Анатолий Тихановский, "Костанайские новости", 25 августа
Электронная система закупок ожиданий не оправдала. На практике все оказалось куда проблематичнее, чем в теории. В основу новшества положен принцип – побеждает тот, кто продает дешевле. Вообще с самого начала было ясно, что ничего хорошего такой подход не принесет. И не исключит липовых тендеров. Результат не заставил себя долго ждать. В тендерах стали побеждать те, кто предлагал товар далеко не самого лучшего качества. И если уж говорить прямо, то многие заказчики товаров и услуг стали получать откровенную дрянь. Не так уж сложно оказалось организовать липовый конкурс. Для этого некто выставляет по лоту заведомо низкую цену, благодаря чему становится хозяином тендерного места. А когда приходит время заключать договор, находит причину "спрыгнуть". И тогда победителем становится тот, кто весь этот процесс затеял. Он либо второй в списке участников тендера, либо вообще не заявлялся. Потому что знает, что заказчик вправе, раз уж тендер сорвался, выбрать сам продавца или услугодателя. А как купить заказчика, все в курсе. Таким образом и закон соблюден, и в деле участвует тот, кто надо. Или вот еще пример. Одно наше ГКП выставило на тендер закуп некоего препарата. Сделка выгодная, дорогостоящая. Тендер выиграла астанинская фирма. И вот уже товар поставлен в Костанай. Но тут началось! Приобретатель отказался принимать товар, потребовал вернуть его назад. Заявил, что расторгает договор с поставщиком, так как упущены сроки поставки. А раз так, мол, будет сам искать поставщика. Вот и пытается теперь тот, кто тендер выиграл, доказать, что его вокруг пальца обвели. Спорят и те, кто улицы взялся облагородить. Госпредприятие одной области благодаря электронным закупкам заказало в другом регионе таблички с названием улиц. Поставщик работу исполнил. А заказчик вдруг с вопросом, мол, разве не вы их за свой счет будете устанавливать? Вот тебе, бабка, и Юрьев день! Опять разборки, нервы, дело встало. Часто тендеры выигрывают те, кто находится от заказчика за тридевять земель. И ладно бы все заказы были серьезными. Так нет же. Везут, а то и самому ехать приходится за две тысячи километров за коробкой кнопок, скрепок. А как известно, за морем телушка – полушка, да дорог перевоз! Куда проще, быстрее и надежнее просто купить всю эту мелочуху в соседнем магазине. Но нет, без конкурса не положено. Некоторые готовы из собственного кармана заплатить, лишь бы не морочить голову с покупками по правилам трех кнопок. Но и такой вариант не пройдет. Потому как тогда случится недоосвооение выделенных данному учреждению денег. А это большой-пребольшой проступок. И ладно бы только скрепки, таблички с названиями улиц через электронный тендер закупали. Так нет же. Таким же образом государства делает в том числе и жизненно важные для общества заказы. Никто не говорит, что электронные закупки нужно отменить. Нет, это дело хорошее. Но требует доработки. Однозначно, что в основу всех конкурсов нельзя закладывать принцип "побеждает тот, кто предложит самую низкую цену". И быть может, стоит убрать из списка копеечные лоты, разрешить руководителям самим решать, где закупить товар. Нельзя забывать о местных предпринимателях. Если они могут поставить качественный товар по нормальной цене, зачем у них работу забирать? Полагаю, все участники электронных тендеров и иные заинтересованные лица должны проанализировать ситуацию. Определить слабые звенья этой пока только выстраиваемой цепи и внести предложения по совершенствованию госзакупок в парламент. Иначе так и будем играть в мутные компьютерные игры. |