Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Мегаполис", 19 февраля
В Карагандинской области при заходе на посадку разбился истребитель-перехватчик МиГ-31Б Сил воздушной обороны Казахстана. Оба пилота не смогли катапультироваться и погибли. На месте авиакатастрофы работает оперативная комиссия во главе с главнокомандующим СВО генерал-лейтенантом Ахмадиевым. По данным МЧС, боевой самолет упал в 5-6 км северо-западнее аэропорта Караганды 16 февраля в 21 час 08 минут "при выполнении учебно-тренировочного полета". В результате летного происшествия погибли заместитель командира эскадрильи Карагандинской авиабазы капитан Денис Федотов и военный штурман 3 класса Андрей Леонтьев…
В районе падения боевого самолета уже найден бортовой самописец. Специалисты приступили к расшифровке данных "черного ящика", которые помогут установить причину катастрофы. До окончания работы государственной комиссии никто из военных чиновников не отважился взять на себя ответственность и прямо сказать, что послужило истинной причиной летного происшествия: так называемый "человеческий фактор", то есть недостаток опыта вследствие малого налета часов или какая-либо техническая неисправность истребителя-перехватчика?
Серийное производство МиГ-31 началось в 1979 году. С тех пор его постоянно модернизировали и приспосабливали для решения новых боевых задач. Каков год выпуска потерпевшего катастрофу истребителя-перехватчика СВО Казахстана, пока выяснить не удалось, но и без того понятно, что он далеко не новый. Боевым летчикам приходится только мечтать о принятии правительством решения по закупке современных истребителей или хотя бы выделении необходимого количества средств на проведение регламентных работ уже имеющегося самолетного парка.
Между тем самолеты Талдыкорганской авиабазы, находящиеся на хранении, ударными темпами идут под нож. Бригады по разделке МиГов не прекращают работу ни днем, ни ночью, ни в выходные, ни в праздники. Самолеты потрошат прямо возле ангаров, выдирая "с мясом" агрегаты, содержащие драгоценные металлы. На месте "самолетного морга" после основательной зачистки планируется разместить части Талдыкорганского гарнизона…
Оптимизация любой ценой
Внезапная передислокация началась по инициативе бывшего министра обороны. Командиры частей были вынуждены "взять под козырек" и в декабре 2006 года приступить к выполнению Директивы 1/14/1/01 от 10 января 2007 года. Переезд начался в спешном порядке без четкого обоснования причин переезда и финансовых расчетов. Ни один довод военных специалистов, в частности войск связи, о нецелесообразности данного "мероприятия" бывшим руководством военного ведомства не был принят.
– Нам было приказано в течение трех зимних месяцев оставить обжитый с 1970 года военный городок со всей необходимой для несения боевого дежурства инфраструктурой и к 1 марта 2007 года, перебраться на голое место, где нет ни электричества, ни коммуникаций, ни помещений для установки сложного радийного оборудования, – рассказывают военнослужащие-контрактники Талдыкорганского гарнизона. – На железнодорожные платформы грузится военная техника для отправки в другие воинские части, так как выделенная территория не способна ее принять в полном количестве. А те машины, которые уже удалось своим ходом перегнать к новому месту дислокации, сосредоточены в необорудованных ангарах для самолетов. Специальная техника трамбуется в эти холодные бетонные ангары, как будто больше не понадобится. В этом саркофаге нет не только условий для регламентного обслуживания техники, но даже замков на двадцатитонных воротах. По многокилометровому периметру проволочного ограждения нет ни одной караульной вышки, а патруль ВОХРа в состоянии контролировать только ту территорию, которую способен обойти…
Полк связи буквально гибнет на глазах офицеров и прапорщиков, которые создавали его с нуля и несли службу здесь на протяжении долгих лет. Теперь им всем предписано свыше "без лишних разговоров" занять территорию на военном аэродроме рядом со взлетной полосой, где уровень шума и других помех превышает все допустимые нормы.
– В таких условиях радисты не только морзянку не услышат, но и самый главный сигнал могут пропустить. Мы с ноября прошлого года ни дня не занимались боевой подготовкой. О какой защите страны может идти речь, если вместо боевой учебы вынуждены заниматься обустройством "убитой" и непригодной для несения боевого дежурства территории авиационной базы?! Может быть, нас срочно выкидывают за черту города только потому, что кому-то здесь приглянулась дорогая земля? Тогда зачем надо было тратить 50 миллионов тенге на прокладку современной волоконно-оптической линии связи и запуск цифровой АТС на старом месте? Ведь сейчас под бульдозер идут оборудованные автопарки и склады артвооружения, новые боксы для боевой техники и учебные классы. Огромные деньги выброшены на ветер, и, похоже, до этого никому нет дела.
По мнению военных Талдыкорганского гарнизона, если не остановить эту чудовищную перегруппировку, Казахстан в мирное время может потерять до 90% обученных специалистов. Загубленными на корню окажутся боевые части и подразделения, включая десантно-штурмовую бригаду, старейший полк связи, разведывательный батальон и школу подготовки младших военных специалистов. Офицеры в ужасе: неужели в этом и кроется "истинная цель поспешной передислокации?"
Модернизация за гранью здравого смысла
Редакции "Мегаполиса" стал известен плачевный результат еще одной "разумной" инициативы военных чинов из Минобороны. Так по распоряжению начальника Главного управления вооружения и военной техники полковника Лаптева недавно из Талдыкоргана в Алматы была отправлена большая партия бронетранспортеров для их "существенной модернизации" на предприятии АО "Массагет". После проведенных манипуляций бэтээры пришлось возвращать в боевые части с помощью трала. На всех модернизированных БТР-70 М в нерабочем состоянии оказались тормозные системы, коробки передач, контрольно-измерительные приборы и ряд других жизненно важных систем. По данным источника в Минобороны, так называемой модернизацией на самом деле занималась "рабочая команда военнослужащих, которые не являются специалистами в области модернизации". В конечном итоге все вылилось не в помощь войскам, а в конкретный подрыв боевой готовности.
Ответственность за нанесенный войскам ущерб опять никто не понес. Дело, связанное с реализацией инициативы полковника Лаптева, в Астане замяли и "тихо спустили на тормозах", вероятно, в надежде, что новый министр обороны Даниал Ахметов, являясь человеком гражданским, не обратит внимание на подобные технические тонкости и не станет тратить силы и время на "разбор неудачных полетов".
Обстановка в РгК "Юг" накалилась до предела
В редакцию продолжают поступать отклики читателей "Мегаполиса" на статьи по поводу хищений ГСМ в региональном командовании "Юг". Офицеры Южной группировки войск рассказывают, что "наконец-то в войсках принимаются меры по заправке боевой техники топливом". Правда, при этом работникам служб ГСМ приходится вновь переписывать путевые листы и задним числом "подгонять цифры под существующую реальность". Удалось ли ревизорам выявить новые факты недостачи ГСМ – пока неизвестно, как и то, вернут ли военные гражданской фирме 59 тонн дизтоплива, которые под честное офицерское слово взяли в долг больше года назад. Командующий РгК "Юг" генерал-майор Сыздыков был заслушан в Астане министром обороны и уже вернулся в Тараз "исправлять недостатки и перекосы"… |