NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 28.11.2021 02:04 ast
23:04 msk

Янки должны подчинится законам республики
Заявление СП "Тенгизшевройл" о приостановлении работ по двум крупным проектам вызвало резко негативную реакцию Кабмина
23.11.2002 / скандалы

Адиль Джалилов, "Панорама", 22 ноября

19 ноября в правительстве прокомментировали заявление ТОО СП "Тенгизшевройл" о приостановлении работ по двум крупным проектам - заводу второго поколения (ЗВП) и по закачке сырого газа (ЗСГ) обратно в пласты (пожалуйста, предыдущий номер Панорамы) и различные домыслы вокруг этого события. Напомним, бюджет этих проектов составляет порядка $3,5 млрд, а решение о приостановке проектов было принято на Совете партнерства ТШО 30 октября. Предполагается, что данные проекты позволили бы увеличить добычу нефти на Тенгизе с 12-13 млн тонн в год до 22 и более млн тонн к 2005 году (7 млн тонн за счет ввода ЗВП и 3 млн - ЗСГ).

Приостановка столь крупных проектов спровоцировала ряд комментариев (в основном в иностранной прессе) о якобы ухудшающемся инвестиционном климате в РК. Позицию правительства по этому вопросу представляли министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник и министр финансов Зейнулла Какимжанов, а также управляющий директор НК "КазМунайГаз" Жакып Марабаев. Сразу отметим, что выступления министров заметно диссонировали друг с другом, что объясняется, очевидно, профилем работы и темпераментами. Напоминая хрестоматийный дуэт доброго и злого следователя, министры попытались объяснить прессе, что решение о приостановке проектов было внутренним для партнеров в СП, и негоже выносить этот вопрос в публичную плоскость.

Известный своей мягкой и витиеватой дипломатичностью г-н ШКОЛЬНИК заявил, что вокруг этого дела слишком много догадок, всевозможных предположений и политики. Министр подчеркнул, что расширение выгодно всем партнерам без исключения, но сложившаяся финансовая ситуация не позволила им выработать взаимоприемлемые механизмы финансирования этих проектов. И, поскольку механизмы не были найдены, решение о начале реализации этих проектов всеми партнерами единогласно было отложено на неопределенное время. Г-н Школьник заявил, что казахстанская сторона при этом строго следовала всем положениям соответствующего договора о создании ТШО, и недопустимо "спор среди бухгалтеров и финансистов" смешивать с какими-то размышлениями об инвестиционном климате - эти вещи не имеют никакого отношения друг к другу. Тот, кто это делает, по его мнению, наверное, преднамеренно хочет ухудшить инвестклимат. Последний термин, считает г-н Школьник, предполагает баланс интересов государства и инвестора. При этом он напомнил, что инвестиционный климат совершенствуется, работает Совет инвесторов, приток инвестиций - наибольший в СНГ.

Сейчас, по словам министра, в ТШО речь идет о том, какой механизм финансирования может быть выбран, и казахстанская сторона просто твердо стоит на защите интересов своего государства: "ТШО стал высокорентабельным проектом, и страна должна получать от этого деньги, тем более что у нас запланированы поступления в бюджет". По словам г-на Школьника, есть несколько способов финансирования данных проектов. Один из них - использовать внутриоперационные деньги, не распределяя их прибыль между партнерами, а направляя на инвестиции. Но в этом случае Казахстан недополучит запланированные деньги (порядка $200 - 250 млн в год) до 2006 года, так как данные инвестиции предполагают налоговые послабления методом так называемой ускоренной амортизации. Правительство же и, соответственно, "КазМунайГаз" предлагают заимствовать деньги на проекты в различных финансовых институтах. Варианты, предложенные казахстанской стороной, объяснил министр, удовлетворяют интересы всех партнеров СП без исключения.

"Трагедии никакой нет, ни в коем случае нельзя из процесса поиска взаимоприемлемого решения по поиску средств на проекты внутри одного СП строить какие-то догадки и возводить это в политические принципы", - заключил министр, обращаясь главным образом к СМИ. При этом он сравнил такие "догадки" с ситуацией, когда "муж и жена спорят о поиске денег на покупку шубы (продать телевизор или занять у соседа), а это вдруг вызывает широкий резонанс в обществе". Впрочем, эта метафора вызвала некоторый скепсис у СМИ, заметивших, что проекты стоимостью в $3,5 млрд вряд ли стоит сравнивать с повседневными делами. Г-н Школьник согласился, подчеркнув, что и начать такие проекты - дело достаточно сложное.

Описывая перспективы проектов ЗВП и ЗСГ вообще, он заявил, что "Казахстан никогда не связывал и не будет связывать применение того или иного метода амортизации с принятием решения: строить - не строить ЗВП". Однако если партнеры в ТШО не придут к согласию, то, по его словам, эти проекты не будут реализованы, и это СП будет также производить нынешние объемы.

- ТШО - это семья партнеров, а не противников, это консорциум единомышленников, которые вложили и собираются вложить колоссальные деньги, чтобы продолжить свое дело. Как они решат, это их право. Главное - действовать строго в соответствии с заключенным договором.

Но сам г-н Школьник считает, что "нет иного пути, кроме как договариваться и находить приемлемый в финансовом, экономическом, социальном аспекте путь решения". Г-н КАКИМЖАНОВ, закаленный в многочисленных противостояниях с влиятельными олигархами и известный своими резкими порой заявлениями, был не в пример жестче. Он рассмотрел данный вопрос с точки зрения прежде всего фискала:

- Мы находимся на таком этапе, когда говорим не только об объеме инвестиций, но и об отдаче. От нас ждет этого народ. И вопрос - предельно прост: сколько бюджет будет получать от реализации проекта ТШО?.

По словам г-на Какимжанова, ТШО предлагал и стал применять в одностороннем порядке схему ускоренной амортизации. Сумма, которую теряет бюджет, для РК, по его словам, слишком значительная.

- Мы не хотим наносить ущерб среднесрочной перспективе бюджета, в том числе на решение социальных проблем: стоит среднесрочная программа роста пенсий, затрат на образование, медобслуживание, подъема села. И все эти деньги в наших расчетах сидели.

По методу ускоренной амортизации ТШО, по словам г-на Какимжанова, платит только 9 центов с доллара, что очень мало. Между тем, по данным Минфина, от неосуществления проекта участники теряют не меньше, чем бюджет. Поэтому необходимо, считает министр, просто искать возможности для осуществления проекта без нанесения ущерба бюджету и удовлетворяющие всех партнеров. Такие варианты по поручению правительства "КазМунайГаз" структурировал и внес на Совет партнерства. В основном речь идет о заемных средствах. От имени правительства при этом были также даны различные гарантии того, что представленные варианты не ухудшат экономику проекта. Тем не менее инициатива правительства не была пока принята партнерами.

Не преминул г-н Какимжанов и высказать раздражение по поводу собственно заявления ТШО, напомнив, что со своей стороны правительство никогда не выносило на публичное обсуждение внутренние взаимоотношения с инвесторами. При этом министр жестко намекнул:

- Мы всегда придерживались позиции обсуждать это на двусторонней основе. Но если отдельные инвесторы по отдельным вопросам хотят выносить это на публику, мы говорим им открыто - давайте тогда опубликуем те проблемные вопросы, которые мы с вами обсуждаем.

При этом был сделан небольшой пред-экскурс в фискальные нюансы обеспечения бюджета-2002:

- Скажу откровенно - в текущем году мы имеем недопоступления от ряда крупных предприятий нефтяного сектора (в пределах Т50 млрд), и хорошо, что у нас другие сектора экономики имеют в этом году очень хорошую динамику: транспорт, услуги, малый бизнес, аграрный сектор. То, что мы исполняем бюджет, происходит за счет наших отечественных производителей. Поэтому в этих условиях любая форма давления не способствует реализации данных проектов.

Вообще, "в одностороннем порядке обвинять правительство в ухудшении инвестиционного климата, тем самым создавая для себя какую-то форму политического давления", г-н Какимжанов считает неприемлемым. При этом министр привел в пример образцовых инвесторов. По его словам, с 53 компаниями-недропользователями были уточнены положения по экономике, роялти в связи с последними налоговыми изменениями. По многим другим проектам тоже "идет хорошая конструктивная дискуссия".

Г-н МАРАБАЕВ призвал СМИ "не поддаваться на провокации и, самое главное, не дать возможности через ваши каналы определенными методами повлиять на интересы республики". Это, по его мнению, чисто коммерческий вопрос, который некорректно обсуждать публично. При этом г-н Марабаев резонно заметил, что публика не обладает всем пакетом материалов, чтобы дать адекватную оценку. Партнеры, по его словам, могут подтвердить, что в ТШО все пришли к решению о приостановке "с абсолютным пониманием", но "это не означает, что мы закрыли дверь до конца".

Возобновление проектов ЗВП и ЗСГ, сообщил г-н Марабаев, может возобновиться через "неделю-две, месяц-полгода". Все будет зависеть от конъюнктуры рынка: "Не забывайте, что мы находимся в плоскости факторов, которые не от нас зависят, - ситуация в Ираке тоже может серьезно повлиять на цены. И мы оценили все эти риски".

Между тем приостановка проектов в ТШО, вполне вероятно, повлияет на деятельность Каспийского трубопроводного консорциума. Во всяком случае, добываемые сейчас объемы явно недостаточны для загрузки КТК, а значит, и его окупаемости. Вполне вероятно, что именно "вынесение в публичную плоскость" вопроса о приостановлении проектов ЗВП и ЗСГ как со стороны ТШО, так и с стороны правительства симптоматично. Либо это своего рода подстраховка-подготовка общественного мнения к возможным грядущим проблемам, либо как раз форсирование этого вопроса.

Разрешение дискуссии, скорее всего, упирается в вопрос: кому все-таки выгоднее начать ЗВП и ЗСГ? В любом случае очевидно, что до разрешения "иракского вопроса" ситуация вряд ли станет определеннее.

-----

Проект - в землю?
Светлана Грибанова, Талгат Калиев, "Новое поколение", 22 ноября

Два самых впечатляющих проекта СП "Тенгизшевройл" - завода второго поколения и закачки сырого газа, которые позволили бы компании в 2005 году увеличить добычу сырой нефти на 10 миллионов тонн в год - под угрозой срыва. На прошлой неделе ТШО объявило о том, что останавливает все работы по этим проектам. Причина, как обычно, когда речь идет о столь глобальных планах, - в деньгах, точнее, в их отсутствии. Как объясняют в самом СП, бюджеты на осуществление этих проектов не утверждены на совете партнерства

О начале реализации новых проектов ТШО объявило в июле этого года, а о необходимости расширения существующих мощностей партнеры договорились еще в 1999 году. Сначала появилась идея, каким образом можно увеличить добычу нефти и заодно решить экологические проблемы. Так был разработан проект закачки сырого газа в нефтеносный пласт (ЗСГ). Эта технология, уже опробованная в Венесуэле, по расчетам специалистов, позволила бы увеличить объемы добываемой нефти на 3 миллиона тонн в год.

После ввода в эксплуатацию завода второго поколения (ЗВП) в конце 2005 года дополнительно добывалось бы 7 миллионов тонн сырой нефти. Таким образом, ТШО могло бы довести добычу нефти на двух месторождениях - Тенгизе и Королевском - до 22 миллионов тонн в год. Но и стоимость проектов оценивается в рекордную сумму - 3 миллиарда долларов.

К плюсам проектов можно отнести и то, что они позволят избавиться от побочных продуктов добычи нефти - газа и сероводорода и, кроме того, обеспечат работой 8 тысяч человек.

К моменту презентации проектов правительство уже одобрило проект ЗСГ и земельные отводы под строительство завода второго поколения, а проект ЗВП находился в стадии рассмотрения на предмет его соответствия законодательству Казахстана. В ТШО ожидали одобрения проекта в четвертом квартале этого года. "Мы уверены, что окончательная дата ввода ЗВП - 2005 год - не изменится", - так говорил генеральный директор проектов ТШО Барат Гаел журналистам в июле.

Теперь оказалось, что очень выгодные и для акционеров ТШО, и для Казахстана проекты остановлены. Средствам массовой информации этот факт стал известен из пресс-релиза, распространенного ТШО в прошлый четверг вечером.

В печати высказывалось несколько версий, почему работы по проектам были остановлены. Главная из них: правительство предложило ТШО пересмотреть некоторые пункты контракта на разработку нефтяных месторождений, что привело бы к перераспределению прибыли в пользу государства. И якобы в ответ СП отказалось от выгодных проектов. При этом многие СМИ говорили об общем ухудшении инвестиционного климата в стране.

Вторая версия неожиданного решения - разногласия между акционерами. Большая часть пакета - 50 процентов акций - принадлежит американской компании "ШевронТексако". Напомним, что 5 процентов из госпакета "Шеврон" приобрел в 2000 году за 600 миллионов долларов. Однако ни один из акционеров не владеет контрольным пакетом акций. Доля "ЭксонМобил" составляет 25 процентов, у "КазМунайГаза" - 20 процентов, у российско-американской "ЛукАрко" - 5 процентов акций. В прессе прозвучала версия, что "ШевронТексако" предприняла демарш с отказом от проектов с целью давления на "ЛукАрко", чтобы та продала свой пакет. В таком случае "ШевронТексако" будет владеть контрольным пакетом, а значит, сможет контролировать политику СП.

Позицию Казахстана относительно решения совета партнерства ТШО озвучили два министра - энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник и финансов - Зейнулла Какимжанов. НК "КазМунайГаз" представлял на брифинге директор по управлению долями в СП Жакып Марабаев.

Владимир Школьник заявил, что они не хотели выносить рабочие моменты на публичное обсуждение, поскольку "акционеры ТШО не противники, а партнеры, одна семья". По мнению г-на Школьника, отказ от проектов так же невыгоден ТШО, как и Казахстану.

Он подчеркнул, что если компромисса не удастся достичь, то проекты будут приостановлены на неопределенное время, а СП придется ограничиться добычей своих 12,5 миллиона тонн нефти.

По словам министра энергетики, партнеры обсуждали два способа финансирования: первый, предложенный казахстанской стороной, заключается в использовании заемных средств. Второй способ, наоборот, предполагает использование внутренних средств проекта за счет замораживания на какое-то время выплаты прибыли акционерам, а также экономии на налоговых выплатах за счет так называемого метода ускоренной амортизации.

А это как раз не устраивает правительство, так как в результате перехода на предлагаемую ТШО схему бюджет ежегодно будет терять 200 миллионов долларов. За пять лет - с 2003 по 2006 год - государство недосчитается одного миллиарда долларов. Владимир Школьник дал понять, что правительство не согласится с предложением ТШО. "Казахстан не связывал, не связывает и не будет связывать применение того или иного метода амортизации с вопросом строить или не строить завод", - сказал он.

Что касается уточнения положений контракта, то, по словам г-на Школьника, они происходят постоянно, в зависимости от ситуации, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения условий, и говорить об общем ухудшении инвестиционного климата в связи с этим некорректно.

Представитель "КазМунайГаза" Жакып Марабаев уверен, что проекты можно профинансировать за счет заемных средств. Он считает, что разногласия между партнерами - всего лишь рабочий момент, и еще раз подчеркнул, что речь идет не о закрытии проекта, а о его приостановке.

Нам же остается ждать развития событий.

-----

На чужой каравай бюджет не разевай
Александр СУХАНОВ, "Око", 22 ноября

СП "Тенгизшевройл", крупнейшая нефтяная компания в Казахстане, приостановило работу по двум ключевым проектам. Это чревато потерями как для компании, так и для бюджета. Казахстанское правительство объяснило все техническими разногласиями. На Западе ситуацию комментируют как итог давления наших властей на инвесторов. Что же происходит в действительности?

Спор бухгалтеров...

СП "Тенгизшевройл" (ТШО), в которое входят "ШевронТексако" (50%), "ЭксонМобил" (25%), "КазМунайГаз" (20%) и "ЛукАрко" (5%) - самая крупная нефтедобывающая компания в Казахстане. Еще в 1999 году партнеры по ТШО приступили к рассмотрению проекта дальнейшего расширения производства в 2002-2005 годах. Он включает строительство завода второго поколения и закачку сырого газа для поддержания пластового давления. Реализация проекта выгодна и Казахстану, и иностранным инвесторам, поскольку позволит значительно увеличить добычу нефти. Но возникла проблема финансирования. Инвесторы предложили использовать внутренние источники в самом ТШО - за счет ускоренной амортизации. Однако это означало бы уменьшение налоговых платежей в бюджет на 200-250 миллионов долларов в год. Поэтому правительство выдвинуло другой вариант - заимствовать средства. Договориться партнеры не сумели, и в итоге ТШО приостановил работу по проекту. Такое решение инвесторов моментально вызвало лавину противоречивых заявлений, публикаций и просто слухов. Как правительству этого не хотелось, ему все же пришлось дать официальное разъяснение.

А оно свелось к тому, что весь конфликт - не более чем "спор бухгалтеров". По мнению министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, "существующая проблема - это внутренняя процедура нахождения партнерами взаимоприемлемого варианта финансирования проектов". Красной нитью звучал тезис о том, что, мол, все происходящее - вообще не тема для публичного обсуждения, представляя собой чисто технический вопрос. "Правительство Казахстана не сторонник публичных обсуждений внутренних условий контрактов с инвесторами", - заявил министр финансов Зейнулла Какимжанов.

...или урок нефтяной политики?

Однако за "бугром" бытует иное отношение к происходящему. Влиятельное издание "New York Times" назвало ситуацию вокруг ТШО "уроком нефтяной политики, преподанным Казахстану". Газета сослалась на людей, близких к переговорам, и аналитиков, следящих за нефтяным бизнесом в Центральной Азии. По их мнению, реальная проблема в том, что казахстанское правительство усиленно пытается пересмотреть соглашение с консорциумом от 1993 г. Трения начались после обнаружения в 2000 г. гигантского месторождения Кашаган. С той поры казахстанские власти пытаются пересмотреть соглашение в более выгодную для себя сторону. "Есть ощущение, что Казахстан толкает и давит инвесторов для того, чтобы дать им знать, как сильно он может давить, - заявил Лорент Русескас, специалист по Каспию Кембриджской ассоциации энергетических исследований. - Теперь они знают".

Помимо прочего, правительство разработало проект закона, который ужесточает условия для иностранных инвесторов в Казахстане, в том числе исключена статья, которая уточняла ставки налогов и роялти на будущие годы. "Чем более казахстанские власти уверены в резервах страны, тем их позиция становится тверже", - говорит Русескас. "Экономические успехи дали им чувство самодовольства", - отметила Джулия Нэнэй, директор "Нефтяной финансовой компании" в Вашингтоне.

Последствия отказа от расширения проекта трудно вообразить. Сервисная нефтяная компания "Fluor" заявила, что может потерять заказы на миллиард долларов. Что любопытно, в самом "Тенгизшевройле" воздерживаются от каких-либо мрачных прогнозов. А вот "независимые аналитики" на них не скупятся. Тот же Русескас прямо заявил по поводу отказа от расширения проекта: "Это не блеф".

Несмотря на истерию в СМИ, ситуация и впрямь банальная. Казахстанское правительство отстаивает свои интересы, инвесторы - свои. Хотелось бы отметить другое. Заявление наших министров, что ситуация вокруг ТШО - не для публичного обсуждения, поначалу шокирует. Ведь речь идет об огромных суммах бюджетных денег. И "черное золото", в конце концов, не министерское, а общенародное богатство. Но как это ни парадоксально, дележ тенгизской нефти и прибыли от нее - действительно сугубо внутреннее дело партнеров. Продав свою долю в ТШО, казахстанское правительство потеряло возможность контролировать его деятельность как партнер (как бы сейчас ни пыжился "Казмунайгаз" с его двадцатью процентами). И все попытки разговора с административной позиции вполне закономерно встречают яростный отпор.

