Антон СОПРАНИН, www.spik.kz, 23 июля
Казахстанское политическое пространство – как бы ни натужно звучало само это сочетание – давно не представляет собой того, что можно называть областью реальной политики. Столкновение ключевых мнений, позиций, точек зрения на управление государством – все это у нас имеет не прикладное значение, в качестве двигателя общественной мысли и постоянного усовершенствования государственных дел, а обладает исключительно декоративными свойствами. Настоящая же казахстанская политика делается в кулуарах. Раньше было широко известно лишь одно железобетонное правило из этого закулисья – президент не должен подвергаться критике. И в целом это правило логично вписывалось в тот стиль управления страной, при котором глава государства пребывает над любыми схватками, лишь иногда вмешиваясь в конфликты или конфликтные ситуации в качестве арбитра, за которым остается последнее слово. С недавних пор стало очевидно, что к числу неприкасаемых почему-то добавился ряд государственных служащих, чьи фамилии и деяния казахстанские оппозиционеры обходят стороной, избегая уместной критики. То есть, нашлись персоны, у которых появилось нечто общее с действующим главой государства – статус неприкасаемых для общественной критики. Вот, к примеру, усиленная критика правительства Карима Масимова, фонтаном изливающаяся со страниц оппозиционной прессы и из уст некоторых политических деятелей. И при этом – совершеннейший молчок про так называемые институты развития, в которых и сосредоточены реальные рычаги управления экономикой – финансы. А между тем, с критикой в адрес этих самых "дойных коров" отечественного финансового пастбища выступал даже Нурсултан Назарбаев, оценивший уровень работающего там персонала, занятого на престижных должностях, как "детский сад". С тех пор ситуация почти не изменилась. Или более глобальная тема – кризис, в который внезапно ухнула отечественная экономика. Приличным в либеральной среде считается винить в кризисе все то же многострадальное правительство Масимова, которое не углядело, проморгало и даже протупило. Собственно, никто ничего оспаривать в данном случае не собирается, но…. Давайте подходить к фактам шире, акцентируя внимание не на одной фамилии, а включая в список виновников и ряд других фамилий. Вспомним, к примеру, Армана Дунаева, который сейчас успешно (по его словам) проваливает (по мнению аблязовских СМИ) дело спасения БТА-банка от афер своего бывшего начальника по "Астана-Холдингу". Прежняя должность А. Дунаева – председатель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Он занимал этот пост с 19 января 2006 по январь 2008 года. Вспомним наиболее примечательные факты этих лет, имеющие прямое отношение к деятельности нынешнего руководителя БТА-банка. 23 апреля 2007 года в Алматы президент Нурсултан Назарбаев принимал годовые отчеты представителей монетарных властей Казахстана в лице председателя Национального банка Анвара Сайденова, главы Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Армана Дунаева и руководителя Агентства по регулированию деятельности Регионального финансового центра города Алматы Аркена Арыстанова. В ходе этой встречи были озвучены итоги проделанной в 2006 году работы в сфере экономики. В 2006 году на такой же встрече речь уже велась об объеме валового внешнего долга Казахстана, который по итогам 2005 года составил $41,5 млрд. или 74% от ВВП ($56,35 млрд.). К апрелю 2007 года объем валового внешнего долга увеличился почти вдвое. Как сообщил в ходе встречи у президента председатель Нацбанка Сайденов, на конец 2006 года внешний долг составил 95% от ВВП ($77,9 млрд.). То есть, в денежном выражении он увеличился до $74,1 млрд. Но самое примечательное, что было замечено на этой встрече и поставлено в упрек прежде всего АФН и его руководителю Арману Дунаеву: темпы роста внешнего долга в первую очередь подстегивались заимствованиями отечественных банков второго уровня и частных компаний у зарубежных финансовых организаций. И если в течение 2005 года внешний долг банковского сектора страны увеличился только вдвое, то приход Дунаева в АФН совпал со своеобразной кредитной лихорадкой, завладевшей отечественными банкирами: за 2006 год показатель внешнего долга Казахстана вырос на $32,6 млрд. – $41,5 млрд. до $74,1 млрд., а доля банковского сектора в показателе прироста составила почти $20 млрд. Другими словами, внешний долг банковского сектора страны, составлявший на начало 2005 года $7 млрд., за прошедшие с тех пор два года, вырос почти в пятикратном размере. И только после описанной встречи у президента АФН озаботился новым пакетом ограничителей внешних заимствований. И что же? Не успели просохнуть чернила под документом, направленным в парламент, как против него уже выступил Мухтар Аблязов, пропагандировавший откровенно обывательское отношение к западным кредитам – берем, пока дешево дают! Словно совковая модница, готовая влезть в долги ради очередных дефицитных сапожек. Стороны вяло перебрасывались аргументами, но основные беседы явно велись в кулуарах, потому что информационная полемика попросту оборвалась на полуфразе. К чему могли прийти бывшие компаньоны? Неизвестно, но ведь с тех пор внешний долг государства только вырос, а банковская доля в этом долге – увеличилась. Иначе не было бы этого лихорадочного закачивания государственных средств в "упавшие" БТА и "Альянс-банк" – дефолт этих структур мог повлечь за собой падение уже всей финансовой системы страны. В принципе, отправка А. Дунаева спасать БТА-банк (в котором он, кстати говоря, работал и прежде, с 1998 года по 2000 год, начальником управления международных и инвестиционных программ) согласуется с версией, что именно по вине (недогляду) АФН Мухтар Аблязов мог проворачивать хитроумные схемы по выведению кредитных средств на подконтрольные счета. И в итоге, по оценкам, которые выдавали официальные лица, сумел положить себе в карман порядка 10 млрд. долларов. Эта сумма всплыла в одном из выступлений Кайрата Келимбетова – именно столько составила дыра в бюджете БТА после бегства Мухтара Аблязова. То есть, один друг заварил кашу – другой расхлебывает. И есть что расхлебывать! Вспомним, что именно в период пребывания А. Дунаева у руля АФН БТА-банку удалось взять под свой контроль до 40% рынка государственных ценных бумаг. Но вот что удивительно – из оппозиционной и в частности аблязовской прессы во всей этой истории крайним все равно остается… правительство Карима Масимова, которое к предполагаемым финансовым аферам имеет самое опосредованное отношение. И точно такое же – к нынешнему спасению БТА-банка, поскольку деньги дает фонд "Самрук-Казына", а регулированием и надзором финансовой системы занимается все тот же АФН, который сейчас предлагают слить с Национальным банком. Словом, все эти громкие реплики (вроде "Правительство зашло в БТА!") не имеют под собой реальной почвы – в БТА-банке оказались как раз те, кто усиленно "помогал" ему оказаться там, где он сейчас находится. А именно – в шаге от дефолта. |