Виктор БУРДИН, "Время", 23 февраля
Казахстанские пассажиры, похоже, научились отстаивать свои права перед авиаперевозчиками. На днях группа из 20 туристов, летевших задержанным рейсом "Эйр Астаны", добилась от авиакомпании возврата части денег, потраченных на билеты.
Нынешней зимой казахстанские авиакомпании бьют рекорды непунктуальности. Та же "Эйр Астана", с помпой презентовавшая в конце прошлого года новый рейс Алматы - Куала-Лумпур, в первый месяц полетов в Малайзию никак не могла уложиться в свой собственный график - задержки составляли в среднем более трех часов ("Горький вкус Малайзии", "Время" от 10.11.2009 г.). Все это, конечно, прилично напрягает пассажиров: многие в аэропорту прилета не успевают пересесть на стыковочный рейс, теряя уйму времени и свои кровные.
Немало пьет крови пассажирам и авиакомпания "Скат", открывшая прошлой осенью целый "букет" чартерных рейсов на популярные курорты, летающих с постоянными, портящими людям отдых своими задержками. Причем в отличие от "Эйр Астаны" "Скат" умудряется вывозить пассажиров на сутки-двое позже запланированного (см. "Паттайский мандраж", "Время" от 5.12.2009 г.).
- 6 января в 7 вечера мы должны были вылететь с индийского курорта Гоа в Алматы, - рассказывает пассажирка Анастасия ТАРАСОВА. - Когда все пассажиры собрались в аэропорту - нам сообщили, что в Гоа прилетает маленький самолет "Ската", в котором всем места не хватит, придется ждать следующего лайнера, который скоро отправят вдогонку первому. Компания сформировала два списка пассажиров - на ближайший самолет и на добавочный. Несмотря на то, что у нас на руках был маленький ребенок, мы попали во второй список.
Первая партия пассажиров улетела с опозданием на три часа. Мы - на все 9 часов позже запланированного. Перед вылетом мы всю ночь провели в аэропорту - авиакомпания не позаботилась ни о размещении нас в гостинице, ни о горячей еде и напитках. Поскольку в Гоа нет представительства "Ската", наши проблемы пытался разрешить лишь сотрудник аэропорта, говорящий на ломаном русском.
Ни Анастасия Тарасова, ни другие пассажиры злополучного рейса из Гоа не стали требовать компенсаций у "Ската" - по их словам, они просто не знали, что могут на что-то претендовать. Туристы, возвращавшиеся из Куала-Лумпура в Алматы 12 декабря прошлого года, оказались более настойчивыми. Их рейс был задержан на 5 часов и 5 минут. Поэтому по прибытии в аэропорт Алматы они не спешили уехать домой, а направились в информационное бюро "Эйр Астаны". Сегодня эти пассажиры предлагают нашим читателям своеобразный мастер-класс по возврату своих денег.
- Первое: сразу по прилете следует пойти в информационное бюро аэропорта, где пассажирам должны поставить печати и время прилета, - на основании этого можно точно посчитать, на сколько часов рейс был задержан, - рассказывает Юлия КРЕМЕНЕЦКАЯ, пассажирка, получившая свою компенсацию.
- Второе: нужно отправить письмо в авиакомпанию. Письмо следует писать на имя президента авиакомпании примерно такого содержания: "Уважаемый г-н президент. Довожу до вашего сведения, что … числа … месяца 20… года рейс …, следующий из аэропорта города … в город …, был задержан на … часов. В связи с этим прошу вас возместить мне компенсацию на основании законодательства РК". В письме надо указать все ваши контактные данные и приложить копии авиабилетов. Через некоторое время, скорее всего, придет письмо от авиакомпании с извинениями. Там же сообщат, где пассажирам вернут деньги.
- Третье: берете удостоверение личности, идете в офис авиакомпании и получаете свои деньги.
Компенсация выплачивается из расчета 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки (согласно правилам перевозки пассажиров, утвержденным председателем комитета гражданской авиации). Кстати, если на вылет повлияла плохая погода - это форс-мажор, поэтому в таких случаях авиакомпания не выплачивает неустойку.
В итоге пассажиры рейса Куала-Лумпур - Алматы получили от "Эйр Астаны" по 7244 тенге.
Кстати, в ноябре 2009 года Национальная лига потребителей Казахстана направила досудебную претензию в адрес авиакомпании "Эйр Астана". Правозащитники потребовали от авиаперевозчика сделать перерасчет стоимости проданных билетов на рейсы, которые были задержаны в последние три года (см. "Первым делом мы засудим самолеты", "Время" от 11.11.2009 г.). Мы позвонили президенту лиги Светлане САВЧЕНКО, чтобы узнать, какова реакция авиакомпании на претензию.
- Наш иск не приняли, сказав, что претензии от неопределенного круга потребителей наша ассоциация подать не может, - рассказала Светлана Юрьевна. - Сейчас мы снова подаем иск.
А инициативу этих настойчивых пассажиров я приветствую. |