Александра АЛЕХОВА, "Литер", 27 марта
С 2005 года авторы учебников по математике, чьи "труды" в силу низкого качества отказываются тиражировать издательства "Атамура", "Мектеп" и "Жазушы", успели написать письма не только президенту, но и в правительство и Министерство образования и науки РК. И на достигнутом, судя по всему, останавливаться не собираются. А поскольку недовольство учебниками нового поколения в Казахстане растет, издательства готовы формировать авторские коллективы из российских и кыргызских опытных методистов.
На сегодняшний день тиражируются учебники только одного из пяти авторов, ходящих по инстанциям – Абдугали Шыныбекова, а творения Камилы Букубаевой, Нурдаулета Майкотова, Курмангали Канлыбаева и Турсынкуль Алдамуратовой практически сразу после создания были отвергнуты экспертами, поэтому не пошли в школьные массы.
В своих обращениях к власть имущим методисты убеждают в несправедливости оценки их трудов и ссылаются на то, что учебники успешно прошли апробацию как экспериментальные и даже выиграли тендер. Однако результаты многочисленных экспертиз, проведенных Республиканским научно-практическим центром (РНПЦ) "Учебник", свидетельствуют о том, что учиться по такой литературе нельзя, и она не соответствует формулировке "учебники нового поколения".
Автор Камила Букубаева пытается убедить как РНПЦ "Учебник", так и издательства в том, что оценки экспертов на ее учебник по геометрии для 7 класса необъективны.
По словам заместителя директора центра Мариям Мукатовой, экспертиза учебника "Геометрия" для 7 класса проводилась дважды. В общей сложности на один учебник было дано 7 экспертных заключений. И в них, помимо многочисленных серьезных недостатков учебника, было отмечено, что отдельные главы совпадают с материалом учебника "Геометрия" для 7–9 классов Л. Атанесяна, изданного в Москве в 1994 году.
В начале 2007 года, когда Камила Букубаева в очередной раз обратилась со своим заявлением в министерство образования после доработки учебника, те же самые эксперты снова подтвердили отрицательную оценку "детища".
Издательство "Атамура" приняло решение о приостановлении работ над переизданием, так как кардинальная доработка учебного пособия самим автором представлялась невозможной. Президент "Атамуры" Умит Бейсембаева в апреле прошлого года направила в министерство образования письмо, в котором полностью изложила позицию издательства относительно творения Камилы Букубаевой. Так, из документа следует, что "Учебник "Геометрия" для 7 класса общеобразовательной школы автора Камилы Букубаевой был издан корпорацией в 2003 году. Поскольку в свое время это был единственный предлагаемый учебник по данному предмету, кое-какие заказы на него были, но в последующие годы учебник не заказывался Департаментами образования и школами из-за невостребованности". Издательство признало "труд" примитивным по содержанию, не самым лучшим подражанием бывшим советским учебникам.
Более того, как отметила представитель РНПЦ Мариям Мукатова, учебники "Геометрия" для 8 и 9 классов автора Камилы Букубаевой, выпускаемые издательством "Жазушы" вместе с учебно-методическим комплексом (УМК), без предварительной экспертизы были включены в Перечень учебников и УМК, разрешенных Министерством образования и науки РК к использованию в учебном процессе в 2007–2008 учебном году. Но в середине прошлого года ввиду отсутствия спроса и заказов на эти учебники издательство письменно уведомило министерство образования о невозможности тиражирования творений Камилы Букубаевой.
С учебным пособием по геометрии для 10 класса того же автора произошел вообще нонсенс. Еще в 2000 году во время проведения тендера учебник получил статус лучшего, а спустя пять лет началась его апробация в экспериментальных школах, которая закончилась негативными отзывами со стороны учителей. Педагогов возмутили не только математические ошибки, но и несоответствие государственной программе и плагиат из российских аналогов.
– Первая экспертиза этого учебника продемонстрировала, что половина имеющегося материала посвящена одной теме "Векторы в пространстве", тогда как по программе этому разделу отводится всего 8 часов, – прокомментировала ситуацию замдиректора РНПЦ "Учебник" Мариям Мукатова. – Доказательства теорем не доведены до конца, и обнаружены понятия, которые еще не изучались. Масса информации в учебнике не понятна школьникам, поэтому эксперты дали учебнику отрицательную оценку. У Камилы Букубаевой была возможность доработать свой "труд", однако повторная экспертиза показала, что содержание учебника в лучшую сторону не изменилось. Эксперты рекомендовали не использовать "Геометрию" для 10 класса Камилы Букубаевой в учебном процессе.
Принятое решение госпожу Букубаеву не успокоило, и она продолжала настаивать на тиражировании учебника издательством "Мектеп", которое в свое время выпустило некоторое количество экземпляров для апробации в экспериментальных школах. Неутешительные результаты апробации и настойчивость автора учебников вынудили президента "Мектепа" Ерлана Сатыбалдиева направить в министерство образования письмо, в котором была изложена позиция издательства – дальнейшая работа над учебником Камилы Букубаевой прекращена.
Но и это еще не все. Многие учебники, созданные методистом Букубаевой, были подготовлены в соавторстве с доцентом Кундуз Аганиной. Тандем этих методистов только усилил негативное отношение к созданным ими детищам, поскольку госпожа Аганина в числе других методистов в свое время фигурировала в одной нелицеприятной истории.
По словам Мариям Мукатовой, Кундуз Аганина участвовала в подготовке учебных программ по математике для 1–12 классов 12-летней школы, которую осуществлял республиканский центр проблем 12-летнего образования.
– Проведенная центром "Учебник" экспертиза данных программ выявила случаи подлога, на который пошли многие авторы программ, в том числе и Кундуз Аганина, – говорит Мариям Мукатова. – Была разработана одна "программа", и ее без изменений перенесли в другие, поменяв только обложку. Идентичны по содержанию учебные "программы" по "Математике" на казахском языке в 6, 7 классах и программы "Алгебра и начало анализа" для 11, 12 классов технологического направления. Авторами являлись доцент Кундуз Аганина, учитель математики республиканской физико-математической школы Б. Саякова и другие методисты. Одна и та же программа дается по "Алгебре и началу анализа" для 11, 12 классов естественно-математического и социально-гуманитарного направлений под авторством К. Аганиной и Б. Саяковой, тогда как для каждого из направлений должна действовать своя программа. Такая же история наблюдалась и с программами по "Геометрии" для 11 класса технологического направления и 11, 12 классов социально-гуманитарного направления на казахском языке. Причем авторами оказались все те же К. Аганина и Б. Саякова.
Дважды проходила экспертизу в центре "Учебник" и учебная литература по алгебре и геометрии для 7 класса Абдугали Шыныбекова. Ни одно из 5 имеющихся экспертных заключений не содержит положительных отзывов, во всех есть претензии к устаревшим методам изложения материала и несоответствию возрастным особенностям учащихся.
Первое издание учебника по "Алгебре" для 7 класса Абдугали Шыныбекова вызвало негативную реакцию на него со стороны общественности. Об анализе пособия самым обычным дедушкой самой обычной алматинской ученицы мы подробно писали в "Литере". Борис Плужник насчитал тогда 121 математическую и грамматическую ошибку, часть которых признало и издательство "Атамура", тиражирующее данное пособие. Повторная экспертиза учебника уже в самом РНПЦ "Учебник" показала, что из 121 замечания Б. Плужника при переиздании было учтено 94, но после исправления одних ошибок в учебном пособии появились другие, и их оказалось значительно больше предыдущих.
В марте этого года эксперты министерства образования исследовали на соответствие требованиям "Геометрию" для 7 класса того же автора и обнаружили, что задачи скопированы с детища российского автора А. Погорелова, которое было выпущено гораздо раньше.
Вердикты относительно учебника по "Алгебре" для 9 класса в соавторстве Нурдаулета Майкотова и Курмангали Канлыбаева были вынесены еще в 2006 году. По результатам апробации в школах пособие было заменено на более усовершенствованный учебник решением издательства "Мектеп", о чем министерство образования было поставлено в известность. Поэтому настойчивость Нурдаулета Майкотова и Курмангали Канлыбаева, с которой авторы обивают пороги госведомств, не только удивляет, но и настораживает. Еще при министре Айтимовой математики написали к ней обращение, и умудрились наделать на 20 строках 16 ошибок, что свидетельствует о "грамотности" методистов. В РНПЦ "Учебник" эту историю хорошо помнят.
Автор-математик Турсынкуль Алдамуратова, вернее разработанные ею учебники по "Математике" для 5–6 классов на казахском и русском языках еще в 2005 году были подвергнуты тщательной экспертизе министерства. Пристальное внимание ко всей учебной литературе для 1–8 классов в то время было связано с негативной оценкой качества учебников нового поколения, высказанных главой государства в Послании народу Казахстана 19 марта 2004 года. По итогам проведенной экспертизы труды Турсынкуль Алдамуратовой были отправлены на доработку.
Сложившаяся ситуация определенно наталкивает на мысли, чем все-таки озабочены непризнанные авторы – заботой о школьниках, нуждающихся в хороших учебниках, или собственных гонорарах за их тиражирование. |