NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 08:04 ast
06:04 msk

Филькина грамота
На сайте Министерства образования edu.gov.kz в разделе "Аналитическая работа" – пусто. Хотя министр Бакытжан Жумагулов в своем выступлении на коллегии намекал, что такая работа ведется. Просто не видно ее, значит, невооруженным глазом эту работу-то…
25.01.2011 / скандалы

Данила ЮВАЧЕВ, "Мегаполис", 24 января

На сайте Министерства образования edu.gov.kz в разделе "Аналитическая работа" – пусто. Хотя министр Бакытжан Жумагулов в своем выступлении на коллегии намекал, что такая работа ведется. Просто не видно ее, значит, невооруженным глазом эту работу-то.
В среду в министерстве была коллегия. Жумагулов обозначил задачи. Подписал с премьером меморандум о целевых показателях (расписался, надеюсь, кровью). Послушала широкая общественность министра, послушала премьера – и поняла, что надеяться ей, как и прежде, не на кого. Окромя самоей себя.
Потому что министр увлечен новациями, а вовсе не склонен навести порядок. Его заботят ваучеры-модули-кредиты, волнуют ТиПО и МИО, вдохновляют 4% ВВП, выделяемые на образование. Все это вещи, безусловно, важные и нужные. Но широкая общественность ждет нормальных учебников, грамотных тестов, сбалансированной программы, влюбленных в дело учителей. То есть образование и его министр находятся как бы в параллельных мирах. Отделены эти миры прозрачной звуконепроницаемой и пуленепробиваемой (на всякий случай) стеной. Находясь в одном мире, можно наблюдать, что происходит в другом. Но повлиять на то, что там происходит, нельзя.
В школах у нас катастрофа. Дети там – полуграмотные, зашоренные, интеллектуально неразвитые. Их такими делает наше среднее образование. Вот куда надо бросать все силы, вот какой пожар надо тушить в первую очередь. Потому что, если не исправить среднее образование, то и высшее, и наука, и все, чем сейчас занимается министр, уже будет не нужно. Если ребенка в первом классе заставляют складывать баурсаки и лепешки, в пятом он так и не поймет, почему к иксам нельзя прибавлять игреки.
Министерство приводит разную статистику, кивает на олимпиады, на разные достижения, тем самым отказываясь признавать очевидное – средний уровень знаний школьников упал ниже плинтуса. Была мощнейшая советская система образования, которая теперь признана одной из сильнейших в мире, и мы пока пожинаем ее последние плоды, хотя почти полностью ее уничтожили. Герольд Бельгер в своей последней книге очень ярко демонстрирует, насколько эффективной была советская система образования. Мы потратили 20 лет, чтобы ее разрушить. Как водится, до основания, а затем… А затем не наступило.
Все эти победители олимпиад и прочее – это все "вопреки", а не "благодаря". Мы, кажется, научились собирать вундеркиндов и детей со способностями чуть выше среднего уровня по всей стране, выжимая из них все. Но с каждым годом "жмыха" становится все больше, а "масла" все меньше. Предполагалось создать 20 интеллектуальных школ имени Назарбаева, но создали всего шесть, и даже об этом министр говорит с гордостью. Разве их трудно построить? Нет! Трудно стало найти столько одаренных детей и нужное количество грамотных педагогов.
Посмотрите на сегодняшних первокурсников. Мало кто сумеет написать пару строк без ошибок. Мало кто решит простейшую математическую задачку с дробями. Мало кто вспомнит разницу между "зверями" и "животными". Мало кто покажет на карте Гринвичский меридиан. Мало кто читал Драйзера и Достоевского. Мало кто имеет собственное мнение и смелость его высказать.
Обошедшие Интернет казахстанские объявления про госзакупки, где нужно построить "парабозик" и "извущку", писали выпускники этих вузов, вчерашние школьники, которых выпустили в свет, скрестив пальцы – на "авось".
Почему так происходит? На этот вопрос вам ответит любая мать, которая каждый вечер садится готовить со своим ребенком домашнее задание.
Во-первых, у нас тупые учебники. Бакытжан Жумагулов призвал как-то их не ругать, но ведь не осталось, кажется, ни одного, который бы не порицали публично. В "Познании мира" море называют большим озером, в "Математике" пишут, что на столе стоит пять "блюдей", в "Религиоведении" делят Евангелие на Новый и Ветхий завет… По этим учебникам нельзя учиться!
