www.tv7.kz, 18 августа
Громкий международный скандал разгорается на казахстанско-китайской границе. С начала июля ни один отечественный перевозчик не получил водительской визы в Китай. Из-за этого в Алматы сейчас – дефицит товаров народного потребления из КНР. Автомобильные запчасти, стройматериалы, одежда и игрушки уже подорожали на 30 процентов. Алматинская предпринимательница Светлана Габдрахимова распродает последний товар. Подгузники, косметика и бытовая химия – самая ходовая продукция, поэтому и расходится быстро. Но пополнить полки, бизнес-вумен не может – на китайской границе застрял целый вагон товара. Так что Светлане остается только подсчитывать убытки. СВЕТЛАНА ГАБДРАХИМОВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦА: "Клиенты жалуются, клиентов очень много клиентов потеряла, очень много. Все недовольны, государство ничего не делает". Таких пострадавших предпринимателей как Светлана в Алматы сотни. У одного из них на границе с КНР и вовсе пропал целый вагон овощной продукции. Из-за визовых проблем на границе в Алматы сложился настоящий дефицит автомобильных запчастей, строительных материалов, бытовой техники и детских игрушек. В результате цены на товары народного потребления резко подскочили. ЖИБЕК АЖИБАЕВА, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА: "В среднем по нашим подсчетам это 15–25 процентов, но по некоторым данным, дефицитный товар и того выше". Оказалось, что вся проблема в том, что с 1 июля казахстанских шоферов не пускают в Китай. Это своего рода отместка Поднебесной за ужесточение отечественным МИДом визового режима. С начала этого года наша страна инициировала новое положение. Согласно ему в визах китайских водителей необходимо указывать номер автомобиля и конкретного водителя. Как утверждают перевозчики, такой практики нет ни в одной стране мира. ТЕОДОР КАПЛАН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СОЮЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ РК: "Виза годовая, и это наивно думать, чтобы водитель был закреплен за определенной машиной, это неграмотно, когда в одном предприятии стоят водители на ремонте, а в тоже время ходовая машина стоит просто так. Нельзя водителя жестко привязывать к машине". Из-за нововведения для китайских водителей стало проблематично ездить в Казахстан. Тогда они предложили 100 китайских виз в обмен на сто казахстанских. Но пропуск в КНР нужнее нашей стране в десятки раз. И если с начала этого года нашим водителям удавалось хоть что-то получить, то с 1 июля выдача виз и вовсе прекратилась. НАТАЛЬЯ КУТЛИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ: "Сейчас Союз международных автоперевозчиков хочет привлечь к ответственности сотрудников МИДа. Люди уверяют, что именно по их вине они потеряли уже три тысячи транзитных рейсов. В итоге казна страны недополучила более трех миллионов тенге налогов. Водители большегрузных машин называют это экономической диверсией. А в самом Министерстве иностранных дел эту ситуацию пока никак не комментируют". |