Станислав НАМ, "Око", 15 октября
Крупный игрок на рынке услуг на железной дороге, именуемый в антимонопольном законе доминантом, АО "Кедентранссервис" (КТС) поменял правила игры в своей работе. Для тысяч предпринимателей это обернулось дополнительными расходами. На территорию "Кедентранссервиса" в Астане могут въехать избранные грузовики. Еще совсем недавно астанинские предприниматели сами могли забрать свои контейнеры с грузом со склада на территории КТС. Сами заезжали на территорию, сами грузили и увозили. Бесплатно. Но летом правила изменились. На своей территории КТС определило четыре транспортные фирмы, чьи грузовики получили эксклюзивное право вывозить груз. За доставку 40-тонного контейнера надо заплатить 25 000 тенге. За два 20-тонных одним рейсом - 46 000 тенге. И не важно, что порой груз везти надо только за 500 метров. С чего же вдруг на предпринимателей упала новая статья расходов? - Существует два вида контейнеров по своей принадлежности, первый - приватный (частный) и второй вид - контейнер, принадлежащий железнодорожным администрациям, - говорит директор департамента тарифной политики КТС Алия Кожатаева. - Приватные контейнеры грузополучатель может вывезти с территории грузового двора на собственном транспорте при соблюдении всех норм технической безопасности. (На практике это порой означает - снимай кузов со своей машины и ставь крепления для контейнера - прим. автора). Что касается контейнеров железнодорожных администраций, учитывая ответственность за указанные контейнеры, то наше АО заинтересовано в обязательном возврате их на грузовой двор. В связи с этим мы заключаем договоры на транспортировку контейнеров с автоперевозчиками, у которых есть специализированный автотранспорт. Тендер при этом не проводится. На территории астанинского филиала КТС работают четыре перевозчика контейнеров. Все в ранге индивидуальных предпринимателей. По словам инспектора складов временного хранения Чингиза Етгарова, хозяева у них разные. Но примечательно, что цены у всех одинаковые. Странная конкуренция: обращайся, к кому хочешь, а все равно с единодушием столкнешься. Каких-то административных зданий у этих ИП нет, их водители под открытым небом дежурят на территории АО в ожидании заказов. Вспомним статью 10 Закона "О конкуренции". В ней субъектам рынка запрещено в любой форме заключать антиконкурентные соглашения. В том числе и такие, которые приводят к установлению и поддержанию согласованных цен. - Среди тех, кто здесь работает на грузовиках, есть люди, чьи родственники тоже работали здесь, - рассказал один из водителей, кто приехал за грузом на склад КТС. Если это так, то это многое объясняет. Легко посчитать, что, получая по 25-46 тысяч за рейс, обласканные КТС водители зарабатывают в день не меньше 100 тысяч. В месяц - от двух до четырех миллионов тенге. Наверняка на такое теплое место нашлось бы много желающих. Переделать свой грузовик под "специализированный" - много времени не надо. Но теплое место - только для избранных. И им дано полное право сдирать с предпринимателей столько, сколько им захочется. К примеру, в Караганде за перевозку таких же контейнеров в любую точку города платят по 13 тысяч тенге. Почувствуйте разницу. К тому же вы имеете право вывозить контейнер на своем транспорте. Такие же условия и в Костанае. Не правда ли, странно, что в разных филиалах КТС разные правила работы? Ведь по сути столичный филиал КТС установил монополию на перевозки контейнеров. И куда при этом смотрят соответствующие антимонопольные агентства - АРЕМ и АЗК? Кстати, расценки на услуги самого КТС тоже впечатляют. Так, за разгрузку-погрузку и хранение одного (!) 30-тонного контейнера в августе надо было заплатить 75 тысяч тенге с хвостиком. Основную долю этой суммы составил платеж за прием контейнера на склад временного хранения - 46 тысяч тенге. А таких контейнеров через грузовые терминалы АО проходит за месяц сотни. Деятельность "Кедентранссервиса" по погрузке-выгрузке контейнеров на территории грузового двора регулирует Агентство по защите конкуренции (АЗК), а уровень тарифов проверяет Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Как говорит Алия Кожатаева, АРЕМ в этом году изучало причины повышения тарифов на их регулируемую деятельность и пришло к выводу, что они обоснованы. Еще бы. АРЕМ утверждает базовые расценки. Например, за погрузку-выгрузку 40-тонного контейнера она установлена всего в 1084 тенге с учетом НДС, а за хранение на СВХ - 5028 тенге. Вроде бы немного. Но при такой системе КТС прямо заинтересована, чтобы контейнер обязательно ставился на СВХ и стоял там как можно больше. Благо, и таможня не сильно спешит оформить груз. Даже если все документы на контейнер у предпринимателя в порядке. К примеру, в августе один контейнер с полиграфическим оборудованием в КТС на СВХ продержали 5 суток, а другой - неделю. Попробуй поспорить с монополистом, то есть с доминантом! Председатель астанинского филиала Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК Канат Елеусизов рассказал о случае из собственной практики. Он, может, и не имеет прямого отношения к ситуации со складами КТС, но кое-какие параллели увидеть можно. - В конце 90-х годов я занимался поставкой угля в Астану. Когда вагоны приходили в пункт назначения, надо было заплатить за оформление документов 2500 тенге за один вагон, - говорит г-н Елеусизов. - Потом началась так называемая демонополизация железнодорожной отрасли. Часть путей была передана другой организации. Если речь идет о конкуренции, то надо было, чтобы новая структура провела свои пути и другие коммуникации к ним. Но их просто передали с одного баланса на другой. Техническая замена на "железке" ударила предпринимателей по карману. Теперь они должны были платить еще и новой структуре за доставку вагонов до места разгрузки дополнительные 4500 тенге. Это отразилось на отпускной цене товара - она повысилась. Что же делать предпринимателю? Можно бороться за свои права в одиночку. Но Канат Елеусизов считает, что шансы на победу в этом случае минимальны. Гораздо эффективнее, считает председатель филиала НАП, отстаивать свою точку зрения, объединившись в сообщество единомышленников. Еще в августе "ОКО" обратилось в департамент АРЕМ, чтобы выяснить, соответствуют ли антимонопольному законодательству действия КТС. Из департамента письмо переправили в межрегиональную инспекцию АЗК. Оттуда 7 октября пришел ответ о том, что антимонопольщики продолжают разбираться, злоупотребляет КТС доминирующим положением или нет. Вместе с тем редакция "ОКО" получила документ, рассказывающий об аналогичном случае в Алматы. В феврале 2010 года специалисты комитета по защите конкуренции усмотрели нарушения в регламенте работы другого доминанта на рынке контейнерных перевозок - АО "Казтранссервис". Это акционерное общество в своем алматинском филиале установило завышенные цены для конкурентов за ввоз-вывоз контейнеров со своего терминала. Да еще потребовало наличие в их автопарке не менее двух спецмашин. Знакомо, не правда ли? Антимонопольная комиссия увидела тогда административное правонарушение со стороны "Казтранссервиса" и рекомендовала оштрафовать доминанта. Мы обязательно расскажем нашим читателям о том, к какому выводу пришли работники инспекции АЗК в случае с "Кедентранссервисом". |