Адильхан Аралов, "Время", 4 марта
В конце февраля, просматривая по обыкновению Интернет, автор этих строк на одном из казахстанских сайтов обнаружил "Открытое письмо" акционеров ОАО "Акционерная компания "Казахстан жолдары" одному из акционеров этой дорожно-строительной компании Зейнулле Какимжанову, ныне руководящему Инвестиционным фондом РК.
Содержание письма, сама его стилистика не оставили сомнения: это "наезд". Вчерашнего крупного государственного чиновника обвиняли в том, что он, "вступив в сговор с группой руководителей служб компании", скупил у группы акционеров "Казахстан жолдары" около 35 процентов акций, "заплатив за них сотни тысяч долларов США". Тем самым, по словам авторов письма, г-н Какимжанов "путем подкупа, обмана, шантажа" хочет "прибрать в свою личную собственность" компанию "Казахстан жолдары".
Круто замешено? На первый взгляд еще как! Впрочем, в тот день, не имея желания забивать себе голову очередными "виртуальными боями местного значения", ваш покорный слуга продолжил гулять по закоулкам Всемирной паутины. Однако буквально через несколько дней в редакции появилась делегация бывших и нынешних работников и акционеров "Казахстан жолдары"... опять-таки, с открытым письмом. Только на сей раз адресованным руководству своей компании. Ветераны-дорожники не скупились на обвинения. По словам авторов письма, за десять лет существования ОАО "АК "Казахстан жолдары", созданного в 1993 году на месте Минавтодора Казахской ССР, в развитие производства "не было вложено ни одного тенге", а руководство ОАО тратит кровные денежки акционеров на "многочисленные международные поездки, в том числе и с членами семьи (в Австралию, ЮАР, страны Евросоюза), в которых для Общества не было никакой необходимости", и на издание книги мемуаров председателя правления ОАО Шамиля Бекбулатова, на "дома, коттеджи в курортных зонах", "дорогие служебные иномарки себе и своим приближенным". При этом, по словам авторов письма, "имеются факты создания руководством Общества многочисленных аффилированных структур, через которые распределяются наиболее крупные и выгодные подряды... Полученные доходы попадают в карман отдельных заинтересованных должностных лиц Общества. Мы же, рядовые акционеры и бывшие работники... ничего не имеем и вынуждены довольствоваться тем малым, что перепадает нам... как будто с барского плеча"...
Прочитав все это, я не мог не вспомнить об антикакимжановском интернет-выпаде и решил получить комментарий, что называется, из первых рук. Телефонный разговор с Зейнуллой Какимжановым принес больше вопросов, чем ответов...
- Бумажка, которая висит в Интернете, полна лживых намеков, - заявил председатель правления ЗАО "Инвестиционный фонд РК". - Я - руководитель акционерного общества, главная задача которого - участие в формировании рынка ценных бумаг страны. Я не хочу подробно разбирать суть инсинуаций вокруг моего имени, поскольку по фактам нарушений руководством компании казахстанских законов сейчас идут судебные разбирательства. А я, как человек законопослушный, не хочу быть обвиненным в давлении на суд.
- О каких судебных разбирательствах идет речь?
- По искам отдельных акционеров о серьезном нарушении их прав. Происходящее в "Казахстан жолдары" - классический пример того, как три-четыре должностных лица узурпировали всю власть в акционерном обществе, неуклонно ведут к подрыву интересов акционеров в угоду своим личным интересам, а фактически - к разрушению компании.
- Может быть, поясните, в чем это выражается?
- Я же сказал: не хочу быть обвиненным в давлении на суд. После того как будут вынесены окончательные судебные решения, готов все подробно рассказать. Впрочем, если вы хотите прояснить ситуацию, обратитесь к ветеранам-дорожникам.
Следуя этому совету, я провел небольшое журналистское расследование. В результате стали выясняться детали, одна другой интереснее. Оказалось, что из одиннадцати подписантов "открытого письма" к Зейнулле Какимжанову трое - Кокетаев, Валенцев и Усембаев - отозвали свои подписи на следующий день после появления письма в Интернете. Еще пятеро непосредственно зависят от председателя правления г-на Бекбулатова (в их число попали даже его секретарша, помощник и бухгалтер), что, согласитесь, вселяет определенные сомнения в добровольности их "автографов".
