Альжан КУСАИНОВА, "Литер", 3 февраля
– Пистолета у меня нет. Но знаю, что жаловаться никому не буду. Я дал себе слово, что никогда не буду писать письма в свою поддержку, зачем мне эта грязь? Я лучше буду заниматься комментариями к текстам Пушкина, Чехова, но только не этой грязью.
Я борюсь за театр, а не за себя, и тот же "Тарлан" – это премия коллектива, я собираюсь пропить ее со своими артистами (вопреки своему зароку не пить с ними).
Так заявил вчера Борис Преображенский, демонстрируя журналистам уведомление об упразднении должности художественного руководителя ТЮЗа.
В этом году театральная легенда Алматы, худрук театра юного зрителя им. Наталии Сац Борис Преображенский отметит интересную дату: 18 лет в ТЮЗе. Так называемый возраст совершеннолетия принес профессору сцены не по-детски суровые проблемы. Кстати, на днях человеку, чье имя давно стало символом, вручили премию меценатов "Тарлан" в номинации "за вклад". Как выяснилось, кому-то вдруг захотелось одним небрежным жестом перечеркнуть сей вклад.
Дело в том, что вчера Борис Николаевич получил уведомление от директора ТЮЗа им. Сац Надежды Горобец, где его ставят в известность, что с 28 января т. г. занимаемая им должность упразднена согласно новому штатному расписанию и в соответствии с Законом РК "О труде". Подписана же сия грамота почему-то от еще не наступившего 2 марта 2005 года…
Вчера Преображенский собрал пресс-конференцию по этому поводу. По иронии судьбы, мэтру везет на казусы: всего за день до того он собирался общаться с журналистами по иному поводу: хроническим конфликтам дирекции театра с художественным руководством.
Встреча спонтанно превратилась в бурную адвокатскую кампанию по защите таланта от чиновничьего произвола. В переполненном Национальном пресс-клубе оказались представители трех творческих цехов: художников, композиторов и журналистов. Еркин Мергенов, председатель Союза художников РК, констатировал, что проблема взаимоотношений художественного и административного руководств стала, увы, крайне актуальной в последнее время для всех творческих объединений.
Честь мэтра публично защищали бывшие и нынешние работники ТЮЗа и Новой сцены. Галина Пьянова, главный режиссер экспериментального театра "АРТиШОК", очень эмоционально, но аргументированно вступилась за своего бывшего учителя:
– Преображенский – это огромный талант. Что мы получим, если его уволят? Еще один бездарный театр? Если мы распрощаемся с ним, то будет ли ему альтернатива в нашем городе, в нашей стране? Эта история, и мы сейчас так легко и цинично с этим прощаемся?!
Адвокат Виталий Воронов юридически обосновал незаконность действий дирекции по отношению к худруку:
– Это юридическая безграмотность. В Законе "О труде", на который ссылается Горобец, сказано, что те, кто собирается уволить кого-либо, обязаны сообщить ему об этом за месяц до принятия решения. Более того, проигнорирован Устав театра: никто не может уволить худрука без ведома собственника театра, коим является министерство финансов, а уполномоченным органом министерство культуры. Надо разобраться, почему это могло произойти? Люди, по чьей вине это случилось, должны понести уголовную ответственность.
Он же озвучил чье-то "анонимное" мнение, что вместо ТЮЗа лучше сделать дискотеку, ночной клуб, где можно делать деньги. Версия небезосновательна, если вспомнить, что спектакли могли отменить ввиду проводимых в здании ДК АХБК (где находится русский ТЮЗ) КВН. Сам же Преображенский напомнил по этому поводу главную причину встречи:
– Допустим, нужно убрать меня как неугодного человека. Но тогда почему нужно на корню уничтожать театр накануне его 60-летнего юбилея? Это тоже кому-то надо?
Мэтр, которого тут же окрестили штучным товаром, много шутил, хрипло басил и колоритно выражался в адрес тех, кто столь беззастенчиво с ним поступил. Объяснил, почему он пьет только с электриками: еще в былые молодые годы, он, начинающий режиссер в маленьком городке, увлекся артисткой, и когда она наутро спросила его, будет ли у нее главная роль в ближайшей премьере, он зарекся пить с артистами. |