Талгат Ибраев
Недавно казахстанцы стали свидетелями большого скандала с участием "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Группа компаний получала от Казахстана большой пакет преференций, в обмен на это обещала построить в Казахстане новый завод по производству автомобилей.
С 2001 года было заключено несколько соглашений, дающим компаниям Группы "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" колоссальные преференции и льготы по налогам и пошлинам. То есть компании группы, могли экономить большие суммы, уменьшая свои издержки. Это давало "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" серьезные конкурентные преимущества.
В обмен на эти преференции с АО "Азия Авто" заключено Соглашение о промышленной сборке легковых автомобилей с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова с 1 июня 2017 года.
Однако, несмотря на пять отсрочек, компании группы "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" свои обязательства перед Казахстаном не выполнили до сих пор!
Разъясним для рядового казахстанца схему Группы Компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО".
В Группу компаний входят:
- АО "БИПЭК АВТО Казахстан" - сервисно-сбытовая сеть в 19 городах Казахстана, насчитывающая 25 автоцентров по продажам и обслуживанию автомобилей.
- Завод АО "АЗИЯ АВТО" (г.Усть-Каменогорск), занимающийся сборкой из готовых комплектующих частей (так называемое "отверточное производство") автомобилей.
- АО "АЗИЯ АВТО Казахстан" - совместное предприятие АО "БИПЭК АВТО Казахстан" и ОАО "АВТОВАЗ". Именно это предприятие на бумаге осуществляет реализацию проекта строительства автомобильного производства полного цикла (комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке автомобилей и выпуску автокомпонентов).
- ООО "АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск" - совместное предприятие ОАО "АВТОВАЗ" и Группы Компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Это созданная в России дилерская сеть по продаже и обслуживанию автомобилей. Имеет филиалы в 15 городах РФ.
- Санаторий "Рахмановские ключи" (Катон-Карагайский Государственный национальный природный парк, Восточно-Казахстанская область).
- Курорт "Нуртау" (ранее Княжьи горы, 35 км от г.Усть-Каменогорска)
- Апартаменты в составе комплекса Морская резиденция "Санторини клуб" на берегу Черного моря (г. Сочи, РФ)
Схема Группы компаний
Но несмотря на то, что ГК "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" находит средства для развития предприятий в России и покупку апартаментов на Черном море, по состоянию на 2020 год - завод так и не был построен. В итоге заключенные с Группой компаний соглашения были приостановлены.
Представители ГК "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" объясняют неисполнение обязательств разными кризисами на рынке сбыта автомобилей и в мировой экономике.
В интервью "Крупный бизнес должен быть подотчетен. Государству и обществу" Ержан Мандиев, связывает задержку со строительством завода с коронокризисом. Но коронакризис случился в 2020 году, а завод должен был быть достроен в 2017 году.
На прошедшей 15 мая 2020 года онлайн пресс-конференции Ержан Мандиев связал задержку строительства завода с кризисом на рынке продаж автомобилей. Вот это цитата из его прямой речи:
"… В 2018 году мы начали испытывать затруднения с финансированием этого проекта… Но тем не менее мы полны оптимизма и намерены развивать проект дальше…и мы уверены что завершим этот проект как раз к тому времени, когда рынок будет в более-менее активной фазе прибывать и когда состояние рынка позволит нам эти производственные мощности загрузить с большей степенью. Ведь никто не заинтересован в том, чтобы мы построили большие цеха, оснащенные производственным оборудованием, это порядка 150 тыс. кв.м., мощность конвейера предполагает 15 кузовов в час, и вот эти производственные корпуса были бы возведены и они бы простаивали. Мы ведь в этом не заинтересованы".
Также Ержан Мандиев сетует на девальвации 2014-2015 годов.
Но вот материал с официального сайта "Азия Авто", от 10.12.2019 года - "Наша цель - оставаться лидерами и задавать новые тренды". Генеральный директор АО "АЗИЯ АВТО" Ерик Сагымбаев говорит:
"Казахстанский авторынок заканчивает год с ростом: если за 2018 год в стране было продано 58 тыс. новых автомобилей, то к концу этого года, по прогнозам, будет продано около 70 тыс. При этом большинство покупателей выбирают автомобили казахстанского производства. Еще в 2016 году рыночная доля отечественных производителей не превышала 25%, сегодня автомобили местного производства выбирает уже более 50% казахстанцев".
В статье также говорится о строящемся заводе:
"Новая цель команды "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" - завод полного цикла…В основе проекта - растущий спрос на автомобили в Казахстане, а также договоренности с технологическим партнером в лице "АВТОВАЗа" о будущих поставках на рынки стран ЕАЭС. В активе казахстанского автомобильного холдинга - наиболее конкурентоспособные продукты, с которыми "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" занимает передовые позиции на рынке Казахстана и в России, где компания является крупнейшим дилером марки LADA"
В котором случае представители "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" говорят правду? Давайте разберемся.
На сайте дилерской сети "Бипек Авто" приводятся итоги 2019 года в авторетейле (статья от 29 января 2020 г.). Там говорится, что рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2019 году вырос на 23,3% и было реализовано 71 417 автомобилей. При этом доля "Бипек Авто" составляет 30,6% от всего рынка с 21 838 проданными автомобилями в 2019 году.
На том же сайте "Бипек Авто" приводятся итоги 2018 года в авторетейле (статья от 16 января 2019 г.). Согласно данным материала, что рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2018 году вырос на 24,9% и было реализовано 57 919 автомобилей. При этом доля "Бипек Авто" в 2018 году составила 31,5% рынка с 18 253 проданными автомобилями.
То есть, рынок растет!
При этом, согласно архивным данным самого "Бипек Авто", в 2019 году дилерская есть улучшила свои показатели продаж в Казахстане на 19,6%. Да и как не улучшать продажи, если предприятия группы компаний с начала своей деятельности предприятия Группы компаний получают государственные преференции в виде освобождения от налога на добавленную стоимость и таможенных платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также стимулирование в виде возврата уплаченного утилизационного сбора. Государство оказывало меры государственной поддержки всем отечественным предприятиям, которые согласно заключенным Министерством соглашениям о промсборке взяли на себя встречные обязательства.
Но когда у "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" спрашивают, где завод, который вы должны построить в обмен на эти преференции - представители группы компаний ссылаются на кризис.
Казахстанцы могут задаться вопросом: если компания увеличивает продажи автомобилей в Казахстане и не вкладывает прибыли в строительство обещанного в обмен преференции завода, то куда "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" выводят деньги? И помешал ли строительству кризис и девальвации?
Действительно, рынок продаж автомобилей сжался в 2015 году после девальваций. Но как это обстоятельство повлияло на ГК "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО"?
В Казахстане стали меньше покупать дорогих завозных автомобилей и больше приобретать автомашины отечественного производства. Кроме того, поддержка государства позволила местным автопроизводителям наращивать долю на рынке. Данные годовых отчетов АО "Азия Авто" с сайта Казахстанской фондовой биржи это подтверждают.
Так помешали ли кризисы и девальвации компании "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО"?
Снова смотрим новости с официальных сайтов Группы компаний
Вот что пишется на сайте "Азия Авто", в материале "История завода":
2014 год, 30 сентября - Председатель совета директоров группы компаний "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" Анатолий Балушкин и Президент ОАО "АВТОВАЗ" Бу Инге Андерссон подписали соглашение о совместной деятельности на рынке России.
А вот материал от 1 февраля 2019 года "АВТОВАЗ и БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО подвели итоги совместной работы на рынке России". Здесь говорится:
"Казахстанский холдинг БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО продолжает модернизацию дилерской сети LADA в регионах России. В состав созданной сети автоцентров вошли шоурумы в городах Сибирского, Уральского и Приволжского федерального округов. В 2017 году компания приобрела три автоцентра в Санкт-Петербурге, действующих под брендом ЛАДА-ЦЕНТР"
То есть вместо строительства обещанного Казахстану завода в обмен на преференции, Группа компаний приобретает и модернизирует автоцентры в другой стране.
