Асем САКЕНОВА, "Юритдическая газета", 18 июля
Задержки рейсов гражданской авиации стали нормой. Но на прошлой неделе авиакомпания "Скат" установила новый рекорд непунктуальности – задержка рейсов Алматы – Анталия и Анталия – Алматы превысила 14 часов. Информационные агентства передавали сообщения с места события – аэропорта Алматы. Пассажирка рейса Халида Торебаева: "С самого утра сидим в аэропорту. Тут сто с лишним человек с маленькими детьми. Обстановка очень напряженная. Все голодные, злые, тут кошмар, что творится! Вылет откладывали до 11, потом до 14 часов, потом до 20, теперь говорят, что в 10 вечера. Мы потеряли сутки в гостинице, считается, что мы прибыли и должны отдыхать, а мы сидим в Алматы. Вот так у нас начался отпуск". Причину задержки рейса авиаперевозчик объяснил техническими неполадками борта. И если пассажирам в аэропорту Алматы авиакомпания предоставила положенные услуги, то с туристами, томящимися в Турции, среди которых была автор этих строк, все обстояло иначе. Разрозненные по отелям, освободив номера в 12.00 местного времени, они были брошены, по сути, на произвол судьбы. Продлить на время ожидания пребывание в номере администрация отеля отказалась, ссылаясь на отсутствие свободных мест. С обеда, в самый пик жары, до полуночи многим пришлось "загорать" в душных помещениях на ресепшн. И в одиночку бороться с неизвестностью, вести нервные переговоры с представителем туроператора, который ничего вразумительного сообщить не мог. На ломаном русском языке нам твердили одно: ожидайте. Автобус прибыл только в полночь, собирая всех уставших и измотанных туристов по отелям. В Алматы злополучный рейс вылетел только 11 июля в 07.30 казахстанского времени, вместо указанного в билете: 10 июля 14.00. Сотни людей, большинство с малолетними детьми на руках, пережили стресс от нервного ожидания и испорченного отдыха. Такие же чувства испытывали те, кто переживал за родных дома. Почему наши соотечественники оказались в таком положении за границей? Как защищает авиационное законодательство РК права и интересы пассажиров в случае длительных задержек рейсов? С этим вопросом я обратилась по возвращении к юристу Абдумажиту ДЖУМАГУЛОВУ. – Подобные форс-мажорные ситуации четко прописаны в Законе РК от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации". Так, в главе 10 "Ответственность в сфере воздушных перевозок" ст. 86 "Ответственность перевозчика перед пассажиром при отмене или задержке рейса" указано, что при задержке рейса по вине перевозчика он обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах услуги: предоставление (при наличии) комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка, в том числе по международным линиям связи, продолжительностью не более пяти минут или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов. В сервис входит и обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее: через каждые шесть часов – в дневное время; через каждые восемь часов – в ночное время. Кроме того, авиаперевозчик обязан разместить пассажиров в гостинице, предоставляемой перевозчиком, при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время. Да, все предельно ясно. Однако ничего из перечисленных пунктов закона в отношении туристов, находящихся в режиме длительного ожидания за пределами Родины, авиакомпанией в данной конкретной ситуации сделано не было. Можно утверждать, что каждый подобный случай – это не просто подмоченная репутация авиакомпании, но и прямое нарушение ею закона. Конечно, техника есть техника, и она порой выходит из строя. Но это не проблема пассажиров. Это вопрос авиаперевозчика, который должен выполнять свои обязательства безукоризненно по той простой причине, что потребитель заранее и с лихвой оплатил его услуги – о высокой стоимости авиабилетов не то что международных, но и внутренних рейсов в нашей стране хорошо известно. При, скажем так, невысоком уровне сервиса – пассажиры на борту того же "Ската" жалуются и на качество питания, и на отказ в элементарном – предоставлении пледов – их дают только детям. В проекте Отраслевой программы по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы сказано: "В настоящее время в сфере регулярных авиаперевозок казахстанскими авиакомпаниями эксплуатируется 25 воздушных судов западного производства (из них 21 воздушное судно авиакомпании "Эйр Астана" и четыре воздушных судна авиакомпании "SCAT"), на долю которых приходится свыше 80 процентов всех авиаперевозок". Этим достаточно небольшим парком авиатехники, согласно статистике Комитета гражданской авиации МТК, только в 2011 году авиакомпании Казахстана перевезли 4,1 млн пассажиров. Эксплуатация нещадная. Напряг особенно ощутим в период летних отпусков. При чартерных рейсах самолеты используются настолько интенсивно, что между полетами у них нет запаса времени на должное техническое обслуживание. Из-за отсутствия свободных воздушных судов для замены борта обнаруженные во время предполетного осмотра поломки устраняются в ущерб времени пассажиров, что приводит к существенным задержкам рейсов. Согласно "Анализу безопасности полетов в гражданской авиации РК за 2011 год" Комитета гражданской авиации МТК с отечественными воздушными судами произошло 32 авиационных происшествия. Большую часть – 16 – составили конструктивно-производственные недостатки воздушного судна. Неслучайно Еврокомиссия ИКАО вводила ограничения к отечественным авиакомпаниям, и Комитету гражданской авиации пришлось приложить немало усилий, чтобы вывести в конце 2010 года из "черного списка" девять авиапредприятий РК, в том числе и национального перевозчика – "Эйр Астану". Международный туризм развивается семимильными шагами, география полетов набирает все большие обороты. И чтобы выглядеть достойно на фоне ведущих международных авиакомпаний, нам нужны сильные отечественные авиаперевозчики, которые будут заинтересованы в обновлении, омоложении авиапарка. Нужна реальная конкурентная среда, которая исключила бы нынешнюю ситуацию, при которой подавляющий пассажиропоток отдан на откуп двум авиаперевозчикам – Эйр Астана и Скат. Это рождает монопольную расслабленность и тепличные условия. Рынок сам все поставит на места, сведет на нет большую часть задержек, связанных с неисправностью воздушных судов и низким качеством планирования перевозок, неэффективностью менеджмента в организации технологических процессов и производственных служб авиакомпаний. И крайне необходимы штрафные санкции к непунктуальным перевозчикам. Тогда авиакомпании будут стараться иметь молодой самолетный парк взамен возрастных самолетов, развитую материальную базу, достаточный склад запчастей, внедрять соответствующие технологии и международные стандарты. Они будут заботиться о повышении квалификации летного персонала, имеющего допуск к полетам в сложных метеоусловиях. Более четкими станут действия наземных служб при обслуживании самолета в аэропорту. Ведь если метеоусловия еще можно как-то понять, то технические причины и несовершенство наземного обслуживания в аэропорту – это уже человеческий фактор. |