Но самое главное - в моем распоряжении оказалось письмо вице-президента бывшего ЗАО "Промдорстрой" Бориса Яглинского. Прежде чем перейти к сути письма, расскажу немного о его авторе. В истории казахстанского дорожного строительства в частности и строительства вообще фамилия Яглинский "весит" столько же, сколько Ауэзов в литературе или Серкебаев в оперном искусстве. Под его руководством построены сотни километров шоссейных дорог, городских улиц, промышленных и транспортных объектов. В южной столице он возводил здания, уже много лет придающие городу его неповторимый облик, почитаемые "визитной карточкой" Алматы. Это уникальный высокогорный каток "Медео", Дворец Республики, Центральная (бывшая Совминовская) поликлиника, горнолыжная база "Чимбулак", жилые дома в центре города. А еще санаторий в Ессентуках. Да что там - в самой Москве среди зданий, принадлежащих Казахстану, есть его детища. Борис Павлович - лауреат Госпремии и премии Совета Министров СССР, кавалер орденов "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени... За красивые глаза таких наград не давали...
Так вот, в письме президенту "Казахстан жолдары" Ш. Х. Бекбулатову Б. П. Яглинский пишет: "С наступлением периода приватизации Вы очень оперативно сколотили команду... В нее были приглашены люди извне, не имевшие никакого отношения к ведомству и объектам приватизации... Все дорожные организации остались за чертой Вашего внимания. Объектами своего интереса вы избрали 7-этажное административное здание, ведомственные санатории, профилактории, поликлиники, магазины и другие объекты социальной сферы для последующей их приватизации. Вы их оставили на самовыживание в самый тяжелый момент, когда объемы дорожного строительства свелись к минимуму, когда Вам нужно было всеми силами защищать погибающую дорожную отрасль... Я хочу, чтобы Вы знали мое твердое мнение: эту тяжелую ситуацию Вы создали для себя сами. Вы шли к ней все годы Вашего владычества, и финал Вашей деятельности - вполне закономерный".
Что же это за финал? - спросит читатель. Он, надо сказать, весьма печален: некогда крупнейшая строительная организация республики сегодня превратилась в фирму-посредника. "Казахстан жолдары" выигрывает тендеры и... передает их ТОО "Казжолкурылыс"!
Пикантность ситуации в том, что главные учредители этого самого ТОО... сам г-н Бекбулатов и два его зама по "Казахстан жолдары" - г-да Жуков и Алданиязов. В итоге весь "навар" достается "Курылысу", а акционеры "Жолдары" остаются с носом...
Последней каплей, переполнившей чашу их терпения, стало инициированное г-ном Бекбулатовым решение совета директоров "Казахстан жолдары" выкупить у ТОО "Фирма "Казжол-Уют" 86420 акций - в нарушение как закона, так и уставных документов "Казжол-Уюта". Попросту говоря, никакого собрания учредителей "Казжол-Уюта" проведено не было, стоимость акций устанавливалась произвольно, а, стало быть, сделка по их продаже - изначально недействительна.
По существу, это и констатировало Агентство финансового надзора РК, направившее предписание об устранении этих нарушений. Неделей позже, когда стало ясно, что предписание не выполнено, Агентство рекомендовало возмущенным акционерам "обратиться в суд о признании совершенных сделок с акциями... недействительными". Что те и не преминули сделать.
И тогда, утверждают они, г-н Бекбулатов и Ко, в одночасье незаконно ставшие владельцами более 30 процентов голосующих акций "Казахстан жолдары", инициировали "виртуальный наезд" на Зейнуллу Какимжанова, обвинив его в попытке "прибрать компанию в свою личную собственность". То есть в том, что фактически сделали сами.
К слову, под занавес разговора с г-ном Какимжановым я поинтересовался:
- Зейнулла Халидоллович, авторы интернет-письма выдвигают в ваш адрес серьезные обвинения. Выходит, вам нечего возразить?
- Да, я действительно акционер "Казахстан жолдары". Но, поскольку я не являюсь госчиновником, в самом этом факте нет ничего противозаконного. Я человек небедный, много лет проработал в серьезных коммерческих структурах и имею право тратить деньги по своему усмотрению. А к тому, что публикация в Интернете затрагивает мою честь, я отношусь спокойно. На нее покушались уже очень многие и по многу раз. Я, конечно, не оставлю без внимания выпады моих оппонентов. Но сейчас для меня важно извлечь из истории с "Казахстан жолдары" главный урок: как нам совершенствовать законодательство, чтобы эффективно защищать права акционеров.
Что ж, остается надеяться, что слова г-на Какимжанова не разойдутся с делами, и его стараниями недавно принятый парламентом Закон "Об акционерных обществах" заработает наконец не в интересах "узкого круга ограниченных людей", а на благо всей страны, всех ее граждан.
-----
Акционерам тайный дан приказ Александр Столповский, "Столичная жизнь", 4 марта
Весьма сложные отношения сложились между руководством ОАО "Акционерная компания "Казакстан жолдары" и директором ЗАО "Инвестиционный фонд Республики Казахстан" З.Какимжановым. Они уже получили широкую огласку.
