Елена КАЛИНИНА, "Огни Мангистау", 4 сентября
Участок дороги, указанный как место пропажи контейнера с радиоактивным изотопом цезием-137, прочесан, однако сам он пока не обнаружен – об этом было объявлено властями на пресс-конференции 4 сентября. – Опасный груз принадлежал АО "Казпромгеофизика", – проинформировал на встрече заместитель начальника департамента ЧС по Мангистауской области Кажымукан Коспаев. – Всего в машине находилось три контейнера с цезием-137. Два были доставлены до места назначения, а один пропал, по информации компании, на участке дороги от поселка Сай Утес до Шетпе. Инцидент произошел 28 августа. О случившемся компания оповестила ДЧС только 30 августа. Сразу же были проинформированы все компетентные органы, на следующий день в этот район направили личный состав ДВД, ДЧС, ДКНБ и национальной гвардии. Сейчас в поиске задействованы 45 единиц техники и 257 человек личного состава правоохранительных служб области. Мобильные группы работают с населением – разъясняют, проверяют пункты сдачи металлолома. Сейчас машина, на которой был доставлен груз, находится в Актау. Большая часть вопросов журналистов касалась именно комплектации машины. Непонятным до сих пор, и судя по всему, не только для населения, но и для самого водителя машины, остается главный вопрос: как мог тяжелый контейнер выпасть из машины? Тем более, что на машине был установлен jps, а водитель, должен был, согласно инструкции, каждые два часа проверять состояние груза. – Помимо водителя, который несет личную ответственность и обязан постоянно проверять груз, в машине находился охранник. Исходя из данных GPS, который имелся в машине, нам указали этот отрезок дороги в Мангистауском районе области. Но контейнер там не обнаружен. Вероятность, что он выпал, есть, хотя он крепился на заклепках. Дорога пока не сдана в эксплуатацию и ее состояние не назовешь идеальным. Но должна была быть машина сопровождения. Ее не было – на основе этих фактов и возбуждено уголовное дело. Оно сейчас передано в ДКНБ, ведется расследование, – рассказал К. Коспаев. Изотоп применялся для работ в нефтегазовой сфере. Точное количество цезия журналистам не сказали, однако проинформировали, что в самом контейнере находилась капсула 8 мм в диаметре и 12 мм – высота. Активная часть изотопа 6 мм высотой, 6,5 мм в диаметре. То есть счет идет на граммы. Находясь в контейнере, груз вообще не опасен, на поверхности контейнера излучение нулевое. С другой стороны, стоимость его весьма невелика. – Стоимость источника, который потеряли – 85 тысяч тенге, – сказал на встрече директор департамента по выводу из эксплуатации реакторной установки БН-350 Юрий Широбоков. – Этот техногенный изотоп является сильным загрязнителем биосферы, сорбируется в почве, растворяется в воде. Цезий-137 образуется преимущественно при делении ядер в ядерных реакторах и один из главных компонентов радиоактивного загрязнения биосферы. При разгерметизации защитного контейнера и ампулы цезий-137 проникает в организм в основном через органы дыхания и пищеварения. Около 80 процентов попавшего в организм цезия накапливается в мышцах, 8 процентов – в скелете, оставшиеся 12 процентов распределяются равномерно по другим тканям, – ответил эксперт. По уровню опасности цезий – если вскрыть защитный контейнер, представляет радиационную опасность. Его активность в пересчете на мощность дозы превышает допустимую эквивалентную дозу для населения в 8 тысяч 760 раз. Если вскрыть контейнер в закрытом помещении – правда, для этого нужно будет применить силы и инструменты, например, болгарку, то человек получит и внутреннее и внешнее облучение, на улице – в основном внешнее облучение, а большая часть цезия попадет в окружающую среду, что, как вы сами понимаете, не желательно. Оперативный штаб готовится, по словам специалистов, к любому развитию ситуации и продолжает оповещать жителей о вознаграждении в 1,5 млн. тенге. А поиск контейнера ведется уже на всей территории, где проезжала машина. Службам этих регионов было сообщено об инциденте также 30 августа. |