Александра МЫСКИНА, "Караван", 8 января
Только проблемы получают граждане вместо помощи, хотя государство выделило миллиарды тенге на электронные базы и программы, которые должны были упростить взаимоотношения населения и чиновников.
Старики сутками стояли в очередях Перед новогодними праздниками в алматинских отделениях "Казпочты" творился кошмар! Огромные очереди, хвосты которых топтались на улице, духота, возмущение и жалобы. Нервные операторы пытались успокоить людей. Старики, которые с трудом пришли в отделения за пенсией, глотали лекарства, самые слабые держались за стены, чтобы не упасть, – присесть во многих районных отделениях "Казпочты" можно только на пол. Как выяснилось, причиной стала электронная программа, которая… просто-напросто зависла. Как говорили наши читатели, звонившие в редакцию, сбой в программе затянулся почти на неделю! – Я хотела получить пенсию 15-го числа, чтобы успеть оплатить коммунальные, мне пеня не нужна, я еле концы с концами свожу! – чуть не плакала пенсионерка Александра КОВРИГИНА. – Приходила рано утром, за час до начала работы почты, – очередь уже стояла. Почему над стариками так издеваются?
Сбой загнал в долговую петлю От сбоя в программе пострадали не только пенсионеры, но и те, кто через почтовые отделения выплачивает кредиты. Можно только предположить, сколько невольных должников образовалось в результате сбоя. Приехав по просьбе читателей в одно из почтовых отделений, мы увидели там около 40 плательщиков кредитов! – Я пытался заплатить вовремя. Но сделать это было невозможно, – говорит алматинец Арман ЕГЕБАЕВ. – А по условиям договора за просрочку хотя бы в один день я должен оплатить штраф в размере 10 процентов! У меня кредит небольшой, но мне начислили штраф в 5 тысяч тенге! У других суммы еще больше. Но ведь не мы виноваты! Почему же должны расплачиваться за чужие ошибки? С просьбой ответить на вопросы наших читателей мы обратились с официальным письмом в АО "Казпочта". И получили официальный ответ. В котором предновогодний кошмар назывался не иначе, как временными трудностями: – Указанные проблемы были с неоптимальными программными кодами, в настоящее время коды доработаны и функционируют в штатном режиме, – замысловато сообщили нам. Разработчиком программы, которая так подвела "Казпочту", как выяснилось, является компания Colvir Solution. Которая, кстати, реализует более 30 проектов, в том числе проекты государственного масштаба и значения. Например, она обслуживает Казначейство Казахстана, Национальный Банк Казахстана, Банк Развития Казахстана. А если сбой произойдет на этих стратегических национальных объектах? А вот сообщить, во сколько обошлось создание программы, которая работает со сбоями, сотрудники АО "Казпочта" не захотели. Хотя деньги-то – налогоплательщиков. И как-то неправильно, что за свои же деньги они получают такие проблемы… Кстати, в письме в редакцию почтовики пообещали, что начислять штрафы тем, кто в эти дни не смог оплатить кредит, не будут, вроде бы с банками удалось достичь договоренности. Но будут ли банкиры так же снисходительны, если сбои повторятся?
Дешевый вариант дорого обходится Надо отметить, что сбои в программе были не только на "Казпочте". Жаловались наши читатели и на работу ЦОНов. В Министерстве юстиции нам подтвердили: да, сбои в функционировании программы были: – Неполадки произошли из-за подключения к единой базе всех районных ЦОНов – сразу резко возросла нагрузка, число постоянных пользователей системы возросло с 1000 до 3000, – пояснили нам в пресс-службе министерства. Случаются сбои и в программах, установленных в налоговых комитетах. Уже позже, в разговоре "не для записи" со специалистами, которые занимаются разработкой компьютерных программ, мы узнали, что причин для подобных сбоев может быть несколько. Либо из-за нерасторопности, либо в целях экономии компьютерные мощности в ведомствах не наращиваются, в результате программы просто не успевают обрабатывать большое количество запросов – и зависают. Бывает и так, что программы часто вводят в эксплуатацию, недостаточно протестировав их. Недоделки вылезают в ходе работы самым неожиданным образом. В результате, по словам программистов, в наших некоторых государственных органах запускаются не качественные программы, а недоделанные компьютерные уродцы. При этом программы часто закупаются уже готовые, а переделывается на месте только оболочка. Это самый дешевый вариант…
Миллиарды уходят в виртуальную реальность! При этом суммы на разработку программ государство выделяет огромные! Например, единая база ЦОН обошлась в 36 миллионов тенге. Создана она была в 2008 году, разработчиком ее является IT- компания Bee Software. Электронная база, работающая в Налоговом комитете, за последние годы была уже два раза полностью заменена – то есть налогоплательщики дважды оплатили эти "электронные удобства". Но получили в результате новые проблемы. Из-за сбоев в электронной системе СОНО (система отправки налоговой отчетности) минувшим летом сотни тысяч предпринимателей оказались в должниках. Лишь после массового возмущения предпринимателям сообщили, что они не будут платить штрафы, которые возникли из-за сбоев. Новая интернет-программа финансовой отчетности СОНО Налогового комитета Министерства финансов республики была запущена 27 апреля 2009 года. Но уже вскоре Налоговый комитет вынужден был обратиться в головной офис компании IBM в США с просьбой помочь устранить недостатки. Что, опять же, удовольствие недешевое. Несмотря на это, программа продолжает "хромать" , многие бухгалтеры имели затруднения с отправкой отчетности перед Новым годом. Наладить нормальную систему работы не удается и в электронном правительстве. Напомним, что в него вложен 51 миллиард тенге! Но до сих пор зарегистрироваться для получения электронных благ удается не каждому. Выходит, что никакие суммы со многими нулями не могут заставить наши базы работать без ошибок… А за каждый сбой все равно расплачиваются налогоплательщики. Либо из своего кармана, либо из общего – бюджетных средств. |