Андрей ВОРОТЫНСКИЙ, "Караван", 18 октября
Мы уже сообщали о том, что чиновники Министерства транспорта и коммуникаций провернули очередную аферу в авиационной отрасли Казахстана. Напомним ее суть: Минтранском объявил первый в истории отечественной авиации конкурс на выполнение регулярных внутренних и международных авиамаршрутов.
По его результатам ведущие авиакомпании республики остались за бортом, но с легкой руки Комитета гражданской авиации, находящегося под крылом Минтранскома, единогласным победителем конкурса стало убыточное предприятие - ЗАО "Эйр Казахстан".
Сие решение, противоречащее здравому смыслу, а также многим казахстанским законам, созрело под давлением правительства, в планах которого сделать "Эйр Казахстан" монополистом по всем воздушным направлениям.
Прогнозы экспертов пугают: в лучшем случае компания не потянет свалившийся на ее плечи объем перевозок и благополучно загнется. В худшем - пассажиры будут летать на аварийных самолетах по космическим тарифам. Не исключено и полное вымирание авиационной отрасли через пару лет. Но более подробно о том, как развивались события…
Перевозчику грозит арест самолетов
21 августа председатель Комитета гражданской авиации Берик Омаров сообщил руководителям казахстанских авиакомпаний о возможном приостановлении деятельности "Эйр Казахстан" и обратился с просьбой продолжить выполнение регулярных рейсов национального перевозчика. Был утвержден даже план передачи компаниям маршрутов "Эйр Казахстан". Спустя две недели в правительство из Министерства транспорта и коммуникаций поступил документ, подтверждающий неплатежеспособность национального перевозчика.
Аргументы были "железные": компания имеет задолженность перед бюджетом республики 1,3 миллиарда тенге. Общая кредиторская задолженность "Эйр Казахстан" составляет 14 миллиардов 37 миллионов тенге. Как следует из документа, внешние долги "Эйр Казахстан" - 2 миллиарда 484 миллиона тенге - могут подорвать имидж страны, не исключен и арест воздушных судов.
Как оказалось, не все гладко у потенциального банкрота и с уплатой налогов, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Независимые аудиторы предполагают, что в компании ведется двойная бухгалтерия. Так, в финансовых отчетах компании, предоставленных в налоговые органы, нет информации о деятельности дочерних предприятий и внутренних финансовых операциях. Кроме того, за последние два года от зарплаты не производились перечисления в бюджет и пенсионные фонды.
Щедрый подарок банкроту
Ознакомившись с документом, правительство решило… в очередной раз вложить деньги в компанию-банкрота. 13 сентября на свет появилось постановление под номером 1004 за подписью Имангали Тасмагамбетова. Согласно данному документу, 50% акций будут выкуплены у частных структур и лягут тяжким бременем на плечи налогоплательщиков. Более того, своим постановлением правительство списывает "с винта" компании штрафы и пени, предоставляет пять лет отсрочки по долгам. А Минтранскому полагается обеспечить соглашение между несостоявшимся банкротом и его кредитором - госпредприятием "Казаэронавигация" о пролонгации до 1 января 2011 года срока погашения задолженности в сумме 1,9 миллиарда тенге. Уставный капитал "Эйр Казахстан" решено укрепить двумя аэробусами и зданием Алматинского аэровокзала.
А напоследок правительство преподнесло компании главный подарок в виде прибыльной региональной авиакомпании "Иртыш-Авиа", финансовые показатели которой в несколько раз выше, чем у "Эйр Казахстан". Эксперты едины во мнении, что такое слияние приведет к финансовому краху "Иртыш-Авиа".
Частные авиакомпании - за борт
Результатами первого тендера остались довольны только представители "Эйр Казахстан". На тендер выставлялись более 80 маршрутов, однако львиную долю заполучил безнадежный банкрот. Как было сформулировано в постановлении правительства "Об утверждении правил проведения конкурса и выдачи свидетельства на авиамаршруты для оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты", тендер проводится в целях развития конкуренции. Главные условия для конкурсантов - отсутствие долгов, высокое техническое состояние авиапарка и уровень безопасности. Чего никак не скажешь об "Эйр Казахстан"!
Тем не менее компания будет выполнять рейсы стабильных и рентабельных региональных авиакомпаний. В частности, по маршруту Атырау - Алматы - Атырау вместо "Атырау ауе жолы" будет летать "Эйр Казахстан". Поскольку на маршруте он будет монополистом, возрастут и цены на авиабилеты. Впрочем, уже сейчас билеты на рейсы "Эйр Казахстан" пассажирам влетают в копеечку: к примеру, путешествие эконом-классом стоит более 30 тысяч тенге, тогда как у региональной авиакомпании - 21 тысяча тенге.
Как оказалось, взлетно-посадочная полоса аэропорта Атырау имеет ограничения по взлетной массе из-за своего технического состояния. Полоса непригодна для приема самолета типа
"Боинг-737", который будет выполнять рейс, из-за конструктивных особенностей шасси данного типа самолета. По мнению специалистов, это может привести к деформации покрытия полосы, что небезопасно для жизни пассажиров.
Еще один отобранный маршрут Атырау - Астана "Эйр Казахстан" вообще не в силах потянуть, о чем свидетельствует просьба представителей авиакомпании о предоставлении им дополнительных субсидий из областного бюджета.
Досталось на орехи и другим региональным авиакомпаниям: "Семей авиа", "Скат"…
28 сентября Комитет гражданской авиации провел повторный тендер. В состав тендерной комиссии вошли только представители комитета. Никакого намека на присутствие Антимонопольного комитета, Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана и прокуратуры, как это положено по закону. Все действо происходило по уже знакомому сценарию: представителям "Эйр Казахстан" предложили выбрать по своему усмотрению маршруты, а после "объедки" от пирога бросили региональным представителям. Претензии от авиаторов члены комиссии не принимали.
Как нам стало известно, по итогам тендеров представители Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана обратились в суд города Астаны, Генеральную прокуратуру РК с требованием признать недействительными итоги тендеров. Но воз и ныне там…
Иностранцам запретили летать самолетами "Эйр Казахстан"
Каждый год независимые аудиторы - представители иностранных нефтяных компаний, дают свое заключение о техническом состоянии самолетов казахстанских авиакомпаний. Национальному перевозчику "Эйр Казахстан" положительное заключение не светит ни при каких условиях. Из компетентных источников мы узнали о том, что руководство иностранных компаний категорически запретило своим сотрудникам летать лайнерами "Эйр Казахстан". Так что теперь, чтобы попасть из Атырау в Астану, им придется добиваться разрешения в центральном офисе…
Впрочем, техсостояние парка "Эйр Казахстан" известно не только иностранцам. Как следует из справки Минтранскома, только 11 судов из 37 могут летать. А срок эксплуатации 10 самолетов истекает в 2003-2006 годах. Каким образом будут покрываться дополнительные маршруты неизвестно.
И о безопасности пассажиров. В прошлом году на счету правительственного протеже было наибольшее количество так называемых авиационных событий -14. В этом году уже 13. Пока Бог миловал пассажиров…
В последний момент
Нам стало известно, что представители "Росавианавигации" предъявили ультиматум Комитету гражданской авиации РК: или долги перед российской аэронавигацией будут немедленно погашены, или после 28 октября будет наложен запрет на пересечение российско-казахстанской границы лайнерами казахстанских авиакомпаний "Эйр Казахстан", "Евро-Азия Эйр", "Казахстан эйрлайнз".
Также предполагается замена председателя Комитета гражданской авиации, который провел в этом кресле всего три месяца. |