, своим постановлением правительство списывает "с винта" компании штрафы и пени, предоставляет пять лет отсрочки по долгам. А Минтранскому полагается обеспечить соглашение между несостоявшимся банкротом и его кредитором - госпредприятием "Казаэронавигация" о пролонгации до 1 января 2011 года срока погашения задолженности в сумме 1,9 миллиарда тенге. Уставный капитал "Эйр Казахстан" решено укрепить двумя аэробусами и зданием Алматинского аэровокзала.

А напоследок правительство преподнесло компании главный подарок в виде прибыльной региональной авиакомпании "Иртыш-Авиа", финансовые показатели которой в несколько раз выше, чем у "Эйр Казахстан". Эксперты едины во мнении, что такое слияние приведет к финансовому краху "Иртыш-Авиа".

Частные авиакомпании - за борт

Результатами первого тендера остались довольны только представители "Эйр Казахстан". На тендер выставлялись более 80 маршрутов, однако львиную долю заполучил безнадежный банкрот. Как было сформулировано в постановлении правительства "Об утверждении правил проведения конкурса и выдачи свидетельства на авиамаршруты для оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты", тендер проводится в целях развития конкуренции. Главные условия для конкурсантов - отсутствие долгов, высокое техническое состояние авиапарка и уровень безопасности. Чего никак не скажешь об "Эйр Казахстан"!

Тем не менее компания будет выполнять рейсы стабильных и рентабельных региональных авиакомпаний. В частности, по маршруту Атырау - Алматы - Атырау вместо "Атырау ауе жолы" будет летать "Эйр Казахстан". Поскольку на маршруте он будет монополистом, возрастут и цены на авиабилеты. Впрочем, уже сейчас билеты на рейсы "Эйр Казахстан" пассажирам влетают в копеечку: к примеру, путешествие эконом-классом стоит более 30 тысяч тенге, тогда как у региональной авиакомпании - 21 тысяча тенге.

Как оказалось, взлетно-посадочная полоса аэропорта Атырау имеет ограничения по взлетной массе из-за своего технического состояния. Полоса непригодна для приема самолета типа

"Боинг-737", который будет выполнять рейс, из-за конструктивных особенностей шасси данного типа самолета. По мнению специалистов, это может привести к деформации покрытия полосы, что небезопасно для жизни пассажиров.

Еще один отобранный маршрут Атырау - Астана "Эйр Казахстан" вообще не в силах потянуть, о чем свидетельствует просьба представителей авиакомпании о предоставлении им дополнительных субсидий из областного бюджета.

Досталось на орехи и другим региональным авиакомпаниям: "Семей авиа", "Скат"…

28 сентября Комитет гражданской авиации провел повторный тендер. В состав тендерной комиссии вошли только представители комитета. Никакого намека на присутствие Антимонопольного комитета, Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана и прокуратуры, как это положено по закону. Все действо происходило по уже знакомому сценарию: представителям "Эйр Казахстан" предложили выбрать по своему усмотрению маршруты, а после "объедки" от пирога бросили региональным представителям. Претензии от авиаторов члены комиссии не принимали.

Как нам стало известно, по итогам тендеров представители Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана обратились в суд города Астаны, Генеральную прокуратуру РК с требованием признать недействительными итоги тендеров. Но воз и ныне там…

Иностранцам запретили летать самолетами "Эйр Казахстан"

Каждый год независимые аудиторы - представители иностранных нефтяных компаний, дают свое заключение о техническом состоянии самолетов казахстанских авиакомпаний. Национальному перевозчику "Эйр Казахстан" положительное заключение не светит ни при каких условиях. Из компетентных источников мы узнали о том, что руководство иностранных компаний категорически запретило своим сотрудникам летать лайнерами "Эйр Казахстан". Так что теперь, чтобы попасть из Атырау в Астану, им придется добиваться разрешения в центральном офисе…

Впрочем, техсостояние парка "Эйр Казахстан" известно не только иностранцам. Как следует из справки Минтранскома, только 11 судов из 37 могут летать. А срок эксплуатации 10 самолетов истекает в 2003-2006 годах. Каким образом будут покрываться дополнительные маршруты неизвестно.

И о безопасности пассажиров. В прошлом году на счету правительственного протеже было наибольшее количество так называемых авиационных событий -14. В этом году уже 13. Пока Бог миловал пассажиров…

В последний момент

Нам стало известно, что представители "Росавианавигации" предъявили ультиматум Комитету гражданской авиации РК: или долги перед российской аэронавигацией будут немедленно погашены, или после 28 октября будет наложен запрет на пересечение российско-казахстанской границы лайнерами казахстанских авиакомпаний "Эйр Казахстан", "Евро-Азия Эйр", "Казахстан эйрлайнз".

Также предполагается замена председателя Комитета гражданской авиации, который провел в этом кресле всего три месяца.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конец сладкой жизни 31.10.2002
Судебных дел "ФудМастер" 30.10.2002
Изнасилование 29.10.2002
Нефтяной гигант 28.10.2002
Катастрофа на Каспии 25.10.2002
Атомные страсти 21.10.2002
Подкидыш из "нержавейки" 21.10.2002
Компания-банкрот у руля отечественной авиации 18.10.2002
У нас и Бут, а мы летаем... 17.10.2002
Стрелочники за "уран-гейт" найдены 16.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz