Наталья Потапова, YK-news.kz, 14 февраля
Авторы учебника "Экономическая и социальная география" не только "переселили" Ульбинский металлургический завод из Усть-Каменогорска в Риддер, но и "воскресили" усть-каменогорский комбинат шелковых тканей, риддерские трикотажную и швейную фабрики. Кроме всего прочего в учебнике утверждается, что Риддер – самый грязный город Казахстана,передает корреспондент YK-news.kz. Учебник по географии для 9 классов выпустило в июле 2013 года алматинское издательство "Мектеп". И буквально с первых же страниц возникает вопрос: где его авторы взяли данные? Как утверждает учебник по географии, в Казахстане есть семь городов с максимальной концентрацией загрязняющих атмосферу веществ, и возглавляет этот список Риддер. Усть-Каменогорск и Алматы, которые, как правило, называют самыми загрязненными городами страны, согласно учебнику, следуют за ним. В Риддере содержание фенола в 3,7 раза, азота и серы в два раза больше предельно допустимых концентраций, сообщает школьная книга. И добавляет, что загрязнение атмосферы свинцом, медью, цинком и ртутью в горняцком городе превышает норму в 17 раз. Самоочищению атмосферы, по данным учебника, препятствуют незначительное количество осадков и малые скорости движения воздушных масс и ветровых потоков. Дальше – больше. Рассказывая о промышленности Восточного Казахстана, авторы учебника определили на жительство в Риддере "уникальный Ульбинский комбинат, производящий топливо для АЭС (урановый порошок), а также тантал и бериллий". По всей видимости, составители учебного пособия имели в виду Ульбинский металлургический завод, расположенный в Усть-Каменогорске. В учебнике "воскресли" и давно почившие объекты легкой промышленности. "В Риддере и Зыряновске работают оборудованные новыми станками трикотажная и швейная фабрики, в Усть-Каменогорске – комбинат шелковых тканей", – говорится в книге. Подобные ошибки в учебнике могут стать роковыми на едином национальном тестировании. – Я детей предупреждаю, что тесты обычно составляют по учебникам. Поэтому материал в любом случае нужно читать, – рассказала преподаватель географии Риддерского учебно-воспитательного комплекса "Лицей" Анна Абакумова. – Приходится объяснять ученикам, что на самом деле ситуация в городе иная. Другого выхода нет. То есть в тестах на ЕНТ запросто может попасться вопрос "Где находится УМЗ?" и правильным ответом на него, возможно, будет "Риддер". В итоге школьникам нужно усвоить и реальную информацию о социально-экономическом положении в регионе, и искаженную, но прописанную в учебнике. – Данный учебник составлен таким образом, что в основном идет перечисление компаний, которые есть на сегодняшний день в Казахстане, – поделилась своим впечатлением от работы с учебником Анна Абакумова. – В книге нет ни отраслевой структуры как таковой, нет каких-то данных, показателей. Отсутствует элементарный минимум необходимой информации. Прямо параграфами авторы перечисляют компании и описывают их деятельность. А дети это не запоминают. Поэтому приходится все переделывать, возвращаться к старым учебникам. Уроки мы проводим по презентациям и опорным конспектам. По словам Анны Николаевны, с таким учебником ей пришлось столкнуться впервые. Книжные несоответствия ставят педагогов в тупик, и те вынуждены обращаться к другим источникам информации. Например, в учебнике кратко дано определение моногородов. По версии издания, это города с высоким уровнем безработицы, износом транспортной и производственной инфраструктуры. В параграфе "Современный экономический потенциал и природные ресурсы Казахстана" в числе преимуществ национальной экономики называется "высококвалифицированная недорогая рабочая сила". Читающие учебник будущие выпускники после такой "прописной истины" могли бы сто раз подумать, хотят ли они получать хорошее образование и становиться потом в родной стране недорогой рабсилой. И в заключение – о приятном. "Экономическая и социальная география" без лишних оговорок утверждает, что к 2015 году средняя продолжительность жизни казахстанцев достигнет семидесяти, а к 2020 году – 72-ух лет. |