Елена НЕФЕДОВА, "Мегаполис", 25 февраля
Комитет по водным ресурсам опровергает информацию о допущенных им финансовых нарушениях, связанных с субсидированием, которую недавно озвучили представители республиканского финпола. За защитой руководство Комитета даже намерено обратиться в суд. Между тем в финансовой полиции настаивают, что деньги, предназначенные для субсидирования стоимости услуг по доставке воды крестьянам, уходили не по назначению и грозят завести уголовное дело.
Напомню: в "Мегаполисе" № 5 от 11.02.08 вышел материал "Левое субсидирование", в котором было рассказано о финансовых нарушениях в Комитете по водным ресурсам. Представитель финпола рассказал о схеме, по которой часть бюджетных денег, выделенных правительством для удешевления стоимости услуг по доставке поливной воды в южных регионах Казахстана, ушла организациям-посредникам. По данным финансовой полиции, в 2005 году под "соусом" поддержки сельхозпроизводителей ассоциациям водопользователей "Бiрлiк" и "Агын-су" было необоснованно начислено 5 и 2,5 миллиона тенге соответственно, а РГП "Югводхоз" – 77,3 миллиона тенге. В Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью расценили это как "нанесение крупного ущерба государству".
Руководство Комитета по водным ресурсам с таким заключением силовиков категорически не согласно. По глубокому убеждению председателя Комитета Анатолия Рябцева, эти ассоциации и РГП – не посредники, а самые настоящие поставщики поливной воды, так они обслуживают часть каналов и водопроводов, по которым поливная вода подается на поля. Более того, они являются субъектами естественных монополий, а стоимость их услуг регулируется антимонопольным законодательством.
– Каждый из них оказывает свою долю услуг. Сначала поливная вода идет по каналам, которые эксплуатирует РГП, потом по участкам, которые обслуживают ассоциации водопользователей. И только потом вода доходит непосредственно до сельских потребительских кооперативов водопользователей – так называемых СПКВ. Все они – услугодатели, и у каждого свои затраты, связанные с обслуживанием сооружений, очисткой канала и так далее. Поэтому все они забирают свою долю за то, что пропускают воду, и это нормально. Но мы заставляем, чтобы они утвердили тариф у антимонопольщиков, – поясняет председатель Комитета по водным ресурсам Анатолий Рябцев.
Он заверяет: никаких финансовых махинаций в Комитете нет и в 2005 году их тоже не было. Это показали неоднократные проверки. Рябцев готов предоставить все заключения ревизоров.
– Без утвержденного тарифа мы не одной копейки не даем. Я следователю два или три раза объяснял: во-первых, есть правила на представление субсидий, в них все четко написано. Эти правила утверждает правительство: собирает представителей министерств экономики, финансов, юстиции и ведет голосование. Но просто так субсидий никто никому никогда не платит, – настаивает Рябцев. – А если бы у нас действительно было "левое" субсидирование, то нас самих уже давно бы здесь не было.
В Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью свои доводы. Государство выделяет деньги на поддержку сельхозпроизводителей. Значит, субсидии, удешевляющие поставку воды, должны идти непосредственно крестьянам – в сельские потребительские кооперативы водопользователей. А ассоциации, созданные в Южном Казахстане, – это ненужные сельхозпроизводителям структуры.
– "Югводхоз" получает, тот получает, этот получает… Пока крестьянским хозяйствам вода дойдет, 4 предприятия получают субсидии. Зачем кормить этих посредников? Зампред Комитета Атшабаров сам признал, что они лишние. Ассоциации создавались когда-то, но не сработали. Если мы уберем их, в этой цепочке останутся только два субъекта, и тогда у нас не будет 3-4 тарифа на поставку воды, как сейчас, а будет всего два: РГП плюс СПКВ.
В Комитете по водным ресурсам подтвердили, что ассоциации водопользователей – лишнее звено в цепочке поставщиков поливной воды. Однако отказываться от него прямо сейчас там считают преждевременным. Говорят: если эти организации упразднить, то у крестьянских хозяйств на обслуживание каналов не хватит ни сил, ни времени, ни средств. Реорганизацию можно будет произвести, когда крестьянские хозяйства твердо встанут на ноги.
– Но если у крестьян нет средств на содержание каналов, то у СПКВ тоже нет средств, ведь они же создаются из крестьянских хозяйств! А если у них нет средств, то откуда они у СПКВ? – недоумевает представитель республиканского финпола, старший инспектор по особо важным делам Темирлан Кошкаров. – И далее по аналогии: учредителями ассоциаций водопользователей являются СПКВ, не имеющие на содержание каналов достаточных денег. Тогда получается, что и у ассоциаций водопользователей средств нет. Зачем тогда они нужны? А ведь они создаются для защиты интересов этих сельских кооперативов.
В финполе озвучивают еще один факт против ассоциаций водопользователей. Мало того, что они забирают часть водных субсидий, так бедным крестьянам еще приходится сбрасываться на их содержание. То есть та самая эксплуатация каналов, которая не по силам крестьянским хозяйствам, на самом деле происходит за счет самих же "немощных" сельхозпроизводителей.
В Комитете по водным ресурсам парируют: все это – еще не повод обвинять госорган в финансовых махинациях. Это – лишь выводы финансовой полиции, и они пока не доказаны в суде. Более того, финпол до сих пор даже не завел уголовного дела. Но в Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью убеждены: уже через несколько дней уголовное дело все же будет возбуждено. А пока к материалам по Южному Казахстану, собранным следователем Кошкаровым, добавились жалобы от крестьянских хозяйств Костанайской области. Так что дальнейшее разбирательство по делу "водного субсидирования" обещает быть бурным. |