Во-вторых, у нас затюканные, нищие, неуважаемые учителя. Профессия обесценилась вконец. Учителя собирают какие-то подписи, участвуют в митингах, разыскивают избирателей. Но не занимаются своим делом. Они не учат. Многие потому, что просто не умеют. Потому, что платят копейки. Жумагулов на коллегии провозгласил цель: к 2015 году приблизить (!) зарплату учителей-бюджетников к зарплате учителей из частных школ. О чем тут можно говорить? Раз уж вы платите учителю гроши, вот у вас и образование грошовое.
Конечно, г-н Жумагулов обязался активно повышать статус педагога (замечу в скобках – приняв концепцию имиджевой работы министерства – трижды ха-ха!). Но этим обещали заниматься все его предшественники. "Я приложу все усилия, чтобы "Учитель" снова звучало гордо!" – горячился с трибуны Жансеит Туймебаев. А толку? Учителя в нашей стране остаются самыми бесправными существами. Стоит только какому-то депутату устыдиться картинок в учебнике – и учителей тут же заставляют собирать с родителей мнение о предмете "Самопознание". Стоит кому-то из родителей написать анонимку в гороно – мол, деньги собирают на ремонт класса – и учителя униженно пишут объяснительные, ищут свидетелей. Как результат – они срываются на детях. И дети – зашуганные, психологически неуравновешенные и, конечно, полуграмотные.
В-третьих, наша система проверки знаний поощряет бездарей. Тестирование – это только часть экзамена. Выбрать один вариант ответа из четырех или пяти – это еще не все. Школьник должен уметь думать, мыслить, анализировать, в конце концов. А у наших учеников в голове, как на сайте Министерства образования – аналитическая составляющая отсутствует напрочь. Ну как можно проверять знание литературы тестами? Чтобы ответить, сколько раз Наташа Ростова была замужем, не надо читать "Войну и мир", достаточно вызубрить пособие. Но разве кто-то из сдавших тест успешно сможет объяснить хотя бы, почему этот роман так называется?
В блоге Бакытжана Жумагулова больше всего вопросов про ЕНТ. Есть неотвеченный – от мамы, чья дочка посчитала, что в Непале республика. Ей этот ответ зачли как неверный, ибо учебник считает, что там монархия. Но девочка готовилась не только по учебнику и знает, что в Непале была революция. В нормальной системе образования девочка должна получить поощрение – молодец, интересуется хоть чем-то, не зубрила. Наша система таких отторгает – ответ неверный, потому что не из учебника.
А вы, Бакытжан Турсунович, говорите, что ЕНТ "и в действующем формате играет положительную роль" и предлагаете уделить внимание качеству и содержанию тестов, мол, это другой вопрос. Меж тем вопрос тот же самый: откуда возьмутся качественные вопросы, если нет ни качественных учебников, ни качественных педагогов. Да и нужны ли они, если для того, чтобы на них ответить, понадобятся качественные ученики? А где их взять?
Широкая общественность все ждет, когда же появится министр, который положит на алтарь свою карьеру ради того, чтобы войти в историю спасителем школьного образования. Теперь ясно, что Бакытжан Жумагулов – не тот человек. И широкой общественности по-прежнему придется выкручиваться самой: детей будут учить не учителя, а родители. Сдавать будем по одним учебникам, а читать другие. Готовиться к экзаменам в казахстанские вузы, но поступать за рубежом. Тем временем среднее образование будет все посредственнее.
Посредственность и серость – вот идеал Бакытжана Жумагулова. Во всяком случае, судя по делам его…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Курчатове неожиданно наладилось теплоснабжение 31.01.2011
Бизнес на демократии 31.01.2011
Нашли крайних! 31.01.2011
В Актобе малыши даже не переступили порог садика, который открыли с участием акима области 28.01.2011
Первокурсницы одного из вузов Алматы утверждают о несправедливом лишении грантов 28.01.2011
В замерзающий Курчатов, наконец, выехала комиссия чиновников 27.01.2011
Чем кормят в школьных буфетах? 26.01.2011
Очередной школьный скандал в Алматы 26.01.2011
Филькина грамота 25.01.2011
Культурный скандал в Астане набирает обороты 24.01.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz