Андрей ДОРОНИН, "Экспресс-К", 8 октября
"Нет, сколько вы можете говорить о водке? Если почитать все это, можно подумать, что в стране живут одни алкоголики, а бухло - это средоточие государственных интересов, как уголь или нефть", - написала нам в форум жительница Астаны, подписавшаяся "Ваша Мира". Уважаемая наша Мира! Письменно подтверждаю, что говорить о водке мы можем много. То есть именно столько, сколько контрафактных бутылок ежедневно продается в стране. Столько, сколько фальшивых акцизных марок в ней печатается. В конце концов, никак не меньше, чем мы выпиваем. Вы, наша Мира, безусловно правы. Настало, так сказать, время для введения в полемику численных показателей.
Но назрело и некоторое объяснение с читателем. Для чего, собственно, мы все это затеяли, законным образом интересуются неравнодушные к крепкому спиртному граждане, ратующие за сохранение красивых этикеток и обширного ассортимента. Почему вдруг нас жизненно заинтересовала сорокаградусная прозрачная жидкость? Она что, и в самом деле является основой профицитного бюджета? Или, может быть, от владельца краника, из коего льется целительная этиловая влага, зависит благосостояние пенсионеров? А может быть, мы, извините за прямоту, уничтожаем каких-нибудь собственных конкурентов, являясь втайне владельцами заводика, штампующего банки с джин-тоником по заказу службы правительственного протокола?
Все это и правда, и нет. Мы в самом деле говорим не о водке, а о культуре законопослушания. Нам, в сущности, все равно, кто конкретно выпустил бутылку, кто смешал спирт с водой и кто выкрасил в фирменный цвет и прикрутил к горлышку пробку. И действительно, какая разница, если добросовестный производитель добросовестно производит качественный продукт, а получая многомиллионные доходы, добросовестно платит налоги? Никакой.
Но в том-то и дело, что добросовестные производители - класс вымирающий. Ау! Где вы? Куда, куда вы удалились?
В Таразе оперативники накрыли 65 тысяч бутылок фабричной водки с фальшивыми акцизными марками. Две недели назад под Актобе - целый грузовик. Чья она, эта водка, спрашивается? А почему акцизки напечатаны на лазерном принтере? Ну конечно, недобросовестные дилеры провинились. А деньги, деньги-то где? На этот вопрос уже нет однозначного ответа. Можно, разумеется, предположить: украли. Но тогда возникнет вопрос, кто украл. Ответив на него, придется ловить производителей печатно-алкогольной продукции за руку или идти в суд и платить им за нанесение морально-физического вреда. Честные предприниматели (очень крупные честные предприниматели) - они ведь натуры творческие и ранимые: любое, даже самое оправданное подозрение переживают почти физически. Вы заметили слово "честные" в предыдущем предложении? Я его там специально написал. Копаюсь в структуре алкогольного рынка, и мне все чаще и чаще приходится упоминать слово "Кристалл". И только презумпции невиновности я обязан таким тщательным выбором прилагательных.
Вроде бы никто не виноват, а на рынке - стопроцентный произвол. И тут украли, и там украли. И спереди прокурор, и сзади милиционер. Фискальные законы - жестче не бывает. "Заплати налоги и спи спокойно", - предлагает один дорожный щит. "Нам очень тяжело без вашей помощи", - смотрят стариковские глаза с другого. А еще я вчера вечером телевизор включил. О! О! О!
- Собираемость налогов - восемьдесят пять процентов! Мы, безусловно, выполним план, - отчитывается перед налогоплательщиками и президентом один чиновник.
- Нет, закон, конечно, требует тонкой надстройки, но в целом фискальные инструменты государства вполне соответствуют мировым стандартам, - вторит ему второй.
- Что касается деклараций, в этом году граждане с высокими доходами сдали их не только в срок, но и объем показанной прибыли увеличился на восемьдесят пять процентов, - аргументированно утверждает дама, заведующая отделом налоговой инспекции.
Было бы интересно, если б все они сказали президенту что-нибудь противоположное. Например, честно признались бы, сколько государство ежегодно теряет только на алкогольном рынке. Но - страшно же! Президент, как известно, бездельников не любит. Если бюджет дырявый, пенсии копеечные, а дороги напоминают апокалиптический кошмар из третьего "Терминатора" - зачем тогда ваша фирма? Поэтому телевизионные показатели налоговых сборов неуклонно растут.
Я понимаю президента. Монополизация алкогольного рынка - мера страшно непопулярная, а у нас - демократическое государство. Согласен: национализация отрасли - это звучит ужасно. Но когда я, как простой потребитель, поставлен перед выбором между жесткими государственными стандартами и откровенной липовой отравой, я выбираю, конечно, государство. Как бы мне взять да и сказать президенту: Нурсултан Абишевич, почти вся водка, стоящая на магазинных полках, так или иначе поддельная? С какой бы фразы начать? Написать, что ли, так: господин президент! Я знаю, знаю способ защитить конечного потребителя и бюджет! Если ну никак нельзя ввести государственную монополию, нужно немедленно запретить ввоз в страну лазерных принтеров. А имеющиеся - изъять. Тогда, по крайней мере, государство получит монополию на производство акцизных марок. Сейчас у него и такой монополии, увы, нет.
