Адильхан АРАЛОВ, "Время", 11 марта
Опубликовав в прошлом номере газеты "Время" заметку о противостоянии руководства и акционеров ОАО "АК Казахстан жолдары", я не мог предположить, что она вызовет столь бурную реакцию. За последние дни у меня в редакции побывали многие авторитетные в дорожно-строительной отрасли люди, которых серьезно беспокоит судьба родного предприятия. Каждый из этих людей отдал дорожному строительству не одно десятилетие своей жизни. Понятно, что им больно смотреть на то, что творится с отраслью сегодня...
"Вердикт" ветеранов единодушен: "Казахстан жолдары" под руководством Шамиля Бекбулатова виновно в "целенаправленном развале мощнейшей дорожной империи под названием "Минавтодор". С этих горьких слов начал разговор с вашим корреспондентом Борис ЯГЛИНСКИЙ.
- Борис Павлович, сегодня компания "Казахстан жолдары" получает немалые доходы. Чем же недовольны вы - ее акционеры?
- Это нетрудно понять на примере того же "Промдорстроя". Когда началась приватизационная "лихорадка", руководство "Казахстан жолдары" фактически отобрало у "Промдорстроя" все построенные им и принадлежащие ему объекты - начиная с профилактория "Карагандинский" и кончая офисом "Промдорстроя" по улице Гоголя в Алматы. Впоследствии эти объекты были приватизированы, а промдорстроевцам от этого "пирога" не отщипнули ни кусочка. Подобная политика руководства "Казахстан жолдары" не оставила "Промдорстрою" средств на развитие производства, а значит - на качественное выполнение строительных работ.
- Но почему же вы, учитывая ваш огромный авторитет в отрасли, не попытались воздействовать на руководство "Казахстан жолдары"?
- Как это "не пытался"?! В октябре прошлого года я представил руководству компании свое видение возрождения отрасли. Никакой реакции не последовало. Я убежден: "Казахстан жолдары" - вчерашний флагман дорожного строительства страны - не только можно, но и просто необходимо возродить. Необходимое условие такого возрождения - смена руководства компании. Тем, кто сегодня стоит у руля "Казахстан жолдары", уже ничего не надо - они "насытились" на многие годы вперед.
Фактически в том же духе высказываются и другие мои собеседники.
- Меня очень беспокоит судьба "Казахстан жолдары", - говорит член Совета директоров компании Игорь БЕРНЕР. - Единственный шанс спасти положение - пригласить руководить компанией людей, способных на современном уровне ставить и решать соответствующие задачи. Вместо этого г-н Бекбулатов при содействии своих "компаньонов" путем манипуляций акциями завладел более чем третью акций компании, оккупировал центральный офис, сделав его "неприступной крепостью" для нас - руководителей и акционеров компании. Тем самым фактически нарушен основной принцип любого акционерного общества - коллегиальность управления.
- Приказом по компании от 21 января нынешнего года в нарушение действующего законодательства меня уволили с работы, - вступает в разговор член правления "Казахстан жолдары" Юрий АКРИТИДИС. - Я объясняю это тем, что ранее указал президенту-председателю правления на недостатки в работе.
- Какие конкретно?
- Когда в начале преобразования компании из государственной в частную было образовано ТОО "Казжолкурылыс", которому на льготных условиях передавались основные подряды, - это было оправданно. Но сейчас, когда г-да Жуков, Алданиязов и Бекбулатов завладели 95 процентами доли ТОО, они практически передают самые выгодные подряды... самим себе. Думаю, комментарии тут излишни.
В результате на сегодняшний день практически свернута основная деятельность компании "Казахстан жолдары" - строительство автодорог, мостов, путепроводов. После того как я открыто заявил обо всем этом, меня уволили с работы.
Крайнее недовольство сложившейся ситуацией высказывают и другие собеседники. Пенсионер Мусакул УСЕМБАЕВ, отдавший дорожному строительству без малого полвека, сожалеет, что подписал "Открытое письмо" Зейнулле Какимжанову.
- Я лично не имел права давать оценку г-ну Какимжанову, даже не зная, кто он такой. Об этом я сказал ему при личной встрече, извинился и попросил считать мою подпись недействительной, - говорит Мусакул Абдыкулович. - Что касается нынешнего состояния "Казахстан жолдары": пока "дерутся" два лагеря в его руководстве - толку не будет. Нужны новые люди, новая команда. Только так можно возродить былую славу казахстанских дорожников.