Далее в статье говорится:
"Всего же в городах присутствия на территории России БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО увеличил сбыт автомобилей LADA на 51%, превысив отметку 15 тыс. единиц" (в 2018 году).
"…В сумме с 2015 по 2018 годы в автоцентрах БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО на территории РФ продано 38 тысяч автомобилей на сумму 23,3 млрд рублей. Сегодня холдинг сохраняет абсолютное лидерство в продажах марки на рынках Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Новокузнецка, Омска и Барнаула"
22 апреля 2019 года, акционер "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО", Анатолий Балушкин, дал интервью сайту Forbes.kz. В материале, говорится, что:
"…Победу в гонке за отраслевое лидерство вновь одержал холдинг Анатолия Балушкина (№35 рейтинга богатейших бизнесменов и №23 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Компания заняла почти треть рынка… Наряду с усилением на "домашнем поле" холдинг стремительно завоеывает российский рынок: "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" уже занимает первое место как дилер LADA по объемам продаж в РФ…"
Далее ФОРБСмэн заявляет:
"В минувшем году мы увеличили выпуск авто на 60%. Вывели на рынок целый ряд новых моделей - от LADA Granta до спорткара KIA Stinger. Так что теперь вопрос недостаточного удовлетворения спроса на наиболее популярные автомобили в портфеле завода стоит не так остро. Тем не менее спрос по-прежнему превышает производственные темпы".
То есть, никакого кризиса группа компаний не испытывает, увеличивает продажи как в Казахстане, так и в России и захватывает лидерство на новых рынках.
Что вполне логично, ведь те фантастические преференции, которые предоставляло группе компаний правительство Казахстана - дают группе огромные конкурентные преимущества для захвата новых рынков.
Также девальвация 2014 года не помешала Группе компаний делать инвестиции в непрофильные активы. Согласно находящимся в открытом доступе данным, у ТОО "БИПЭК АВТО Казахстан" в 2014 году возникло право собственности на апартаменты в составе комплекса Морская резиденция "Санторини клуб" в г. Сочи, РФ (пятизвездочный отель на берегу Черного моря - 1 линия).
Фото с сайта отеля http://santorini-apart.ru/
Из всех этих приведенных выше данных, можно сделать вывод, что ссылки на кризисы, девальвации и падение рынков - это только отговорки. ГК "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО", многие годы получало поддержку от государства. Поддержка государства давала Группе компаний огромные конкурентные преимуществ для развития и захвата позиций на старых и новых рынках.
Но, несмотря на то, что в обмен на эту поддержку "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" дало обязательства к 2017 году построить завод в Казахстане - злополучный завод так и не был построен.
Вместо этого, Группа компаний занималось экспансией на рынки третьих стран и покупкой элитной недвижимости вне Казахстана. Может быть эти обстоятельства, а не пресловутые кризисы и девальвации, привели к ситуации, когда построить завод, благодаря которому Группа компаний получает аппетитные преференции - руки у ГК "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" не доходят уже почти 10 лет?
Также остается открытым вопрос, как власти Казахстана не заметили, что завод, обещанный к 2017 году, - так и не построен и спохватились только в 2020 году, приостановив преференции и льготы для "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО". Почему власти только приостановили преференции? Почему никто не требует "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" вернуть в казну недоплаченные налоги, пошлины, сборы? Ведь исполнение сторонами своих обязательств - основа контрактного права. Если "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" на протяжении нескольких лет не исполняло свои обязательства перед Казахстаном, почему ей продолжали предоставляться преференции и льготы?
В-общем, в ситуации со строящимся на бумаге заводом - вопросов больше чем ответов. Не исключено, что еще и извиняться перед "БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО" и ее акционером, Анатолием Балушкиным, за то, что в ответ на неисполнение Группой компаний своих обязательств перед Казахстаном, приостановили льготы и преференции для них. А они будут продолжать кормить казахстанцев завтраками о строящемся заводе |