Адыльхан Нусупов, "Экспресс-К", 6 марта
Одна из причин того, что фондовый рынок Казахстана топчется буквально на месте, - низкий, можно сказать, эмбриональный уровень корпоративной культуры. Об этом, в принципе, заявлялось не раз с самых высоких трибун. Проблема отечественных управленцев в том, что их ментальность не приемлет коллегиальности как таковой. И пока в сознании руководящего персонала намертво закреплено стремление к абсолютной и единоличной власти, ни о какой честной дивидендной политике, ни о какой прозрачности деятельности акционерных обществ не может быть и речи.
ВСЕ НЕ ПРОСТО, А ОЧЕНЬ ПРОСТО
ОАО "Акционерная компания (АК) "Казахстан Жолдары" была отечественным флагманом автодорожного строительства. Была… Организованной в 1993 году на базе бывшего Министерства автомобильных дорог, ей сам Бог велел занимать лидирующие позиции: более 600 предприятий в подчинении, мощные промышленная и социальная инфраструктуры давали в руки руководства компании небьющиеся козыри, с которыми не страшна любая самая острая конкурентная борьба.
Сегодня об этом можно только вспоминать - остался лишь шлейф былой славы.
Как заявляют в один голос акционеры и некоторые члены правления АО (правда, бывшие - уволены как непокорные), с самого начала экс-министр, а ныне президент и председатель правления ОАО "АК "Казахстан Жолдары" Шамиль Бекбулатов, что называется, пошел по кривой дорожке. Вся менеджерская стратегия базировалась на одном: избавиться от мощной производственной базы, раздав ее по кусочкам в аренду, и стричь купоны на тендерах. И надо сказать, тендеры компания действительно выигрывает и по сей день - по привычке ее называют лидером автодорожной отрасли. Но это… миф.
Компания поступала не просто, а очень просто: выиграв тендер, она передавала заказ субподрядчикам. Поскольку, повторюсь, свою производственную базу банально профукала. Как уверяют акционеры, АК "Казахстан Жолдары" обладает сегодня несколькими роскошными легковыми автомобилями стоимостью под 100 тыс. долларов каждый, и административным зданием. Соответственно и прибыль от подрядов уходила "на сторону". Кавычки здесь не случайны, поскольку назвать "стороной", например, ТОО "Казжолкурылыс", где основными учредителями являются сам Ш. Бекбулатов и два его заместителя, язык не повернется. Схема ясна, как утро после дождя: активы уводились из АК "Казахстан Жолдары" в вышеназванное ТОО с целью "навариться" по максимуму в узком кругу. Законно ли это? Может быть… Не знаю. Но этично ли "прокидывать" на предмет дивидендов акционеров АК "Казахстан Жолдары"?! Правильно ли использовать средства акционерной компании на разъезды, да еще в сопровождении близких, в страны ЕС, Австралию, ЮАР?! Можно, конечно, выписать дорогостоящие командировки себе и родственникам (опять же: а где этика?) якобы для того, чтобы позаимствовать опыт. Но при чем здесь Австралия и ЮАР, не соответствующие по климатическим условиям даже Южному Казахстану, а, как известно, асфальтовое покрытие должно отвечать именно температурным режимам. Да и где эти технологии, привезенные из да-а-а-лекого "забугорья"? Вот и получается, что удовольствие побывать на родине апартеида и кенгуру оказалось для компании и ее акционеров бессмысленной тратой немалых сумм.
Уж и не говорю про неслабые особняки в Алматы, Астане и коттеджи в Боровом, которые понастроили г-н Бекбулатов и его ближайшее окружение. Все бы ничего, это не запрещено. Если все честно, по закону. Но акционеры сомневаются: дивидендов они не видят, а если таковые и начисляются, то в таком размере, что это воспринимается как издевка…
КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ - В ГОЛОВУ
Последней каплей, переполнившей чашу терпения акционеров, стали недавние события, в результате которых власть Шамиля Бекбулатова в АК "Казахстан Жолдары" стала практически абсолютной. Теперь он почти "жолдарбаши" местного розлива.
На заседании правления он предложил 11 членам этого коллективного органа уволить одного из "непокорных". Семеро проголосовало против, предложив председателю правления провести комплексную ревизию, а уж потом, опираясь на данные проведенной проверки, вынести справедливое решение. Смысл предложенного: не рубить с плеча и наобум. Логично? Но г-ну Бекбулатову такой ход мысли не понравился. Как следствие, на сегодня трое из проголосовавших против поплатились своими местами.
Далее. Путем бумажных комбинаций (а поговаривают, еще и путем обмана, шантажа и нажима) он увеличивает свой пакет акций до контрольного. Не буду описывать всю "схему" - она сложна и запутанна. Как отмечают юристы, "схему" провернули до того нечисто (с нарушением чуть ли не всех предусмотренных законодательством Казахстана процедур), что на приобретенный г-ном Бекбулатовым пакет акций наложен арест судом. Грязно сработано. Видимо, потому, что второпях, а время, как водится, это деньги…
Вот реакция члена правления АК "Казахстан Жолдары" Юрия Акритидиса.
- Президент и председатель правления компании г-н Бекбулатов, - говорит Юрий Николаевич, - всегда обдуманно и целенаправленно применял всевозможные методы, такие, как административный ресурс, обман, шантаж, приобретение акций, увеличение своей доли для того чтобы укрепить личную власть. Конечная цель такой дальновидной политики, конечно же, стать единоличным хозяином компании.
Приведу мнение вице-президента ЗАО "Промдорстрой" Бориса Яглинского.
