Кайрат БАЛТАБАЙ, "Литер", 27 ноября
Невиданное святотатство совершено в поселке Жана Курылыс Жамбылского района Алматинской области. Недавно здесь скончалась молодая оралманка из Каракалпакстана Бибрава Аманшаева. Трагедия потрясла всех близких Бибравы, но самое страшное ждало их уже после смерти женщины. Покойную по всем канонам ислама предали земле на сельском кладбище, место захоронения указал местный имам. Однако тело еще не успело остыть, как старожилы Жана Курылыс потребовали убрать "чужака" с родового погоста. Тело пришлось перезахоронить на другом кладбище.
Для пущей убедительности радетели за кланово-кладбищенскую "автономию" пригрозили перепахать захоронение трактором и продемонстрировали ошарашенным репатриантам полицейские удостоверения. Правда, в суматохе никто не разобрался, настоящие документы или нет и на чье имя они выписаны. Имам, как мог, пытался объяснить своим односельчанам, что нельзя тревожить прах и что могильник не подлежит родоплеменной "приватизации". Невероятно, но факт: лица (назвать их людьми язык не поворачивается), считающие себя верующими, заставили выкопать несчастную и перезахоронить на другом кладбище. Священнослужитель, не сумевший угомонить земляков, через пару дней после такого кощунства умер.
Местная власть на это чрезвычайное событие отреагировала, можно сказать, традиционно: чиновники при поддержке духовенства и участковых инспекторов провели сход, на котором собравшимся объяснили, что кладбище не является чьей-либо частной собственностью, участок выделен из государственного земельного фонда специально для захоронений. Увы, похоже, объяснили плохо: один из зачинщиков скандала - мужчина почтенного возраста - заявил прибывшей прессе, что ими выкуплено три гектара земли вместе с погостом и для "бишара" там нет места. Остальные принялись кивать головой в знак согласия. И только заместитель акима Узынагашского сельского округа Айдын Ауесбай заверил журналистов: "Никто не может утверждать, что там его собственная земля, что он ее для предков своих подготовил. Имам должен показывать место захоронения. Делить землю между родами и семьями - нельзя так делать".
Отношения между оралманами и аборигенами аула Жана Курылыс, можно в этом не сомневаться, испорчены надолго, а может, и на- всегда. Две тысячи репатриантов сейчас пребывают в шоке от подобного выражения соотечественниками "скорби". Такого чудовищного отношения к себе они даже в кошмарном сне не могли представить. |