В борьбу подключена "тяжелая артиллерия" - суды, комиссии, проверки. Почему разгорелся сыр-бор? В редакцию "Столичной Жизни" обратился вице-президент ОАО "Акционерная компания "Казакстан жолдары", академик Международной академии транспорта Мурат Турсумуратов, изложив свою версию "громких" событий.
- В пору рыночных отношений конкуренция неизбежна. Но все-таки она должна вестись цивилизованно. Но это - в идеале. На практике конкуренты частенько для победы используют противоправные действия.
- Но ведь, Мурат Туякович, ваша компания и ЗАО "Инвестиционный фонд Республики Казахстан" по роду своей деятельности должны взаимодействовать, а не противодействовать. С чего все началось?
- С того, что некто Бернер, вице-президент компании, директор двух дочерних фирм - "Казжол-Уют" и "Казжол-Сервис", после десятилетней работы по управлению недвижимостью компании вынужден был оставить это место. Компания приняла решение с января этого года управлять своей собственностью самостоятельно. Окончательно убедившись в том, что к прошлому возврата не будет, Бернер принимает продуманный и весьма коварный шаг. Он договаривается с господином Какимжановым о скупке акций компании. Цель понятна: заполучить контрольный пакет акций с последующей сменой всего руководства компании. Больше того, он информирует о том, что отдельные господа, имеющие непосредственное отношение к руководству компании, согласны продать ему свои акции за хорошие деньги. Мы знаем, что с этими акционерами были проведены переговоры. В итоге через подставных лиц, которые нам также известны, было скуплено 39 процентов голосующих акций общества. Бороться с таким вариантом нам было весьма сложно. Тем более что компания сразу подверглась различным проверкам - со стороны фискальных органов, судов, прокуратуры и так далее. Эти проверки просто выбивают из рабочего режима коллектив компании.
- Ваша компания - стабильная структура, далекая от понятия "банкрот"… Почему же внезапно попала она под такое сомнение со стороны проверяющих?
- Слабые и бедные компании никому не нужны. А вот "Казакстан жолдары" - это очень лакомый кусок. Особенно тем, кто вдруг начал испытывать слабость к строительству и благоустройству дорог. Сегодня вообще это стало модным явлением: крупные, престижные фирмы и компании возглавляют непрофессионалы. Наша компания - частная на сто процентов. За десять лет ее существования нами сделано немало для развития и укрепления экономики Казахстана, в частности - при строительстве новой столицы страны. Не буду загружать разговор цифрами. Скажу лишь то, что за десятилетие построены сотни километров автодорог и десятки мостов, десятки тысяч квадратных метров жилья и многие промышленные объекты. Мы прочно стоим на ногах. И будем до конца бороться за свои права. Хотя понимаем, что это непросто.
- Сейчас стало известным открытое письмо ветеранов господину Какимжанову. Там много очень сильных слов и обвинений. Что вы здесь можете сказать?
- Стоимость недвижимости, которой обладает компания, - несколько десятков миллионов долларов. По нашим данным, на приобретение акций только у семи акционеров уже затрачено около миллиона долларов наличными. Старейшие дорожники - я и сам в этой системе работаю более тридцати лет - акционеры "Казакстан жолдары" сейчас очень обеспокоены судьбой компании. Должен признать, после двух месяцев тяжелейшей борьбы ее деятельность заметно подорвана. Тем не менее, нас вынуждают и далее бороться за свои права, которые, кстати, должны быть по закону защищены государством.
- И что происходит сегодня?
- Естественно, продолжаются судебные разбирательства, 65 процентов голосующих акций компании арестовано. Но даже в такой ситуации наши оппоненты пытались провести внеочередное общее собрание акционеров, чтобы переизбрать президента компании, совет директоров и правление. Даже сумели дать объявление в газете о том, что внеочередное собрание акционеров состоится. Хотя заранее знали, что кворума при наличии всего 35 процентов голосующих акций - нет. Больше того, господа оппоненты беспокоят пожилых людей, ветеранов труда и войны просьбами подписать документы, якобы компрометирующие нынешнее руководство компании. Но мы все-таки верим, что коллектив, пройдя через все тернии нападок, сохранится, останется непобежденным. Свалить такую компанию, как "Казакстан жолдары", - тоже ведь задача не из легких. Даже в том случае, когда задействованы столь мощные силы. Естественно, за помощью и мы будем обращаться в самые высокие инстанции. Не по принципу: "Вот приедет барин, барин нас рассудит". А по тому, что правое дело таковым и должно оставаться. |