Виктор БУРДИН, "Время", 29 апреля
Очередной скандал зреет в ведомстве министра культуры и информации Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА. На грани забастовки оказались более 80 артистов балета ГАТОБ им. Абая. В Международный день танца, который мир отмечает сегодня, 29 апреля, артисты высказывают возмущение дискриминационной политикой и непрофессионализмом руководства театра и "родного" министерства. Свои мысли они изложили в своеобразном манифесте, направленном в редакцию.
"Почему в уже заканчивающемся театральном сезоне в ГАТОБ состоялось целых две крупномасштабные премьеры опер - "Томирис" и "Лючия ди Лямермур", но ни одного балетного спектакля? Хотя кассу театру делает именно балет, опера же зачастую не собирает и трети зрительного зала (в этом сезоне имел место случай, когда вход на оперный спектакль сделали бесплатным, потому что не был куплен ни один билет)!" - недоумевают в письме танцовщики. Главным виновником своих бед они считают директора театра Ержана АБДРАХМАНОВА, который, по словам труппы, "разговаривать с артистами, да и с любым из сотрудников театра, мягко говоря, не любит. Он даже в театр заходит с главного, а не со служебного входа, чтобы не столкнуться с сотрудниками".
Авторы письма вступаются и за своего именитого коллегу - народного артиста СССР Рамазана БАПОВА, который совсем недавно вернулся на родину после 20 лет работы в США и Турции. По их словам, ему буквально придумали должность "педагог-консультант", так как в штате ГАТОБ для артиста такой величины не нашлось места. Хотя его компетентность не вызывает у артистов никаких сомнений. Признанному специалисту не доверяют труппу, зато, по словам танцоров, их официальный руководитель Раушан БАЙСЕИТОВА по неизвестным причинам отсутствует на работе уже около 3 месяцев, и сейчас коллективом фактически руководит когда-то уволенный с этой должности Мурат ТУКЕЕВ, говорят танцоры.
Директор театра Ержан Абдрахманов, которому мы адресовали вопросы, поставленные в письме, отметает все нападки артистов, переводя стрелки на Минкультинформ.
- Ержан Ахметович, почему в этом году в театре было две премьеры оперных спектаклей и ни одного балетного? И почему театр не поехал на гастроли в Германию?
- Потому что мы работаем по плану. В 2007 году мы поставили "Томирис", которая была запланирована еще в 2006 году. Артисты рассказывают про несостоявшиеся гастроли в Германии? Да, я хотел туда поехать! Но пока к нам не приехали оттуда продюсеры.
- А мне рассказали, что все-таки приезжал человек, но вы заставили его заплатить вам 10 тысяч евро...
- Неужели я буду вас обманывать?
- ... и тогда продюсеры пригласили к себе астанинский театр.
- Им Минкультинформ дал квоту. Они ее первыми получают как столичный театр, а потом только нам дают.
- Так ответьте, правы артисты или нет?
- Единственное, в чем они правы, - мы, руководство, обязаны возить их на гастроли: ведь это для танцовщиков возможность показать себя.
- Артисты спрашивают, почему у них зарплата на сорок процентов меньше, чем у коллег из Астаны?
- Нет такого - можете сравнить бухгалтерию того театра и нашего. У артистов есть разные категории, и солисты, естественно, получают больше, чем работники кордебалета. А возмущаются именно ребята из кордебалета. Они - первые нарушители дисциплины. С них начинаешь требовать, а им не нравится. Не ходят на работу, отказываются танцевать.
- А почему до сих пор не определен статус Рамазана Бапова?
- Его же министр приглашал в Астану, но пока не может его туда пристроить, потому что акимат города не в состоянии решить его вопрос с жильем. Вот министр мне и сказал: возьми известного человека пока к себе на работу. Поэтому он у нас консультантом работает уже три месяца.
Руководит труппой у нас БАЙСЕИТОВА - что, я ее выгоню, что ли? Сейчас она два месяца на больничном.
- А почему артисты возмущаются, что вы ничего не делаете к юбилейному, 75-му театральному сезону?
- Знаете, как много хочется сделать для труппы и для театра? Но у нас очень сложная финансовая ситуация. Я разговариваю с банкирами, чтобы они помогли нам.
- Но ведь театр неплохо зарабатывает на аренде здания.
- Пожалуйста - сами подсчитайте. На аренде я зарабатываю 500 тысяч тенге, а в месяц должен заплатить 5 миллионов только за коммунальные услуги. И то министр нам сказал: "Прекратите кому попало сдавать в аренду здание".
- Ержан Ахметович, почему в вашем театре постоянно возникают скандалы? Вот и в прошлом году артисты балета устраивали забастовки, а потом в наказание их хотели лишить категорий.
- Вы же понимаете, балет - жанр молодых, и как только начинаешь закручивать гайки - они принимаются искать негатив в руководстве. Я не скажу, что я золотой человек, и с моей стороны бывают какие-то недоработки. Но, в общем-то, я стараюсь.
Повторюсь, хочется многое сделать для труппы, для театра. Но, чтобы вывезти на гастроли только "Лебединое озеро", мне нужно позаботиться о размещении 90 человек из балета и 90 оркестрантов. Плюс перевезти декорации. Все упирается в финансирование. В этом году, например, мы уже не сможем ставить никакие премьеры - финансирование закончилось. В балете у нас заняты около 80 человек - и то этого мало. Мы хотим, чтобы у нас работали 160 человек (одна труппа выступала бы в Казахстане, а другая - гастролировала за рубежом).
Отправив утром в пятницу, 25 апреля, министру культуры и информации письмо балетной труппы вместе с официальным запросом редакции, вчера, 28 апреля, мы позвонили в приемную Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА, чтобы поинтересоваться, когда будет ответ. И получили от его помощника такой комментарий:
- Министр не будет комментировать ваши вопросы, ответы на них вы получите официально. Там есть финансовые аспекты, которые должен будет рассмотреть наш департамент экономики и финансов. Когда он ответит - мы отправим ответы вам.
Комментарий в тему
Рамазан БАПОВ, народный артист СССР:
- Я мог бы работать и на два театра: тот же дирижер Ренат САЛАВАТОВ успевает в трех местах. Почему всем можно, а мне - никак? Трудоустроили бы уже куда-нибудь, а то я ни здесь и ни там. Работаю вне штата. А директор мне так и сказал: у вас есть свои консультации, чего вы еще хотите? Министр меня прекрасно принял, но работу мне так и не дали. Кстати, ту же Байсеитову назначили уже после моего возвращения в Казахстан...
Тукеев старается работать, но получается все хуже и хуже. Он не пользуется авторитетом у труппы. Ведь обычно выдвигают тех молодых актеров, которые лучше себя проявили, а не тех, у кого родственные связи. У Тукеева в театре работает дочь - неплохая, способная девочка. И папа ее все время выдвигает, а у нее прямо на лице написано: "Я все равно буду здесь танцевать". Я ему уже двадцать раз подсказывал: зачем так делать - все же видят!
К сожалению, сегодня в театре нет никаких новых постановок, которые заинтересовали бы труппу. |