Алишер Сагадиев, Dialog.kz, 24 июля
"Бездарные всегда к коварству склонны, Они скрывают черные дела, Всегда идут окольными путями, Увертливость – единый их закон". Цюи Юань
На улице исторических серостей, занимающихся "распилами" и профанацией под личиной истории и культуры сегодня праздник. От руководства Института по проблемам культурного наследия номадов приказом сверху отстранили Ирину Ерофееву. Поскольку в научном плане ей предъявить было нечего (наоборот, она своего рода эталон того, чего может добиваться в науке НИИ), в финансовом тоже никаких нарушений, то ухватились за возраст. 22 июля госпоже Ерофеевой исполнилось 58 лет и ее приказом из Комитата культуры спешно отправили на пенсию. Институт, разумеется, "сольют" и научное поле станет единообразно ровным и пустынным, как солончаковая степь – без "неровностей". В Казахстане все крайне персонифицировано не только в политике и экономике, но и на ниве науки. Поэтому отправка на пенсию Ирины Ерофеевой (одного из самых цитируемых ученых в стране) – это совершенно не рядовое решение в кадровой сфере. Это спланированный шаг по отправке в Лету редкого по авторитету на международной арене казахстанского исследовательского центра. Его научный продукт в современных "распилочных" реалиях местной квазинаучной среды элементарно не востребован на системном уровне. Институт по проблемам культурного наследия номадов, детище Нурбулата Масанова, одного из ярчайших историков страны. В советское время, когда большинство его "коллег" по цеху занимались ролью КПСС в истории развития легкой промышленности или становлении зернового клина республики, он изучал дореволюционную историю Казахстана. Благодаря своим незаурядным способностям и глубокому интеллекту, профессор Масанов стал одним из ведущих в мире специалистов по кочевому способу производства. Фактически внес обширный вклад в его описание и исследование. В мире не наберется и трех сотен ученых, специализирующихся на изучении номадов. Что касается кочевников Евразии, то здесь специалистов вообще чуть больше сотни. Тот факт, Нурбулат Масанов был чрезвычайно авторитетен в кругах специалистов, сам по себе говорит о многом. Продолжением независимого характера ученого стали его политические взгляды, которые сильно расходились с официальным курсом правительства. Обе стороны попортили друг другу немало крови, а потом пришли к определенному компромиссу. Профессору Масанову предложили создать и возглавить Институт по проблемам культурного наследия номадов. С одной стороны, это направляло энергию ученого в историческую науку и объективно отнимало время у политики, а с другой, в выигрыше оказывалось государство. Потому что мало кто мог качественно исследовать, осмыслить и донести культурное прошлое страны, которая веками была встроена в кочевую цивилизацию. А любому государству нужен надежный и реальный исторический фундамент, в строительстве которого мифы не самый подходящий суррогат. Институт был создан в конце 2005 года в форме ТОО со стопроцентным участием государства. НИИ передали в управление здание 1941 года постройки с таким расчетом, что 50% бюджета института будут формироваться за счет государственного финансирования, а 50% за счет средств аренды. Здание находилось в плачевном состоянии и номадоведам пришлось потратить немало сил и средств, отнимая их от науки, чтобы привести все в функциональное состояние. Новый институт заблистал практически сразу после своего создания, о чем можно судить по плеяде именитых ученых, прибывших на первую международную научную конференцию под эгидой Института по проблемам культурного наследия номадов. Потом была неожиданная и нелепая смерть Нурбулата Масанова 5 октября 2006 года. Тогда казалось, что Институту конец и его ожидает судьба яркой птицы, подстреленной на взлете. Однако Ирина Ерофеева, друг и коллега профессора Масанова, тоже специалист по дореволюционной истории Казахстана, согласилась и возглавила 1 декабря 2006 года "осиротевшее" НИИ. Заданный Институту, единственному своего рода в мире, формат, получил новый положительный импульс и он продолжил продуктивную работу. Кочевой способ производства, его материальная культура, военное дело номадов и прочие моменты требуют комплексного междисциплинарного исследования, чем институт и занимается. Изданные им работы заинтересовали как всех крупных специалистов-номадоведов, так и кинематографистов с точки зрения сценариев. Ирина Ерофеева, директор ТОО "КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов", к известию о своем увольнении в связи с достижением пенсионного возраста отнеслась спокойно и с юмором. Тем более что поводов для сарказма более чем достаточно. Функционеры из Министерства культуры не смогли дождаться не то, что конца календарного года, а даже конца месяца. Правда, до конца недели их хватило – увольнение произведено с 25 июля. На неискушенный взгляд кажется странным, что на пенсию отправляют руководителя, чей Институт единственный выдает фундаментальные научные труды. Рядом могут похвастаться разве что приличной книгой о художественных изображениях Казахской степи в собраниях Кунсткамеры (все авторы ее россияне), да "полуразведенными" уголовными делами на предмет финансовых злоупотреблений. Компактный научный коллектив выдает работы, пользующиеся мощным резонансом в международной научной среде и как раз его руководителя снимают, хотя остальные в своем большинстве пенсионный возраст перешагнули давным-давно. Но как раз потому и освобождают от руководства, что на фоне успехов Ирины Ерофеевой вся научная карликовость остальных выглядит совсем уж рельефно и очевидно. Они не интересны зарубежным ученым, разве что в разделе "Курьезы". Мы уже опускаем тот момент, что госпожа Ерофеева по своей половой принадлежности женщина, по этнической принадлежности – русская, а конкурировать с нею на почве казахской истории не могут мужчины-казахи. Ирина Ерофеева в день своего рождения и извещения об увольнении пригласила коллектив (большинство сотрудников находится в отпуске), отчиталась о проделанной работе, поблагодарила коллег за плодотворный совместный труд и была засыпана цветами с их стороны. Проделанной работой реально можно и нужно гордиться. Из тех, кто в Комитете по культуре устраивал интригу с достижением пенсионного возраста, до смерти никто не сможет выполнить даже десятую часть того, что Институтом Масанова проделано за пятилетку. Институтом подготовлены и изданы шесть книг: одна коллективная монография ("Анракайский треугольник: историко-географический ареал и хроника великого сражения") и пять сборников научных статей ("Роль номадов евразийских степей в развитии мирового военного искусства", "Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана", "Научные чтения памяти Н. Э. Масанова", "Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации", "Феномен кочевничества в истории Евразии. Номадизм и развитие государства"). Ведущие номадоведы мира считали за честь участвовать в ежегодных научных конференциях, проводимых Институтом. Они же активно заступались за Институт своими письмами в прошлом году, когда его активно пытались "слить" в первый раз. В настоящее время завершается подготовка к полиграфическому исполнению тиража еще четырех крупных трудов, подготовленных сотрудниками Института. Здесь трехтомное научно-популярное издание "От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана". Сборник архивных документов и материалов "Археология Семиречья. 1857-1912 гг.". Монография А. Е. Рогожинского "Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы". Также будет переиздана монография Н. Э. Масанова "Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества" с авторскими дополнениями, которые не вышли в первом издании. Завершена подготовка рукописи "Историко-культурный атлас казахского народа" общим объемом более 30 учетно-издательских листов, плюс 80 иллюстраций. Если на одну сторону поставить работу Института по проблемам культурного наследия номадов, а на другую все остальные учреждения похожего профиля, каждое из которых обладает более многочисленным коллективом научных сотрудников и более мощным финансированием, то Институт по объему и качеству проделанной работы перетянет их всех. Так кого по идее надо увольнять? |