Светлана Тумакова, "ОКО", 25 октября
Уже не один год аналитики ломают голову, что же заставляет людей совершать коррупционные преступления. Ведь наказания, предусмотренные за них в законе, в достаточной мере суровы. Маленькие зарплаты? Как бы не так! Нехватка денег далеко не главная причина всех наших бед. Общественный фонд "Транспаренси Казахстан" (член единственной в своем роде международной антикоррупционной организации Транспаренси Интернэшнл, имеющей свои отделения в 90 странах мира) провел оценку деятельности правоохранительных, фискальных органов и судебной системы и назвал целых 8 причин проявления коррупции.
В принципе, ничего сенсационного в том, что коррупция в стране не желает сдавать своих позиций, нет. Сотни казахстанцев ежедневно сталкиваются с разными формами ее проявления в повседневной жизни. Но тем не менее работа по осуществлению принятой в прошлом году государственной программе борьбы с коррупцией на 2001 - 2005 гг. идет своим чередом. Есть как положительные, так и негативные моменты. Но сначала о том, что можно отнести к достижениям.
Радует уже хотя бы тот факт, что, взявшись за чистку своих рядов, правоохранительные органы не обманули наших ожиданий. И уже в этом году количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления, снизилось на одну треть. В три раза меньше совершили таких преступлений финансовые полицейские, в четыре раза меньше - прокуроры.
Принесло свои положительные результаты введение единого для всех госорганов и организаций учета лиц, привлеченных когда-либо к дисциплинарной или административной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Именно благодаря единому банку данных не раз удавалось предотвратить повторное поступление на госслужбу лиц, скомпрометировавших себя однажды.
Укрепляется сотрудничество с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств. К примеру, налажено взаимодействие КНБ РК с федеральным ведомством криминальной полиции ФРГ в проверках оперативной информации по подозрению в отмывании денежных средств гражданами Германии и Казахстана. Взаимодействие со спецслужбами других государств осуществлялось также путем проведения совместных мероприятий с целью выявления, предупреждения и пресечения действий, сопряженных с коррупцией. Так, совместно со службой национальной безопасности Кыргызстана были проконтролированы поставки электроэнергии с кыргызской стороны в адрес ТОО "Фирма Рада" и ЗАО "ЖЭС" г. Тараза. Были выявлены факты необоснованного повышения тарифов на электроэнергию, инициатором которых выступило руководство жамбылского департамента антимонопольного агентства РК.
В этом году борьба с коррупцией коснулась более высоких звеньев государственно-управленческого аппарата. К уголовной ответственности привлечены 12 лиц, занимавшие политические государственные должности, в их числе 7 судей, экс-аким Павлодарской области, министр энергетики, министр транспорта и коммуникаций.
Но вместе с этим сегодня достаточно недостатков и просчетов, которые серьезно тормозят проводимую антикоррупционную работу.
Коррупционер или просто погулять вышел?
Парадоксально, но факт: в действующем законодательстве отсутствует понятие и не определены критерии отнесения того или иного деяния к коррупционному преступлению. В Уголовном кодексе отсутствуют нормы, специально регламентирующие вопросы борьбы с коррупцией.
На сегодня наличие коррупционного преступления фактически устанавливается вне правовых процедур, произвольно, на стадии возбуждения уголовного дела следователем или дознавателем. Правовых механизмов надзора и контроля за процессом, в том числе со стороны прокуратуры и суда, нет.
Генеральная прокуратура по-прежнему настаивает на расширении перечня преступлений, отнесенных к коррупционным. Она уже обращалась в верховный суд.Однако в принятом в декабре прошлого года нормативном постановлении верховного суда "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией", к такого рода преступлениям были отнесены лишь дела о взяточничестве. Именно из-за этого казуса сегодня существенно сужены нормы закона РК "О борьбе с коррупцией", а из числа коррупционных преступлений искусственно исключены те, что под эту категорию подходят.
Грязные деньги чище не станут
В экономической сфере задача повышения эффективности выявления и устранения условий, порождающих коррупцию, осуществляется, в основном, путем разработки нормативных правовых актов, проведением исследований, заключением договоров и других мероприятий министерствами и ведомствами, осуществляющими контроль за исполнением экономической и финансовой политики государства. И это невзирая на то, что правоохранительным органам (АФП и МВД) определена вполне четкая роль - выявлять и пресекать деятельность организаций, занимающихся обналичиванием денег через счета, открытые в банках. Именно для этого МВД, МГД и АФП РК в свое время разработали и утвердили совместный план по выявлению и пресечению деятельности организаций занимающихся обналичиванием денег. Но до сих пор сколько-нибудь значимых результатов в борьбе с "отмыванием" денег сомнительного происхождения нет. При этом сам министр внутренних дел признался, что результаты проверки деятельности РГП "Казахстан темир жолы", в ходе которой выявлены факты обналичивания более 5 млрд. тенге через счета фиктивных фирм, должны были стать наглядным примером для активизации деятельности правоохранительных органов. Увы...
Не пеняй на зеркало, коли...
Сложно говорить о какой бы то ни было эффективной борьбе, когда даже в системе органов, призванных бороться с коррупцией, каждый день кого-то "ловят за руку". В среде госслужащих распространено сокрытие доходов, совмещение госслужбы с учредительством или руководством коммерческими предприятиями, работой в прямом подчинении начальников их близких родственников. Только за первое полугодие 2002 года прокурорами было внесено 1010 представлений, по протестам отменено более 580 законных актов должностных лиц государственных органов. К ответственности привлекли 2 256 человек. Неплохо в этом плане работает и КНБ. Другими органами полномочия, предоставленные законом, не используются. Они ограничиваются лишь выявлением самого факта коррупционного преступления и внесением формальных представлений. Представления эти из-за отсутствия контроля за их исполнением не влияют на устранение причин и условий, способствующих разгулу коррупции.
Не меньшим препятствием в осуществлении эффективной борьбы с коррупцией, по словам представителей координационного совета, являемся мы. Да-да, именно мы с вами. Точнее, беда в нашем недоверии к органам власти, да еще и низкий уровень правовых знаний, который присутствует у каждого второго казахстанца. Люди просто-напросто не умеют, а зачастую не хотят пользоваться своими законными конституционными правами и, не задумываясь, поощряют зарвавшихся чиновников и работников правоохранительных органов в их желании "обогатиться" за чужой счет. Если сказать все это научным языком, у нас напрочь отсутствует массовое неприятие коррупционных проявлений. Как, впрочем, и надежды на то, что они когда-нибудь исчезнут из нашей жизни. Все тот же "Транспаренси Казахстан", собрав вместе экспертов госорганов, неправительственные организации, СМИ, коммерческие структуры, научно-исследовательские и информационно-аналитические организации, провел соцопрос как раз на эту тему. Исследователи спросили в лоб: чего вы ждете от деятельности государства и его органов по борьбе с коррупцией? Как ни печально, но большинство респондентов не склонны ожидать улучшений в антикоррупционной политике государства. Будем надеяться, что даже высокопрофессиональные эксперты могут иногда ошибиться.
P.S. По итогам заседания координационного совета, принято решение разработать конкретные предложения по активизации борьбы с коррупцией, улучшению работы по реальному возмещению причиненного государству ущерба коррупционными преступлениями, законодательному определению органа, который бы смог сконцентрировать в себе усилия по борьбе с коррупцией. |