- Для того чтобы управлять компанией единолично, г-ну Бекбулатову нужен был солидный пакет акций, позволяющий определять решения, принимаемые компанией, - считает член правления "Казахстан жодары" Мелс ТЛЕПОВ. - Он этого добился - правдами и неправдами. Тех, кто не согласился с такой политикой, он просто убирает с дороги. Мне 21 января без объяснения причин вручили приказ из 2 пунктов. Первым мой трудовой договор, продлевался до января, а вторым пунктом этот договор расторгался. И это несмотря на то, что члены правления, в том числе и я, в ноябре 2003 года общим собранием акционеров были переизбраны на следующие пять лет, и с нами должны были заключить договоры на новый срок. По закону об акционерных обществах президент АО не может единолично увольнять членов исполнительного органа. Сделав это, г-н Бекбулатов грубо нарушил трудовое законодательство и закон об АО.
Член совета директоров компании Гульжиян КЕСЕКБАЕВА не скрывает возмущения:
- Я проработала в системе Минавтодора 31 год, являюсь заместителем гендиректора фирмы "Казжол-Уют", акционером "Казахстан жолдары". И мне, не стесняясь, говорят: "Вы - в черном списке!" Но я же не террористка какая-нибудь, я по делу прихожу! И не могу попасть в здание, чтобы подписать бумаги у председателя правления. Разве это нормально?! Разве люди, отдавшие дорожному строительству здоровье и многие годы - те же Бернер, Акритидис, Бостанжиев, Процентов, Тлепов, - заслужили такое к себе отношение?!
Если это акционерное общество, то руководить им нужно коллегиально. А не устраивать гонения, черные списки и т. д.
Еще более жестко и недвусмысленно высказывается Константин БОСТАНЖИЕВ - начальник отдела "Казахстан жолдары", уволенный в феврале нынешнего года якобы в связи с истечением срока индивидуального трудового договора. По трудовому законодательству об увольнении его должны были уведомить предварительно (за месяц!) в письменном виде. Руководство компании не стало обременять себя такой обязанностью.
- По сути же я был уволен за то, что воспользовался своим законным правом и в связи с финансовыми осложнениями (мне нужны были средства на проведение реабилитации спустя 10 месяцев после операции на сердце; в связи с этим я дважды - 20. 12. 03 г. и 13.01.04 г. - писал заявления г-ну Бекбулатову о предоставлении мне очередного трудового отпуска) реализовал свою долю в фирме "Казжол-Уют", которая составляла аж 4%. Об этом я сообщил г-ну Бекбулатову в приватной беседе 28.12.03 г. в ответ на его просьбу уступить мою долю ему. Уже 31.12.03 г. г-н Бекбулатов Ш.Х. в своем новогоднем "послании" объявил всему коллективу, что я являюсь предателем интересов компании (читай - интересов г-на Бекбулатова Ш. Х.).
Да и вообще, я часто доставлял им хлопоты, особенно в период реализации международного контракта по займу Всемирного банка на реабилитацию автодороги Алматы - Астана, км 343 - км 509 (2000-2003 гг.), когда надумал отстаивать интересы компании вместо интересов фирмы "Казжолкурылыс", руководимой неким г-ном Жуковым В. Л. За это меня несколько раз отстраняли от решения экономических вопросов по этому объекту в такой форме, что я вынужден был в 2001 году написать заявление об увольнении, но тогда я еще был нужен - надо было завершать объект.
- Как вы оцениваете состояние ОАО "АК Казахстан жолдары" и что можно сделать для его улучшения?
- Реабилитация трассы Алматы - Астана стала по существу последним профильным заказом, в котором участвовала компания. На сегодня кредит доверия со стороны заказчиков исчерпан. "Казахстан жолдары" не имеет ни баз, ни специальных дорожно-строительных машин и механизмов. В списочном составе всего 4-5 практических специалистов дорожного профиля, не считая академиков, членкоров АН, докторов, кандидатов и других околонаучных работников и родственников. Во всех тендерах компания выступала исключительно в роли посредника. На сегодня упомянутые специалисты-дорожники уволены, остальные заняты борьбой не на жизнь, а на смерть с посягнувшими на их право безраздельно распоряжаться собственностью компании (здания, магазины, рестораны, доходы от них, дорогие иномарки). Таково на сегодня реальное состояние компании. И говорить о ней как о дорожно-строительном предприятии по меньшей мере некорректно.
Поэтому на вопрос "Что можно сделать?" существует однозначный ответ - нынешнему руководству компании снять круговую оборону, перестать заваливать суды всевозможными "делами", направленными на сохранение единоличной власти, провести свободное (без какого-либо давления) собрание акционеров, которое расставит все точки над "i" и выберет заинтересованных в возрождении былой славы и мощи компании людей. |