Максим ШИМАНСКИЙ, "Казахстанская правда", 20 августа
Выступая на расширенном заседании Правительства, Президент Нурсултан Назарбаев обратил внимание на проблему неэффективного освоения государственных инвестиций. Как пример он привел тот факт, что на 1 июня кассовое исполнение утвержденного бюджета составило лишь 11 процентов. При этом 59 из 130 инвестпроектов вообще не выполняются. Одним из органов, призванных следить за расходованием бюджетных средств, является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. О планах и перспективах этого ведомства рассказывает его председатель Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ.
- В январе был принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов", а 6 августа указом Главы государства утверждено положение о Счетном комитете. Тем самым заложена солидная правовая база для его деятельности. Комитет создан шесть лет назад, а прежнее положение, регулирующее его работу, было утверждено в апреле 1996 года. Этот основополагающий документ отслужил свой срок, и некоторые заложенные в него нормы уже не отвечали реалиям. К тому же появление нового закона потребовало соответствующих изменений и во всех нижестоящих нормативных актах.
Закон четко разделяет контролирующие органы государства на органы внешнего и внутреннего контроля. К числу первых относится и Счетный комитет. В его компетенцию входит контроль за полнотой поступления доходов в бюджет, за целевым, законным и эффективным расходованием средств республиканского бюджета. При этом он ни в коем случае не подменяет работу Комитета финансового контроля Министерства финансов и Министерства государственных доходов и подчиняется непосредственно Президенту.
Нормы нового закона существенно не расширяют и не сужают наших полномочий. Ревизоры Счетного комитета по-прежнему наделены правом осуществления финансовых проверок всех госучреждений и предприятий на предмет законности расходования бюджетных средств. В соответствии с планами комитета выбор падает на те из них, где давно не было проверок. А если проверки и были, то это отличная возможность для нас оценить работу других нижестоящих контролирующих органов. Обычно проверяется финансовая отчетность, целевое использование средств бюджета, а также эффективность их использования. Первые два направления работы нам хорошо знакомы. Что касается контроля за эффективностью, то это абсолютно новый в республике вид деятельности, который ревизорам предстоит освоить. В этой связи мы намерены провести для наших сотрудников и сотрудников других контролирующих органов ряд обучающих семинаров. Кстати, контроль за эффективностью бюджетных расходов сегодня могут вести только органы внешнего контроля. Итоги всех проверок обсуждаются с приглашением представителей организаций, в которых проведены ревизии, на заседаниях Счетного комитета в Астане не реже одного раза в месяц. В случае, если на том или ином проверенном объекте выявлены финансовые нарушения, комитет не наказывает кого-либо и не возбуждает уголовных дел, а выносит постановление, которым руководству, допустившему эти нарушения, рекомендуется устранить их, обеспечить возврат средств в бюджет и определить виновных. Вместе с тем постановления комитета являются обязательными для исполнения, и, если элементы финансового преступления по итогам проверки налицо, материалы передаются правоохранительным органам.
В утвержденном положении о Счетном комитете есть принципиально новые нормы. Раньше этот документ определял лишь полномочия председателя комитета и восьми его членов (трое, включая председателя, назначаются сроком на пять лет Главой государства, трое избираются Сенатом и еще трое - Мажилисом Парламента), но никак не регулировал деятельность сотрудников аппарата. Между тем организация и проведение всех проверок ложатся главным образом на плечи аппаратчиков. Теперь этот недостаток устранен. Кроме того, более подробно в положении изложены причины, по которым председатель комитета и его члены могут досрочно прекратить исполнение своих обязанностей. По новому закону Счетному комитету впервые дана возможность разрабатывать и утверждать стандарты внутреннего и внешнего финансового контроля, создавать консультативно-совещательные органы при председателе. Сейчас мы разработали 12 стандартов контроля, которые определяют нормы поведения и этики ревизоров, планирование и организацию контрольных мероприятий, взаимодействие между контролирующими органами, а также позволяют оценить эффективность проведенных проверок. Думается, что через месяц-два эти стандарты будут утверждены и серьезно помогут нам и нашим коллегам в работе.
Необходимо отметить, что с выходом Закона "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов" финансовая дисциплина госучреждений и организаций резко повысилась. Их руководители стали внимательнее относиться к расходованию бюджетных денег. Исполнением бюджета мы в целом удовлетворены, не говоря уже об исполнении наших постановлений. Однако это не снимает с нас ответственности, и в свете задач, поставленных перед нами Президентом, в ближайшее время Счетный комитет намерен оценить качество исполнения некоторых бюджетных программ министерств образования и здравоохранения. Также проверки коснутся предприятий, занимающихся строительством и ремонтом автомобильных дорог. |