Айгуль КИСЫКБАСОВА, "Литер", 27 января
Супермаркеты для казахстанцев давно стали вторым домом. Расхаживая по бесконечным лабиринтам, забитым заморскими деликатесами, отечественные покупатели чувствуют себя как в пресловутом потребительском раю. И если ассортимент казахстанских универсальных магазинов приближается к европейским стандартам, то качество товаров оставляет желать лучшего. Частенько за всем этим великолепием легко не заметить истекший срок годности продуктов питания или значительное несовпадение цифр на ценнике и на пробитом чеке.
Случай, доказывающий низкое качество обслуживания в супермаркетах, произошел на днях. Два пирожных, купленных в отделе выпечки компании "Евробекери" в гипермаркете "City Center", оказались испорченными. Покупательница пятна плесени на выпечке заметила вовремя и попросила продавцов "Евробекери" вызвать начальство. По словам женщины, продавщицы вели себя крайне неуважительно и сказали недовольному клиенту, что руководства в данный момент нет. После долгих разбирательств женщине деньги взамен испорченного продукта все же предложили, однако компенсация покупательницу не устроила.
Между тем, главный бухгалтер компании "Евробекери" Раушан Утемисова подтверждает, что подобный инцидент действительно произошел, но с таким случаем производители выпечки сталкиваются впервые.
– После вчерашнего сигнала все аналогичные продукты сняты с витрин, – отмечает она. – Наш отдел контроля и качества проверил все. Витрины, где находился этот продукт, обработаны. Сотрудники, которые халатно отнеслись к клиенту, наказаны.
Подобные случаи, как оказалось, не редкость. По словам президента общественного объединения по защите прав потребителей "Адал" Артык Сейткалиевой, они уже сталкивались с жалобами по поводу испорченных продуктов в гипермаркете "City Center".
Испорченные продукты можно купить не только в вышеупомянутом магазине. Нарушать права потребителей позволяют себе и сотрудники "Silk Way City". Одним из покупателей в продуктовом отделе гипермаркета был приобретен газированный напиток с плесенью. В этом случае тень падает на производителя, хотя виноваты работники супермаркета, не проследившие за сроком годности товара.
По словам Артык Сейткалиевой, в супермаркетах можно приобрести не только негодные продукты. Частенько ценники на полках перепутаны: на кассе оказывается, что продукт стоит, к примеру, не 1 000 тенге, а все 5 000. Плохое обслуживание можно наблюдать по длинным очередям у одной кассы, в то время как другие кассы закрыты. Не хватает ключей для ящиков, где охрана требует оставлять большие сумки и пакеты. За сохранность личных вещей никто ответственности не несет – об этом гласит специальная табличка.
– Когда мы делаем ревизию и экспертизу на испорченный продукт, мы опечатываем этот товар. Администрация супермаркетов часто не подписывает опечатанный товар. Даже нам доказать что-либо очень трудно, – отмечает Сейт-калиева.
Тем не менее закон о защите прав потребителей четко регулирует отношения покупателей товаров или услуг, а Административный и Уголовный кодексы предусматривают для недобросовестных продавцов наказание в виде штрафов и даже лишения свободы.
Однако, судя по статистике алматинской санэпидемстанции, закон в этом случае владельцам продуктовых супермаркетов не писан. По словам начальника отдела по надзору за безопасностью пищевых продуктов департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Алматы Людмилы Лян, проверки сотрудниками госоргана проводятся каждый день, и каждая (!) проверка в супермаркетах завершается штрафами. |