NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 11:05 ast
09:05 msk

Доминант здесь правит бал
Крупный игрок на рынке услуг на железной дороге, именуемый в антимонопольном законе доминантом, АО "Кедентранссервис" поменял правила игры в своей работе. Для тысяч предпринимателей это обернулось дополнительными расходами
19.10.2010 / скандалы

Станислав НАМ, "Око", 15 октября

Крупный игрок на рынке услуг на железной дороге, именуемый в антимонопольном законе доминантом, АО "Кедентранссервис" (КТС) поменял правила игры в своей работе. Для тысяч предпринимателей это обернулось дополнительными расходами. На территорию "Кедентранссервиса" в Астане могут въехать избранные грузовики.
Еще совсем недавно астанинские предприниматели сами могли забрать свои контейнеры с грузом со склада на территории КТС. Сами заезжали на территорию, сами грузили и увозили. Бесплатно. Но летом правила изменились. На своей территории КТС определило четыре транспортные фирмы, чьи грузовики получили эксклюзивное право вывозить груз. За доставку 40-тонного контейнера надо заплатить 25 000 тенге. За два 20-тонных одним рейсом - 46 000 тенге. И не важно, что порой груз везти надо только за 500 метров. С чего же вдруг на предпринимателей упала новая статья расходов?
- Существует два вида контейнеров по своей принадлежности, первый - приватный (частный) и второй вид - контейнер, принадлежащий железнодорожным администрациям, - говорит директор департамента тарифной политики КТС Алия Кожатаева. - Приватные контейнеры грузополучатель может вывезти с территории грузового двора на собственном транспорте при соблюдении всех норм технической безопасности. (На практике это порой означает - снимай кузов со своей машины и ставь крепления для контейнера - прим. автора). Что касается контейнеров железнодорожных администраций, учитывая ответственность за указанные контейнеры, то наше АО заинтересовано в обязательном возврате их на грузовой двор. В связи с этим мы заключаем договоры на транспортировку контейнеров с автоперевозчиками, у которых есть специализированный автотранспорт.
Тендер при этом не проводится.
На территории астанинского филиала КТС работают четыре перевозчика контейнеров. Все в ранге индивидуальных предпринимателей. По словам инспектора складов временного хранения Чингиза Етгарова, хозяева у них разные. Но примечательно, что цены у всех одинаковые. Странная конкуренция: обращайся, к кому хочешь, а все равно с единодушием столкнешься. Каких-то административных зданий у этих ИП нет, их водители под открытым небом дежурят на территории АО в ожидании заказов.
Вспомним статью 10 Закона "О конкуренции". В ней субъектам рынка запрещено в любой форме заключать антиконкурентные соглашения. В том числе и такие, которые приводят к установлению и поддержанию согласованных цен.
- Среди тех, кто здесь работает на грузовиках, есть люди, чьи родственники тоже работали здесь, - рассказал один из водителей, кто приехал за грузом на склад КТС.
Если это так, то это многое объясняет. Легко посчитать, что, получая по 25-46 тысяч за рейс, обласканные КТС водители зарабатывают в день не меньше 100 тысяч. В месяц - от двух до четырех миллионов тенге. Наверняка на такое теплое место нашлось бы много желающих. Переделать свой грузовик под "специализированный" - много времени не надо. Но теплое место - только для избранных. И им дано полное право сдирать с предпринимателей столько, сколько им захочется. К примеру, в Караганде за перевозку таких же контейнеров в любую точку города платят по 13 тысяч тенге. Почувствуйте разницу. К тому же вы имеете право вывозить контейнер на своем транспорте. Такие же условия и в Костанае. Не правда ли, странно, что в разных филиалах КТС разные правила работы? Ведь по сути столичный филиал КТС установил монополию на перевозки контейнеров. И куда при этом смотрят соответствующие антимонопольные агентства - АРЕМ и АЗК?
Кстати, расценки на услуги самого КТС тоже впечатляют. Так, за разгрузку-погрузку и хранение одного (!) 30-тонного контейнера в августе надо было заплатить 75 тысяч тенге с хвостиком. Основную долю этой суммы составил платеж за прием контейнера на склад временного хранения - 46 тысяч тенге. А таких контейнеров через грузовые терминалы АО проходит за месяц сотни. Деятельность "Кедентранссервиса" по погрузке-выгрузке контейнеров на территории грузового двора регулирует Агентство по защите конкуренции (АЗК), а уровень тарифов проверяет Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Как говорит Алия Кожатаева, АРЕМ в этом году изучало причины повышения тарифов на их регулируемую деятельность и пришло к выводу, что они обоснованы. Еще бы. АРЕМ утверждает базовые расценки. Например, за погрузку-выгрузку 40-тонного контейнера она установлена всего в 1084 тенге с учетом НДС, а за хранение на СВХ - 5028 тенге. Вроде бы немного. Но при такой системе КТС прямо заинтересована, чтобы контейнер обязательно ставился на СВХ и стоял там как можно больше. Благо, и таможня не сильно спешит оформить груз. Даже если все документы на контейнер у предпринимателя в порядке. К примеру, в августе один контейнер с полиграфическим оборудованием в КТС на СВХ продержали 5 суток, а другой - неделю. Попробуй поспорить с монополистом, то есть с доминантом!
Председатель астанинского филиала Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК Канат Елеусизов рассказал о случае из собственной практики. Он, может, и не имеет прямого отношения к ситуации со складами КТС, но кое-какие параллели увидеть можно.
- В конце 90-х годов я занимался поставкой угля в Астану. Когда вагоны приходили в пункт назначения, надо было заплатить за оформление документов 2500 тенге за один вагон, - говорит г-н Елеусизов. - Потом началась так называемая демонополизация железнодорожной отрасли. Часть путей была передана другой организации. Если речь идет о конкуренции, то надо было, чтобы новая структура провела свои пути и другие коммуникации к ним. Но их просто передали с одного баланса на другой.
Техническая замена на "железке" ударила предпринимателей по карману. Теперь они должны были платить еще и новой структуре за доставку вагонов до места разгрузки дополнительные 4500 тенге. Это отразилось на отпускной цене товара - она повысилась.
Что же делать предпринимателю? Можно бороться за свои права в одиночку. Но Канат Елеусизов считает, что шансы на победу в этом случае минимальны. Гораздо эффективнее, считает председатель филиала НАП, отстаивать свою точку зрения, объединившись в сообщество единомышленников.
Еще в августе "ОКО" обратилось в департамент АРЕМ, чтобы выяснить, соответствуют ли антимонопольному законодательству действия КТС. Из департамента письмо переправили в межрегиональную инспекцию АЗК. Оттуда 7 октября пришел ответ о том, что антимонопольщики продолжают разбираться, злоупотребляет КТС доминирующим положением или нет. Вместе с тем редакция "ОКО" получила документ, рассказывающий об аналогичном случае в Алматы. В феврале 2010 года специалисты комитета по защите конкуренции усмотрели нарушения в регламенте работы другого доминанта на рынке контейнерных перевозок - АО "Казтранссервис". Это акционерное общество в своем алматинском филиале установило завышенные цены для конкурентов за ввоз-вывоз контейнеров со своего терминала. Да еще потребовало наличие в их автопарке не менее двух спецмашин. Знакомо, не правда ли? Антимонопольная комиссия увидела тогда административное правонарушение со стороны "Казтранссервиса" и рекомендовала оштрафовать доминанта.
Мы обязательно расскажем нашим читателям о том, к какому выводу пришли работники инспекции АЗК в случае с "Кедентранссервисом".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Строят с нарушением 29.10.2010
Жители одного из элитных районов Алматы оторваны от благ цивилизации 29.10.2010
Акция протеста в Павлодаре 28.10.2010
Центр обслуживания населения не оправдывает свое название 27.10.2010
В ожидании тепла 27.10.2010
Большая часть Кокшетау внезапно оказалась отрезанной от центрального водопровода 27.10.2010
В Кызылагаше снова проблемы 26.10.2010
Пунктик Бэнга 26.10.2010
В Павлодаре местные археологи намерены привлечь к ответственности государственное предприятие 26.10.2010
Усен мне друг, а истина дороже 25.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz