Амина Джалилова, "НП", 27 июля
Государственное предприятие "Алматыжер" возобновило работу в старом режиме. В том самом режиме, который мы (да и Генпрокуратура, и Конституционный совет) на протяжении нескольких лет называли незаконным. Государственное предприятие от имени акимата изымает собственность алматинцев для строительства коммерческих объектов.
Но теперь "Алматыжер" делает это на законных основаниях. Пока в стране проходили конституционные преобразования, тихо и незаметно были приняты и вступили в силу поправки в Земельный кодекс. Так что борьбу общественных деятелей и Генеральной прокуратуры против нарушений права граждан на частную собственность можно считать проигранной.
А мы, СМИ, больше не сможем применять ставшее устойчивым выражение "незаконное изъятие собственности у граждан". Теперь, к нашему прискорбию, все законно
В редакцию обратилась наша читательница, получившая уведомление от "Алматыжер" и немало им удивленная. Ее дом в районе так называемого "компота" (восточнее проспекта Достык) собираются сносить. В документах, которые получила собственница дома, в частности, говорится: "Выкупить (изъять) земельные участки для государственных надобностей в целях строительства жилого комплекса и торгово-развлекательного центра".
То есть строится крупный коммерческий объект, а землю под него изымает акимат. Причем под документом стоит имя самого Имангали Тасмагамбетова. А ведь несколько месяцев назад "Алматыжер" под давлением прокуратуры прекратил отстаивать интересы частных застройщиков, сосредоточившись лишь на государственных проектах (таких, как транспортные развязки).
Более того. Резко критические статьи в прессе по поводу политики акиматов Алматы и Астаны, заявления авторитетных ученых, протесты прокуратуры и заключение Конституционного совета создали впечатление, что победа уже близка, что в стране вот-вот будут решены законодательные противоречия и Конституцию больше не будут нарушать. Но получилось как раз наоборот. Когда-то незаконные действия алматинских властей теперь признаны абсолютно легальными.
В последние месяцы и недели своей работы парламент Республики Казахстан успел принять антинародные и, на наш взгляд, антиконституционные поправки в Земельный кодекс. Теперь в 84-й статье этого документа говорится, что исключительными случаями для отчуждения земельных участков для государственных нужд являются: международные обязательства, нужды обороны, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. А также создание и функционирование специальных экономических зон, обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных), строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования и других объектов, имеющих государственное значение.
Кроме того, изъять могут жилье, которое будет признано аварийным и ветхим, если будет угроза обрушения. Ну и самое интересное: генеральные планы населенных пунктов, государственные и региональные программы и инвестиционные проекты, обеспечивающие государственные интересы и достижение общественно значимых целей, также являются основанием для того, чтобы отобрать у собственника его имущество.
Иными словами, если кому-то понадобится ваша земля, то причин для ее изъятия найдут сколько угодно. Перечень настолько широк, что дает практически неограниченные права тому же акимату Алматы, который почему-то предпочитает отстаивать в судах интересы застройщиков, а не алматинцев.
Более того, если чиновник, оформляющий изъятие, окажется недостаточно хитер, чтобы привязать изъятие к одному из перечисленных оснований, он может воспользоваться пунктом 3 84-й статьи Земельного кодекса, а он гласит: "Законами Республики Казахстан могут предусматриваться другие исключительные случаи принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд, кроме указанных в пункте 2 настоящей статьи".
Что можно добавить к этой выдержке из закона? Она настолько ярко продемонстрировала отношение как исполнительной, так и законодательной власти к нуждам, чаяниям и правам народа, что даже комментарии излишни.
И слова главы Конституционного совета Игоря Рогова тоже мало что значат. Как мы писали в мае, Конституционный совет вынес решение, что изымать собственность граждан можно только в исключительных случаях. И ими не могут являться чьи-то коммерческие интересы или генеральные планы застройки городов. По словам Игоря Рогова, генпланы "не носят характер исключительности, согласно закону, это повседневная деятельность соответствующих государственных структур".
Однако парламент вопреки доводам Конституционного совета и вопреки логике достаточно ловко прописал в Земельном кодексе все исключительные случаи (которые в таком перечне кажутся не исключительными, а самыми обыденными). В конце июня законопроект был принят сенатом, а в начале июля подписан главой государства.
С законом бороться значительно сложнее, чем с произволом властей. Так что можно смело предположить, что в ближайшие месяцы и даже недели резко повысится спрос на услуги профессиональных юристов. Так как очень многим владельцам жилья придется выступить против акимата города в суде.
С законом, конечно, поспорить трудно. Но мы можем выразить свое негодование этими нелепыми поправками в ходе предстоящих выборов в парламент и маслихаты. Ведь в партийных списках - вновь многие фамилии из числа проголосовавших за то, чтобы у любого из нас в любой момент могли отобрать жилье.
Партия власти дала все козыри в руки застройщиков. У строительного бизнеса есть деньги, и, скорее всего, именно эти деньги, именно мощное строительное лобби и сыграло роль в принятии противоречащих Конституции поправок.
Нам стоит постараться сделать так, чтобы в мажилис не попали те люди, которые так близко к сердцу воспринимают трудности строительных компаний и так далеки от проблем народа. |