- Я полностью разделяю взгляды тех бывших и нынешних работников дорожной отрасли, которые профессионально оценивают обстановку и дают руководству ОАО "АК "Казахстан Жолдары" резко отрицательную характеристику, - говорит Борис Павлович. - Руководство компании целенаправленно развалило мощнейшую дорожную "империю" под названием Минавтодор. В период приватизации эти руководители прибрали к рукам всю лакомую социальную сферу отрасли (санатории, профилактории, магазины, административные здания и т.д.), которая приносит им огромные доходы. Что касается предприятий основной сферы - производственной, включая мощные строительные подразделения, то в условиях временного дефицита подрядных работ они были брошены на произвол судьбы и оказались для компании полностью утерянными.
- Не имея в своем составе ни единой строительной организации, - продолжает авторитетный строитель, ветеран отрасли, - компания по инерции пытается вести свою деятельность только за счет найма сторонних организаций, незаконно "навариваясь" на разнице цен. При этом теряется чувство меры, в результате чего непосредственным исполнителям работ не остается средств для качественного выполнения заказа.
А вот как охарактеризовал г-на Бекбулатова член совета директоров АК "Казахстан Жолдары" Виталий Процентов:
- Создается впечатление, что он думает только о своей выгоде, но никак не об интересах компании. А иначе чем объяснить, что за 10 лет им не предложено ни одной бизнес-программы по развитию предприятия?
Уникальный случай произошел с Мелсом Тлеповым, членом правления компании.
- Мне 21 января 2004 года, не объяснив причины, вручили приказ об увольнении, - рассказывает Мелс Байбозович. - То есть первым пунктом приказа продлили срок индивидуального договора, который истек 28 декабря 2003 года, а вторым пунктом - расторгали индивидуальный договор. Согласно закону "Об акционерном обществе" председатель правления не имеет права увольнять членов исполнительного органа. Этим он грубо нарушил законодательство Казахстана.
Свое поведение Шамиль Бекбулатов, как говорят акционеры, оправдывает тем, что якобы на него давит один очень высокопоставленный чиновник, имени которого я упоминать не буду. Это может быть вымыслом, а документов, подтверждающих данное заявление, пока нет. Впрочем, если этот чиновник станет совладельцем акционерной компании, то тогда можно будет поверить, что многочисленные загранпоездки, особняки и коттеджи, комбинации с акциями и увод финансовых средств из ОАО - все это только потому, что выворачивали руки, что так желал "глас из поднебесья", ослушаться которого - смерти подобно.
А пока…
А ПОКА УТОПАЮЩИЕ СПАСАЮТ СЕБЯ САМИ
А пока акционеры и члены правления - "отставники" (те, что выведены из состава правления, и не только они) предлагают Шамилю Бекбулатову почетное место свадебного генерала и полны решимости и планов вывести экс-флагман отечественной автодорожной индустрии на былые высоты. В отличие от г-на Бекбулатова, больше озабоченного благосостоянием своих ТОО и не предложившего за более чем десять лет ни одной программы, акционеры видят реальную перспективу. Компания, несмотря ни на что, все еще обладает могучим кадровым потенциалом, а это, уверены они, главный и самый дорогостоящий актив компании. Люди, считают они, проработавшие в отрасли не один десяток лет, способны поднять с колен АК "Казахстан Жолдары".
Если только отлучить от руля "жолдарбаши", заведшего компанию в трясину субаренды и развратившего персонал микробами ничегонеделания и культа преданности.
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА УМ. ПРО "ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ" НЕ ВСПОМИНАТЬ
С чего бы, спросит читатель, автору так переживать по поводу "жолдарбаши"? Дороги-то строятся… Но как? В свое время полетела голова министра Серика Буркитбаева именно из-за качества дорожного покрытия трассы Алматы - Астана. Президент Назарбаев, как и любой мудрый политик, не сторонник скоропалительных решений, но, видимо, и его потрясло качество автобана, в который "вбухан" не один миллион долларов наших с вами налогов. На строительстве этой трассы, кстати, была задействована и АК "Казахстан Жолдары". Думаю, Серик Миноварович не раз помянул добрым словом эту компанию.
Но суть не в этом.
Мне глубоко до лампочки, кто и как управляет казахстанскими компаниями. Сколько "мерсов" и внедорожников имеют их владельцы. На скольких сотнях квадратных метров умудряются они жить одновременно. Потому что я искренне убежден в правоте классика: нужно бороться не за то, чтобы не было богатых, а за то, чтобы не было бедных. Прискорбно другое.
Пока вот такие ненасытные у руля компаний, фондовый рынок не столкнуть с места самым мощным автодорожным катком. Можно принять 100 указов, имеющих силу закона, еще столько же государственных программ и назвать их хоть голубыми фишками, хоть розовыми - все они разобьются о менталитет управленцев старой волны, часто путающих государственный или акционерный карман со своим. Однако тогда какой мне интерес покупать акции продвинутых предприятий, если я знаю, что "жолдарбаши" начнет на мои средства строить очередной коттедж, а когда я приду за дивидендами, он лишь разведет руками: мол, с чего ты взял, что я что-то должен.
Экономика Казахстана способна сделать качественный рывок в своем развитии, если фондовый рынок, который, по определению, является нерестилищем дешевого и длинного капитала, начнет дышать полной грудью. Для этого надо менять ментальность топ-менеджеров. Может быть, и путем воздействия государства на умы красного директората, который, к сожалению, уже далек от "чести и совести эпохи"… |