Лиля ФЛАДУНГ, "Мегаполис", 6 апреля
Малазийская управляющая компания "Маlaysia Airoports holding berhad" намерена уйти с казахстанского рынка. Однако условия расторжения контракта с "Международным аэропортом Астаны" она намерена обсуждать только с Имангали Тасмагамбетовым. Лично.
Официально о своем уходе малазийцы еще не заявили. Предполагается, что это произойдет после беседы с акимом столицы. Но уже сегодня в административном корпусе аэропорта кабинеты малазийцев пусты, и, по словам работников аэропорта, представители малазийской кампании "здесь уже не показываются давненько".
А ведь как хорошо все начиналось! В своем первом интервью после вступления в доверительное управление в 2007 году вице-президент Международного аэропорта Астаны, управляющий компанией Халим Бин Омар, рассказывая о планах и перспективах компании, сообщил, что аэропорт Астаны является сороковой по счету воздушной гаванью, которой управляет малазийский холдинг. Причем аэропорт в Куала-Лумпуре трижды назывался лучшим портом мира в категории перевозки 15-25 миллионов пассажиров в год. На хорошем счету и все остальные аэропорты, управляемые компанией. Так что опыта, знаний и умения у малазийских менеджеров более чем достаточно, и за дело они брались со знанием его.
Что касается казахстанского аэропорта: перед малазийскими управленцами была поставлена амбициозная задача - сделать аэропорт Астаны одним из лучших в мире, превратив его в региональный хаб Центральной Азии. Тогда же Халим Бин Омар особенно подчеркивал, что хаб - это центр авиалиний с удобными стыковочными рейсами, причем не только между главными городами Казахстана, но и крупными городами мира. Требования к хабу очень высоки, они предполагают учет всех нужд пассажиров, быструю реакцию и очень оперативные услуги в каждом звене деятельности аэропорта на радость туристам и транзитным пассажирам. Независимо от того, малазийцы руководят этим звеном или казахстанцы.
К делу малазийская компания относилась, говорят, по-малазийски, дотошно, и даже за год руководства успела сделать немало. Так, по итогам 2007 года на 34 процента выросло количество обслуженных аэропортом рейсов как международных, так и внутренних. Более чем на 40 процентов увеличился пассажиропоток и составил 1 170 919 человек. И грузов через аэропорт прошло почти в два раза больше… К 2015 году пассажиропоток планировали увеличить до 3,5 миллиона человек в год, но… Не учли казахстанского менталитета!
Сколько порогов высоких кабинетов, говорят, пришлось исходить представителям компании, доказывая казахстанским чиновникам, чтобы развиваться дальше и становиться лучшими, увеличивая пассажирский и грузовой поток, необходимо системно решать проблемы, которых в аэропорту немало.
Во-первых, необходимо серьезно заниматься развитием внутреннего и внешнего туризма, что оживит сообщение между Казахстаном и зарубежными странами на западе и востоке и сделает аэропорт Астаны известным. Во-вторых - и это в нефтедобывающей-то стране - решить, наконец, проблемы с обеспечением воздушной гавани столицы горюче-смазочными материалами. В-третьих, просто необходимо совершенствовать законодательство по управлению воздушным движением между Казахстаном и соседними странами, чтобы создать благоприятные условия для приема пассажирских и грузовых транзитных самолетов. Ну и, наконец, повышать качество услуг для пассажиров и гостей в аэропорту, оперативно откликаться на любые изменения и пожелания авиалиний. И вот эти вопросы оказались наиболее проблемными, потому что высокое качество услуг по-казахстански совсем не соответствует высокому качеству услуг по-малазийски, не говоря уже о ценах. И с этим ничего нельзя было поделать!
Сегодня ситуация складывается довольно любопытная: никто ничего про расторжение контракта с малазийцами "не слышал". В столичном акимате подтвердили, что контракт еще не расторгнут, но все остальное спрашивайте у… акима! Информационный вакуум по этому поводу и у депутатов. Даже бывший заместитель акима столицы Сансызбай Есилов удивился: "А что, разве они уходят? Ведь хорошо же работали… Ну аэропорт у акимата, им виднее, с кем они хотят работать"…
Очень хорошо о малазийском руководстве отзываются работники аэропорта. Говорят, что сделано немало, но и проблем у них было еще больше, потому что они работали и думали по-малазийски, а их заставляли по-казахстански. У них это не получалось, а потому малазийцев элементарно "выживают", а аэропорт кому-то "сильно понадобился". Говорят также, что контракт у малазийской компании до 2017 года, и за это время они могли бы еще горы свернуть.
Так это или не так - покажет время, дела, да и имя нового доверительного управляющего, который, видимо, пообещает акимату в кратчайшие сроки догнать и перегнать малазийскую компанию и увеличить пропускную способность аэропорта Астаны до 3,5 миллиона человек за рекордно короткие сроки… |