Куат ИБРАЕВ, "Панорама", 20 июня
На этой неделе в Ауэзовском суде Алматы начался громкий процесс - была задержана преступная группа, занимавшаяся кражами наиболее престижных автомобилей Mercedes-Benz Е-класса (124-й кузов) и BMW 5-й серии 1993-1995 годов выпуска в ценовой нише $8-10 тысяч. Все угнанные машины не были оборудованы охранными сигнализациями. Сама схема угона и сбыта машин была проста: авто перегонялись в так называемые "отстойники" - арендованные гаражи на окраине города, где оставлялись в течение одного-двух месяцев. За это время под угнанные машины покупались "битые" кузовы с блоками цилиндров, госномерами и техпаспортом. С них вываривались номера (VIN vehicle identification number), которые переставлялись на ворованные машины. Аналогичная операция проводилась с двигателем - менялся блок двигателя. Проводилось несколько операций с перерегистрацией авто на нескольких хозяев, после чего "чистые" машины уходили в областные центры, часть которых потом возвращалась обратно в Алматы.
Лидер преступной группы, которому инкриминируется угон более 10 автомашин Mercedes и нескольких BMW, еще в 1997 году был задержан при попытке кражи автомашины марки Mercedes-Benz E280 с заправки "Ханхва Достар". Охранник, успевший сесть в авто, смог предотвратить угон, однако машина на большой скорости врезалась в препятствие, а угонщик вскоре был отпущен на свободу. Также он проходил по знаменитому "ташкентскому делу", когда ворованные авто из Ташкента перегонялись для продажи в Алматы и наоборот.
Аналогичная преступная группа, "специализировавшаяся" на автомашинах марки Mercedes-Benz, была задержана 12 мая. Она также применяла вышеописанную схему. Угонщикам инкриминируются кражи более 10 авто.
По данным отдела ГУВД Алматы, с начала года были украдены 6 автомашин марки Audi 100 1991-1993 годов выпуска темных цветов, новые Land Rover Discovery, Opel Omega, Mercedes-Benz S-класса (220-й кузов), а также более десятка старых иномарок, которые были возвращены владельцам. Следователи уголовного розыска ГУВД отметили, что автомобили престижных марок после 1996 года в основном оснащаются компьютерными ключами, которые обычным способом угнать невозможно. Ключи при покупке авто выдаются в двух экземплярах и в случае утери высылаются с завода при одобрении авторизованного дилера и предоставлении документов, подтверждающих законное приобретение. Завладение такими авто производится только с применением физической силы или с помощью кражи ключа.
По данным Департамента дорожной полиции МВД, в структуре преступного бизнеса угон автомобилей по своей значимости и финансовому обороту стоит на третьем месте после квартирных краж и наркотиков. В 2002 году по Казахстану было зарегистрировано 1567 случаев неправомерного завладения транспортными средствами. Среднереспубликанский показатель раскрываемости составил 82%.
Необходимо отметить, что закон подразделяет незаконное завладение авто на 2 категории: угон - без цели хищения, и кражу - с таковой. По сравнению с 2001 годом в прошлом году был зафиксирован рост количества угонов - на 18,4%. Увеличение их числа отмечено в Северо-Казахстанской (на 53,2%), Павлодарской (31,1%), Алматинской (22,8%) и Карагандинской (21,2%) областях. Рост краж по сравнению с предыдущим годом составил 7,1%. Наиболее высоким он был в Актюбинской (на 142,9%), Акмолинской (111,1%), Атырауской (42,8%) областях и Астане (50%). Всего по республике в 2002 году было зарегистрировано 494 кражи автотранспортных средств, из которых раскрыто 45,3%.
Ежегодно на территории Казахстана остаются не разысканными более 500 автомашин, а их количество с каждым годом увеличивается (2000 г. - 449, 2001 г. - 478, 2002 г. - 525, 1-й квартал 2003 г. - 137).
За первый квартал текущего года зарегистрировано 285 фактов (против 286 в 2002 г.) неправомерного завладения автотранспортными средствами. Раскрываемость составила 78,8%, что на 5% больше, чем в 2002 году. Несмотря на улучшение раскрываемости, наблюдается рост данного вида преступлений в Восточно-Казахстанской - на 63,3%, Жамбылской - на 85,7%, Северо-Казахстанской - на 66,1%, Южно-Казахстанской - на 50%, Павлодарской - на 31,3% и Актюбинской - на 60% областях.
Зарегистрировано 83 преступления, связанных с кражами автотранспортных средств, что на 4 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост произошел в Алматы (с 6 до 21 случая), Южно-Казахстанской (с 5 до 10), Восточно-Казахстанской (с 8 до 14) областях. Вместе с тем улучшилась раскрываемость этих преступлений - на 12,9% по сравнению с прошлым годом. В 2002 г. процент раскрываемости составил 39,2%, а в текущем - 52,1%.
Анализ угонов и краж транспортных средств по времени суток свидетельствует, что большинство из них - около 75% - совершается в вечернее время (с 18.00 до 24.00), 10-15% - ночью (с 00.00 до 06.00), 12-15% - днем (с 12.00 до 18.00) и 2-6% - утром (с 06.00 до 12.00).
Самыми "угоняемыми" по-прежнему остаются последние модели ВАЗа и престижные автомобили иностранного производства - Mersedes-Benz (124-й кузов), Audi (С4), BMW, Mazda (GD), так как на них спрос на потребительском рынке не снижается. В среднем стоимость краденной импортной машины на "черном" рынке составляет от $2 до $10 тысяч, российские ВАЗы 9-й и 10-й серий оцениваются в $700-1000.
С начала года по республике сотрудниками оперативно-розыскных подразделений дорожной полиции задержано 8 преступных групп, из которых 4 группы специализировались на угонах и кражах автомашин престижных моделей. Изъято более 20 автомашин.
В своем комментарии Панораме замначальника отдела по борьбе с автотранспортными преступлениями УКП ГУВД Алматы Станислав ПОРТНЯГИН отметил, что южная столица является крупнейшим мегаполисом в Центральной Азии и Сибири по количеству наиболее дорогих и престижных автомобилей, этим и объясняется большое число фактов вышеперечисленных преступлений. Г-н Портнягин сказал, что почти все факты краж и угонов авто были обусловлены нежеланием автовладельцев устанавливать сигнализацию, а также элементарно страховать машину. На сегодняшний день средняя ставка страхования по риску угона составляет от 3,3% до 6% в год, в зависимости от престижности марки авто.
По словам г-на Портнягина, желающие приобрести машину всегда должны проверять ее на "чистоту" в РЭО, а также достоверность кузовных номеров. Сейчас в интернете есть очень много сайтов, где можно "пробить" номер кузова автомобиля на год, месяц, день выпуска, а также определить номер двигателя, трансмиссии, комплектацию салона, дополнительного оборудования и цвет на момент схода с конвейера. В среднем на одном авто имеются около 10 мест, куда автопроизводителем наносятся данные по машине. К примеру, на Audi C4 одна из табличек находится под крышкой багажника, у Mercedes-Benz - под панелью приборов, а у машин после 1995-96 года выпуска VIN "зашит" в бортовом компьютере, и изменить его очень сложно. |