Диляра ТАСТЕМИР, "Юридическая газета", 9 июня
О новых таможенных ставках на заграничные машины заговорили сразу после вхождения Казахстана в Таможенный союз. Новый режим введен с 1 июля 2010 года, но правительство дало отсрочку автолюбителям на год. За это время только в Алматы прибыло более 31 тысячи иномарок со всех уголков мира. Тем не менее многие покупатели не успевают растаможить свои авто из-за очередей на таможнях. Прибалтика и порты Китая просто перегружены. Контейнеры с грузом стоят по полтора месяца, дожидаясь отправки. И это означает, что в одночасье, а именно первого июля, приобретенные нашими соотечественниками машины вырастут в цене сразу на несколько тысяч долларов! "Машины застряли и люди невысокого достатка "попадут" на огромные деньги" – говорит в сердцах Кайрат К., один из числа многих, желавших приобрести качественное и недорогое заграничное авто. К примеру, "Фольксваген-Гольф Вариант" 2003 года выпуска и с объемом двигателя 1900 кубических сантиметров в Германии предлагается приобрести за 3900 евро. Сегодня ставка таможенной пошлины на такое авто в нашей стране составляет пока еще 0,4 евро за "кубик". То есть на границе за машину придется "доплатить" 760 евро. На выходе получим 4660 в европейской валюте. А вот после 1 июля подобный "фолькс" в Казахстане вряд ли кому будет по карману. Ставка таможенной пошлины на него возрастает в 12 (!) раз и составит уже, 4,8 евро за кубический сантиметр. Заплатить за растаможку на границе придется уже 9120 евро. В итоге восьмилетняя машина обойдется в 13 020 евро... Разница ощутима. До сих пор владельцы свежекупленных автомобилей надеялись, что власти пойдут навстречу добросовестным приобретателям нерастаможенных машин и пролонгируют действие Постановления Правительства РК № 682 о льготных ставках таможенных пошлин. Но официальный ответ гласит: льготная растаможка автомобилей продлена не будет! Как заявил Жанат ТАНБАЕВ, начальник управления организации таможенного контроля ДТК по г. Алматы, 30 июня – крайний срок, до которого владельцы вновь приобретенных авто могут подать документы на льготную растаможку. При всем желании продлить ее наши таможенники не могут по правилам Таможенного союза. Владельцы автомашин полагали, что власти разрешат им так называемое предварительное декларирование, но чиновники четко дали понять: такой вариант не предусмотрен законом. "Задержка грузов идет по вине транспортных компаний на территории других государств, но мы не можем оказать на них влияние. С нашей стороны принимаются все меры для предотвращения заторов", – пояснил начальник юридического отдела Кожахмет ИСКАКОВ. По его словам в сложившейся ситуации у автовладельцев один выход – подавать иски к проштрафившимся компаниям в гражданском порядке. Также он пояснил, что на складах временного хранения неоформленные авто будут стоять до четырех месяцев. За это время владелец должен собрать необходимую сумму для уплаты таможенных пошлин. Таможня заверяет, что даже если человек не успеет надлежащим образом оформить машину, никто ее не собирается конфисковывать. "Есть таможенная процедура, предусматривающая временное хранение товаров на территории Таможенного союза в течение трех лет. К тому же, владелец имеет право вывезти авто обратно или в любую другую страну за исключением стран-участников ТС" – уточнил Искаков. Кайрат К. на новенькое авто планировал пересесть еще два месяца назад. Заказал машину в Америке, однако в пути она застряла в китайском Тайцане, где вместе с ней пылятся еще несколько тысяч машин. Он уже даже не надеется, что его долгожданный "Фольксваген" приедет в целости и сохранности. Получается, что с первого июля добросовестные собственники авто по независящим от них причинам будут лишены возможности добиться реализации своих правомочий. Приобрести – приобрел, но будешь ли владеть и пользоваться – большой вопрос. Но Кайрат и такие же как он, чьи машины уже ржавеют в морских портах и на таможенных постах, не собираются отступать. Они создали интернет-форумы и сайт, где ведется учет всех застрявших за рубежом авто, чтобы контролировать развитие этой непростой ситуации. |