Поэтому, расставляя точки над "i", хочу не сказать, нет - хочу прокричать: мы затеяли все это не ради громких публикаций и красивых речевых оборотов. Не ради славы разоблачителей и не ради уголовных дел. Просто умение (и желание) соблюдать общественные нормы, а говоря иначе - законы, - безусловная часть национальной культуры.
Она, эта культура, состоит по большей части из привычек, и привычка в нас самих пока гораздо сильнее, чем привычка платить. Именно потому, что тема эта - нравственная, а не уголовная, государству и нужна монополия на водочном рынке. Можно, конечно, и посадить пару зарвавшихся толстосумов в тюрьму, но на их месте неизбежно возникнет десяток новых. Лучше (читай - эффективнее) заставить их зарабатывать деньги честно.
Почему мы так думаем? Какие у нас, собственно, имеются доказательства? В предыдущих материалах мы озвучили десятки мнений и фактов, но мы - газета, и было бы странно, если б в ответ на громкие уголовные процессы мы молчали. Правда, говорить и действовать - вещи, конечно, разные. Поэтому мы позволили себе и драматургический ход. Купили в супермаркете "Баглер" почти сорок бутылок крепкого спиртного и отправили их в лабораторию контроля качества управления стандартизации и метрологии Алматы. Водка, стоявшая на магазинных полках, оказалась продуктом четырех производителей. В эксперименте приняли участие актюбинский завод "Кристалл" (11 бутылок), его земляки с гордой маркой "Wimpex" (8 бутылок), семипалатинский концерн "Семей Су" (10 бутылок) и Алматинский ликероводочный завод (6 бутылок).
Целую неделю сотрудники лаборатории исследовали термичность укатки, капали кислотосодержащими растворами на акцизные марки, поворачивали их в кварцевых и ультрафиолетовых лучах, разливали водку по пробиркам, вытряхивали из нее осадочную взвесь и фанатично процеживали сквозь лакмус, пропитанный специальными составами. Что же получилось? Признаюсь прямо: мы здесь, в редакции, умирали от любопытства. Дело в том, что мы, журналисты "Экспресса К", тоже, подобно депутатам, разделились на два лагеря, на противников монополии и ее сторонников. Нас, сторонников, оказалось гораздо меньше, чем противников; утешала только поддержка главного редактора, который собственную позицию, правда, так и не озвучил, но материалы о госмонополии в номер регулярно подписывал.
И вот пришли результаты. И без лишних междометий сухие строчки официального заключения достаточно красноречивы. Вот, например, что решили эксперты относительно водки ОАО "Семей Су": "Напиток представляет собой смесь спирта и воды грубой очистки в пропорции 1:5. Крепость напитка - 36 градусов. При катализации выпадает осадочная взвесь (21%)... Характерная реакция "почернения" на катализатор марганца. Содержание этиленов +19% от нормы. Укатка пробок заводская. Акцизные марки изготовлены методом цветной ризографической печати. Знаки защиты не обнаружены".
Не стану утомлять читателей избыточным цитированием. Самой качественной водкой оказалась "Wimpex", и то: этиленов сверх нормы, вода дистилированная. Примерно такова же консистенция "кристалловских" водок - но они на четыре градуса слабее. Правда, на бутылках "Столичной" и "Праздничной" - фальшивые акцизные марки, а у "Wimpex" - настоящие. После полустраничного перечисления экспертных параметров продукции "Кристалла" эксперты констатируют: "При употреблении внутрь может вызвать пищевое отравление". Нужно ли говорить об акцизках?
Как выглядит магазинная бутылка водки после двух капель кислотного катализатора, я видел. Изнутри флакон покрывается испариной (низкокачественные спирты оказываются на поверхности), а водопроводная вода дает обильный осадок: на дне образуется горсть белых микроскопических частиц. Катализированная смесь (по свойствам ничем не отличающаяся от первозданного состояния) отвратительно пахнет уксусом - это попали в воздух продукты расщепления самого опасного и почти всегда неизбежного компонента фальшивых водок.
Так зря ли мы затеяли все это? Нужны ли нищим бюджетникам - врачам, милиционерам, старикам - несколько лишних миллиардов евро в год? Кого бы спросить: нужна ли вам, товарищ, монополия на производство водки? Вот вам лично?
Причем так спросить, чтобы тут же, прямо на месте, не начали бить ногами, а что-нибудь внятное ответили.
Но не отвечают. Поэтому я сам.
Вообще-то, наверное, в этом месте нужно было придумать красивую и убедительную концовку. Ехидную. Красноречивую. С цифрами.
Но я заменю ее очевидным ответом на прозвучавший двумя строчками выше вопрос. Мы все заинтересованы, чтобы этот ответ был услышан.
НУЖНА!
Неужели вы еще сомневаетесь? Тогда поздравляю вас: вы - балбесы! |