Ольга МАЛАХОВА, "Новое поколение", 27 сентября
Небесный мореход
По некоторым данным, потери в случае, о котором мы рассказываем, равны стоимости арендной платы за Байконур за два года. Сравнение с ценой аренды космодрома не случайно. Речь идет о стартовом технологическом оборудовании космодрома и ракетных двигателях, некогда принадлежавших нашей республике, которые были отданы России по межведомственному соглашению 1996 года. Теперь выясняется, что это имущество используется в коммерческих проектах "Морской старт" и "Атлас", от которых соседнее государство, именуемое когда-то "старшим братом", имеет немало прибыли, имиджевой и финансовой.
В печати стали появляться сообщения о создании компании "Морской старт" (Sea Launch) четырьмя индустриальными гигантами - американской авиакосмической компанией "Боинг", норвежской "Кварнер", РКК "Энергия", украинским КБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод". Этот проект называют самым крупным амбициозным коммерческим проектом ХХ века и беспрецедентным в международно-правовом отношении. Запуски производятся с экватора, из международных морских вод частным юридическим лицом, образованным по законам Каймановых островов. На начало этого года было произведено восемь запусков ракетоносителей "Зенит".
Появились также сообщения об успешной реализации проекта "Атлас", связанного с продажей Соединенным Штатам Америки ракетных двигателей РД180 для носителей Atlas3. Через американско-российское СП "РД-Амросс" уже заказаны для США сто двигателей по десять миллионов долларов каждый.
Интересно, что на вопрос журнала "Промышленность Казахстана", использовалось ли техническое оснащение Байконура в проекте "Морской старт", президент ОАО "РКК "Энергия" Юрий Семенов уклончиво ответил: "Я бы не стал так ставить вопрос. Кое-что было списано, что-то использовано в качестве заготовок и заново изготовлено на российских заводах". Но факты говорят сами за себя.
В свое время, чтобы обосновать вывоз оборудования с космодрома, россияне ссылались на международную программу МКС "Альфа" и необходимость второго резервного старта на космодроме Байконур. Но никакой доработки простаивающих объектов по программе "Энергия-Буран" так и не было, аргументы оказались ложными. А резервный старт "Зенита", как теперь выясняется, передислоцировался на море.
Эта некрасивая история началась еще в 1995 году, когда российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" предложила Казахстану взаимообмен, который на первый взгляд казался разумным и обоснованным. Байконуру, говорили россияне, был необходим второй старт для ракетоносителя "Зенит" по программе "Альфа". Чтобы не восстанавливать разрушенный в 1990 году правый старт на площадке 45, а дооборудовать для этого универсальный комплекс стенд-старта, РКК "Энергия" предложила вывести технологическое оборудование на заводы-изготовители для ремонтно-восстановительных работ, доработки и аттестации.
В письме на имя руководства нашей республики президент "Энергии" просил дать указание Госкомимуществу, таможенной службе и МВД оказать содействие в отправке на российские заводы всего этого имущества. В перечне оборудования, которое необходимо было демонтировать и вывезти, были стартовое технологическое оборудование ракетоносителя "Энергия", передвижные измерительные лаборатории, двигательные установки, стартовый стол, транспортно-установочный агрегат ракетоносителя "Зенит" и другая техника. По сути, был вывезен целый ракетный старт.
Взамен ставилось три условия: выполнение научной программы Казахстана во время полета космонавта Талгата Мусабаева, создание СП "Аэлита" для реализации совместных аэрокосмических программ и доработка стенд-старта под ракетоносители "Зенит". Сразу скажем, что выполнено было только одно.
Национальное аэрокосмическое агентство Казахстана (НАКА), а с его согласия и правительство, пошло соседям навстречу. Хотя уже тогда многие казахстанские ученые и специалисты считали, что наша собственность вывозится для участия РКК "Энергия" в проекте "Морской старт".
Но казахстанская сторона пошла на компромисс, надеясь, что ее интересы тоже будут учтены, что страна будет участвовать в международных космических проектах, что будут финансироваться наши собственные разработки в этой области. Для этого и было создано казахстанско-российское СП "Аэлита".
По оценкам бывшего первого вице-президента СП "Аэлита" Рахметкали Омара, специалиста по ракетно-космической технике, имеющего двадцатилетний стаж работы на космодроме, стоявшего у истоков создания этого СП и уже не раз поднимавшего этот вопрос перед правительством и парламентом, стоимость вывезенного оборудования составляет около двухсот миллионов долларов. Эта сумма никак не может компенсироваться одним или двумя полетами космонавтов.
НАКА Казахстана пыталось хоть как-то вернуть понесенные имущественные потери через СП "Аэлита". Размер его уставного фонда отражал стоимость отданной собственности за вычетом второго полета Талгата Мусабаева. Однако взносы в уставный фонд внесены не были. Ведомство, отвечающее за отстаивание интересов Казахстана, проявляет в течение уже шести лет величайшую "терпимость". Уступки, на которые пошла республика для продолжения совместной аэрокосмической деятельности, оказались напрасными.
Дракон на Байконуре
Между тем очередное растиражированное казахстанскими СМИ сообщение о передаче Байконура в аренду, на этот раз Китаю, россияне снова опровергают. В который раз они повторяют, что казахстанский космодром - единственный, откуда можно запускать пилотируемые ракеты, и ни один другой не способен его заменить. В то же время многие их шаги говорят о том, что космические интересы России постепенно смещаются в другие части света.
Видимо, периодически возникающие слухи о том, что Байконур может быть оставлен россиянами, не случайны. Несмотря на то, что средств на развитие этих программ соседям не хватает и размах освоения космоса уже не тот, как при Союзе, они все же вынашивают и начинают проекты вне казахстанского космодрома - в Плисецке или на "Морском старте".
Но в случае с Китаем журналисты явно перестарались. У Поднебесной есть свои космические программы, в том числе готовится и пилотируемая. Так, планируется запуск ракеты "Великий поход", и для этого в Китае есть свой старт, такой же, как на Байконуре, сказал журналисту "НП" заместитель начальника пресс-службы Росавиакосмоса Вячеслав Михайличенко.
Межгосударственная договоренность сроком на 25 лет с дальнейшей пролонгацией, напомнил пресс-секретарь недавние слова Юрия Коптева, продолжает действовать. И с технической, и с политической стороны Россия без казахстанского космодрома продолжать пилотируемые запуски не сможет, альтернативы нет. Без этого космодрома невозможна для россиян и спутниковая связь. А информацию о передаче Байконура Китаю можно считать не чем иным, как инсинуацией или непроверенными сведениями, недобросовестностью прессы, сказал представитель Росавиакосмоса. |