-----

Казахстан уважает условия соглашения по Тенгизу - Карим Масимов
МОСКВА, 22 ноября. /RusEnergy/.

Вице-премьер Казахстана Карим Масимов заявил в четверг в Вашингтоне, что его страна уважает условия соглашения по Тенгизскому проекту, несмотря на тупик, в котором оказалась проблема правительственного финансирования.

Как он отметил в интервью Dow Jones Newswires, правительство Казахстана хочет, чтобы иностранные партнеры "Тенгизшевройл" помогли обеспечить финансирование нового этапа разработки Тенгизского месторождения путем заимствования на международном рынке капиталов.

Масимов обсуждал вопрос Тенгиза с министром энергетики США Дональдом Эвансом, а также с представителями Госдепартамента.

В ходе интервью он подтвердил, что Казахстан изучает возможность строительства нефтепровода через Каспийское море по маршруту Актау-Баку.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нам чужого не надо 30.11.2002
Закрыт сайта Агентства федеральных расследований 30.11.2002
Инспектор-садомазохист 30.11.2002
Диана надевала шубу на голое тело 30.11.2002
Генсека НАТО "забросали помидорами" 25.11.2002
Янки должны подчинится законам республики 23.11.2002
Тайна общепита 21.11.2002
Вакх под сенью Мельпомены 21.11.2002
"Итеру" не пускают за границу 20.11.2002
Бобби Фишер и Лубянка 20.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.11.21 Воскресенье
83. ЖАНСЕИТОВ Шакарим
77. БЕЛЬГУЖАНОВ Еркин
75. ТАДЖИЯКОВ Бисенгали
75. ХУДОВА Любовь
73. КРАВЧЕНКО Иван
72. АХЫМБЕКОВ Сеpик
67. БИМАГАМБЕТОВ Тимур
67. ЮСЕМБАЕВ Абдыкадыр
66. ЖИЕНКУЛОВ Ондасын
64. ЕРДЕСОВ Магаз
62. БЕКНИЯЗОВ Мурат
62. ХОЧИЕВА Людмила
60. КАЛЖАНОВ Аманбек
59. КРИВОБОКОВ Александр
57. МАКИМОВ Ерлан
...>>>
29.11.21 Понедельник
82. БАТАЛОВ Анвар
74. АЛИБАЕВ Серикбай
74. АНДАГУЛОВ Кыдырбек
74. ОСПАНОВА Майдаш
73. ГРЕБЕНЬКОВ Николай
71. ЕЛЕМАНОВ Булат
67. КЕНЕНБАЕВ Серик
66. КУДАЙБЕРГЕНОВ Нурлан
58. ЕРЖАНОВ Оразалы
58. УСМАНГАЛИЕВ Аязбай
57. СУБХАНБЕРДИН Нуржан
57. ШАЙДАРОВ Надим
55. ЕСЕНГАЗИНА Гульнара
54. ИМАНБЕРГЕНОВА Зауре
52. ТЛЕГЕН Исраил
...>>>
30.11.21 Вторник
75. КАРАСАРТОВ Даурен
73. НОВИКОВ Павел
73. ТАСТАНОВ Ербулат
71. ЖУСУПОВА Сапура
71. НАСЫРОВ Муратбек
69. БИЖИГИТОВ Осман-Рустамбек
67. ТИХОНОВ Сергей
66. ДАВЛЕТОВ Сарсенбай
69. ТУМАБЕКОВ Дуйсен
66. ДОСКАЛИЕВ Жаксылык
65. АШИМБАЕВ Омирсерик
65. РСЫМБЕТОВ Кайрат
62. ЖАМАНБАЕВ Ербол
60. БЕРИШБАЕВ Серик
58. ЧИКАНАЕВ Казбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz