NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:41 ast
22:41 msk

Шахиды и джеро
Последние надежды международных террористов в Чечне
28.08.2003 / криминал и коррупция

Владимир КУЗАРЬ, "Красная Звезда", 28 августа

Террорист-смертник, направивший грузовик в здание военного госпиталя. Террористка-смертница, убившая себя и 14 мирных людей во время рок-фестиваля в Тушино… Кто они, эти смертники, почему они именуют себя "исламскими мучениками", откуда они появились в России? Эти и другие вопросы стали темой беседы нашего корреспондента с Валерием Александровичем ЯРЕМЕНКО, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Института военной истории Минобороны РФ, много лет занимающегося изучением проблем арабо-мусульманского мира, в том числе исламских смертников.

- Россия столкнулась со смертниками совсем недавно, но для вас, проработавшего многие годы на Ближнем Востоке, это чудовищное явление современности не ново...

- Это произошло в ноябре 1994 года. Двадцатилетний палестинец Ишам Хамад обвязал вокруг тела 10 кг тринитротолуола, подъехал на велосипеде к израильскому блок-посту в самом центре сектора Газа и привел в действие "адскую машину". Все израильские военнослужащие погибли, сам же исполнитель был разорван на тысячи клочков. По сути, этот инцидент стал первым актом самопожертвования в безумной истории Ближнего Востока. Помню, как в тот день негодовал израильский премьер Ицхак Рабин: как этот "дикий зверь" и "варвар" мог появиться в Палестине. Но очень скоро число таких "варваров" стало множиться. В течение последующих шести месяцев прогремело еще шесть подобных взрывов. При этом, к примеру 9 апреля 1995 года, погибли 60 израильтян и более 200 человек получили ранения. Самым "модным" лозунгом на палестинских территориях стал клич: "Мы выложим дороги в рай черепами евреев".

- Но сами-то смертники в рай тоже не попадут. Ведь ислам запрещает самоубийство, чем и кем бы оно ни оправдывалось. "Тот, кто намеренно убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду". Так, кажется, записано в его священных книгах?

- Да, это один из хадисов Мухаммеда. Ислам запрещает самоубийство без каких-либо оговорок. Жизнь, говорится в его постулатах, принадлежит всевышнему, доверившему ее простому смертному. Нарушить это правило – означает посягнуть на божественную власть. Я не раз пытался говорить на эту тему с палестинцами. Как правило, в ответ следовали длинные монологи, суть которых в том, что действия смертников не являются самоубийством. Это-де акция джихада. "Коран рекомендует джихад в борьбе против врага. Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Бога, а не человека. Именно Бог выбирает героя, который принесет себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться. Бойцы ислама любят смерть больше, чем израильские солдаты любят жизнь. Умереть за Аллаха – это самое высокое желание правоверного мусульманина". Спрашиваю однажды семилетнего палестинского мальчика: "Что ты будешь делать, когда вырастешь?" – "Стану мучеником", – следует ответ. А отец упомянутого мною Ишама не без гордости рассказывал, что теперь "его малыш счастлив там, в раю для верующих. Я бесконечно горжусь им. И если бы мои сыновья были достойны этого, я бы их всех отдал Аллаху. Посмотрите на нас! Мы уже умерли. Мы начинаем жить лишь тогда, когда собирают наши искромсанные тела на улицах Иерусалима или Тель-Авива…"

- Для многих наших читателей, наверное, не совсем понятно: как же так, ислам запрещает самоубийство, и в то же время смертник совершает свой террористический акт как бы во имя Аллаха?

- Дело в том, что существует коренное различие между исламом как религией и политикой исламистов. Оно заключается в том, что ислам воспевает жизнь и ее преимущества, а не смерть, в нем нет культа мучеников. Мученик – это тот, кто страдает от действий врагов ислама и в силу своей веры, а не по политическим убеждениям. Мученик не ищет смерти, он понимает, что самая большая ценность – это жизнь, и он не может уйти из жизни, кроме как от рук угнетателей. О том, что ислам осуждает терроризм, свидетельствует и недавнее выступление мусульманского духовенства Саудовской Аравии – совет верховных священнослужителей этой страны назвал подрывные акции и убийства "опасными преступлениями", противоречащими шариату, а людей, оправдывающих эти действия джихадом, – сбившимися с верного пути. Хочу подчеркнуть, что Саудовская Аравия является хранительницей главных исламских святынь.

В то же время отдельные исламские политики превозносят акции смертников и многое делают, чтобы внедрить "культ смерти" в сознание простых мусульман. И надо сказать, значительно преуспели в этом. На том же Ближнем Востоке человек, сознательно отдавший свою жизнь в борьбе с "неверными и поработителями", считается "славным мучеником", "героем ислама". Там захватывающей смерти "мученика" многие завидуют, твердо веря в то, что именно она вознесла совершившего террористический акт выше, чем в переполненный Пантеон смелых моджахедов – в святая святых, "по правую руку от Аллаха". Здесь у него будет 72 жены-девственницы, и сюда же он сможет пригласить после смерти 10 ближайших родственников. Отсюда – родители смертника становятся уважаемыми и знаменитыми людьми, в его честь выпускаются брелоки, плакаты и почтовые открытки, его портреты становятся своеобразными талисманами для многих молодых парней. "Подвиг" тиражируется народной молвой (да и средствами массовой информации) за тысячи километров от места его совершения. Кроме того, как утверждается, семьям совершивших теракт выплачивается сумма порядка 25 тысяч долларов.

- О том, что смертники – порождение наших дней, свидетельствует и история ислама, в которой нет примеров массового самопожертвования…

- В нынешнем виде нет. В Коране и Сунне ничего не говорится об акциях геройского самопожертвования. Хотя, конечно же, история, в том числе и ислама, богата на различные явления и события, которые можно трактовать, как захочется. Например, в конце ХI века на территории современного Ирана действовали асасины (в переводе с арабского – "употребляющие травку"). Это была своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов, созданная для борьбы против династии Сельджуков и богатых горожан. Во главе организации стоял шейх. В его распоряжении имелись фанатичные послушники – фидаи (буквально – "жертвующие собой"), которые беспрекословно выполняли все его приказания, вплоть до самоубийств. Позже они появились в Сирии и Ливане. В течение почти 200 лет асасины наводили страх и ужас на огромных пространствах мусульманского мира. Они покоряли и уничтожали целые города. Иранские асасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане окончательно их добил египетский султан Бейбарс в 1272 году.

Можно ли асасинов считать прообразом нынешних смертников? Вряд ли. Заставлять людей идти на самопожертвование во имя ислама – это изобретение современных улемов – знатоков богословия, в первую очередь связанных с экстремистскими организациями. Кстати, бен Ладен заставил афганских улемов издать религиозный указ, согласно которому он и его ближайшие сподвижники могут покончить с собой, "поскольку это отвечает интересам всемирного ислама". Что касается недалекого прошлого, то вспоминается пример из ирано-иракской войны 1990 года. В одном из сражений перед танками, которые совершали прорыв через минное поле, плотной цепью шли мальчики-шахиды.

- А кто такие шахиды? Как ими становятся? Тоже при помощи наркотиков, как асасины?

- "Шахид" в переводе с арабского означает "свидетель" приверженности исламу, джихаду. Причем джихад – это необязательно "священная война". Слово это означает прежде всего "священное усилие". Оно может быть и при строительстве дома в тяжелых условиях, и при написании трактата на сложную тему, и, конечно, при ведении боевых действий. Так вот, шахидами считали людей, которые погибли в бою, защищая ислам. А вот то, что сейчас называют по-арабски "истишхад" (буквально – "стремление стать шахидом") – это тоже творение исламистов.

Как становятся шахидами в современном понимании этого слова? По большому счету, практика психологической обработки террористов-смертников известна. Могут в этих целях использоваться и наркотики, но, скорее всего, как исключение. Ведь, что бы там ни говорили, а для проведения теракта нужен трезвый ум, особая мобилизованность, а напичканный наркотиками может сорваться, повести себя не так, как требует ситуация. В основе же подготовки смертников лежат изнурительные тренинги, в ходе которых происходит трансформация личности, человек становится другим. Инструкторы нередко используют рекомендации известных теоретиков джихада, в частности одного из лидеров "Хезболлы" шейха Аль-Харба. "Ты начнешь жить только тогда, – натаскивал он будущего смертника, – когда убьешь свое "я". "Я" – это замаскированный сатана. Убьешь его, и ты будешь спасен. Мусульманин счастлив потому, что он может полностью уничтожить свое "я". В исламе есть ответы на любые вопросы. Что должен делать человек – так это повиноваться правилам и не задавать вопросов".

Как правило, боевики набирают в группу смертников знакомых между собой людей. Они постоянно вместе, общаются, поддерживают друг друга. И когда приходит нужный момент, не могут "дать слабину". Ведь выйдет, что они предали близких. Один из арабских террористов-самоубийц, оставшийся в живых, рассказывал: в ходе психологической обработки имитируется похоронная процедура. Чтобы человек увидел, с какими почестями он будет похоронен. Потом самоубийцы записывают на видео свою речь, где говорят, почему они это сделали. Пишут прощальные письма. Непосредственно перед самой акцией совершается обряд очищения. Все это настраивает человека на теракт-самоубийство и психологически отрицает путь к отступлению.

Другими словами, подготовка смертника – сложный процесс изменения сознания, конечным результатом которого является приведение его в такое состояние, когда он воспринимает окружающий мир как нечто враждебное, заслуживающее не только презрения, но и уничтожения. И сделать это можешь ты один, во имя своих товарищей по борьбе, ты их последняя надежда. Не волнует, что подумают о тебе эти жалкие людишки, не входящие в наше братство. Завтра тебя все поймут и оценят твой подвиг. А сегодня остается снарядить пояс со взрывчаткой или направить грузовик с нею в цель…

Подготовка ведется в специальных лагерях. По данным госдепа США, только в Ливане таких насчитывается 23. Около 10 "объектов" имеется на территории Палестинской автономии. В последнее время появились сообщения, что такие лагеря создаются и на территории стран СНГ. Что касается Чечни, то здесь подготовка смертников (почти конвейерная) осуществляется в так называемом "диверсионном батальоне шахидов" Шамиля Басаева под названием "Риядус Салихин".

- Известно, что в Чечне самоубийство всегда считалось, да и сейчас считается, большим грехом. Ведь мужчина по принятым в чеченском народе понятиям обязан быть победителем…

- Это действительно так. Самоубийца в Чечне недостоин хорошей памяти, и не только сам, а и вся его семья на многие десятилетия. И тем не менее руководители чеченских боевиков пошли на массовое использование смертников. Причем это произошло три года назад, в июле 2000 года. Тогда в Чечне почти одновременно было совершено пять террористических актов против российских военнослужащих. Погибло более 50 человек. Через пару дней главный чеченский идеолог Мовлади Удугов не без гордости заявил, что в борьбу с "неверными" отныне активно включились шахиды, исламские воины-смертники. Таких, по его словам, уже подготовлено 500 человек, и вскоре их поле деятельности значительно расширится. Для выполнения своей "священной миссии" и руководствуясь "высокими идеалами исламской веры", они будут посланы в различные города России.

По сути, Масхадов, Басаев и другие пошли на крайние меры, прибегая к услугам смертников. С их помощью они раcсчитывают оказать психологическое давление на российское общество и таким образом добиться своих целей.

- Очевидно, этим же они руководствуются, используя в качестве "живых бомб" женщин. Ведь смертницы – культурно чуждое явление для Северного Кавказа.

- Конечно, шахидки – это изобретение чеченских деятелей, ратующих за войну и суверенитет. Потому что даже в тех мусульманских странах, где терроризм практикуется, использование женщин-смертниц не получило распространения. Нехарактерны они и для Чечни. Смотрите, женщину, взявшую в руки оружие, называют здесь "джеро" – "вдовой", даже если она таковой не является. Смысл же в этом слове иной. Оно обозначает, что такая женщина занимается некими предосудительными делами, а, не как положено, женским трудом. Да и то, что она вступила в мужской коллектив, пусть даже во имя мщения, делает ее уже неблагопристойной женщиной. Иными словами, быть "джеро" унизительно и позорно для чеченских женщин.

Или взять их одеяние. Горские женщины никогда не закрывают лица, так как в противном случае им будет трудно передвигаться в горах. Например, спуститься к колодцу с водой или пригнать козу. А шахидки, как известно, заматывают лица. Это, естественно, делается для большего психологического воздействия. Как и надписи на платках.

Стремление получить максимальный психологический эффект и есть тот главный побуждающий мотив, который движет боевиками, когда они прибегают к услугам женщин-смертниц. Да им ничего другого и не остается, как использовать шахидок. Это, вы абсолютно правы, их последняя надежда. Тем более что сегодня в Чечне много женщин, прежде всего молодых, которые чувствуют себя, я бы сказал, изгоями в обществе – все мужчины в семье погибли, нет работы, годы проходят в обстановке нищеты и безысходности. И здесь появляется вербовщик, а вернее, вербовщица, и говорит, что ты можешь не только покончить с беспросветной жизнью, но и стать героиней. А дальше уже идет по накатанной колее – лагерь, "джеро", шахидка, терористический акт...

Кроме того, женщине легче проникнуть куда угодно, к ней меньше подозрений. Это уже от российского менталитета. На днях по радио слышал, как на Кубани в одном из городов решили проверить людей на бдительность. Одна из журналисток оделась шахидкой, взяла муляж взрывчатки и целый день бродила по городу, расспрашивая его жителей, как пройти в то или другое многолюдное место. Никто ее не остановил, пока она случайно не натолкнулась в универмаге на сотрудников милиции. И это происходило уже после Дубровки и Тушино. О чем еще можно говорить? Разве так мы победим это зло?

- Существуют ли вообще эффективные методы борьбы с террористами такого пошиба? Известно, что в Израиле антитеррористическими службами пронизана вся территория страны, и тем не менее смертники продолжают устраивать свои теракты…

- А сколько этими службами предотвращено терактов? Хотя, конечно, как узнать ту же террористку в толпе? Тут не должно быть стереотипа, мол, смертницы всегда выглядят как "черные вдовы" на "Норд-Осте". Они могут одеться, как самые обыкновенные горожане, быть в брюках или шортах. Перед терактом заказчики объяснят им, что такая одежда угодна Аллаху. Не стоит думать, что шахидка – всегда женщина с ярко выраженной кавказской внешностью. Для теракта могут использовать и славянок. Или взять недавний теракт в Иерусалиме. Один из смертников – Абед Мисак, активист "Бригад Изеддина аль-Касема", боевого крыла Хамаса (по другим данным, член "Исламского джихада" из Хеврона) – поздно вечером 19 августа, переодевшись в платье иудейского ортодокса, ворвался в битком набитый автобус № 2, следовавший от Стены Плача – главной еврейской святыни, – и привел в действие "адскую машину". На месте погибли 20 человек, около 130 получили ранения.

В этих условиях бдительность и еще раз бдительность всех граждан и их готовность помочь спецслужбам могут значительно повысить шансы на успех в борьбе с терроризмом. Ну а спецслужбам в свою очередь необходимо целенаправленно заниматься изучением проблем террористов, профилактикой их деятельности, шире использовать международный опыт, в частности Израиля и Турции, историю самого ислама. Главная же задача спецслужб – ликвидация баз и лагерей подготовки террористов, условий, способствующих их созданию. Важно также создать в самом народе обстановку отчуждения террористов. Кстати, слышал, что в Чечне произошел беспрецедентный акт – отец Магомеда Элихаджиева, уведшего из родительского дома свою сводную сестру и склонившего ее совершить самоубийственный теракт в Тушино, пришел в мечеть поселка Курчалой и отрекся от сына. Он так и сказал: "Магомеду Элихаджиеву я больше не отец", а затем проклял и всех тех, кто послал его дочь на смерть. Мне кажется, что это добрый знак для борьбы с террористами. Главное, не поддаваться искушению ответить злом на зло. Мы не должны быть удавами. Но и кроликами, в которых нас хотят превратить убивающие наших детей нелюди, не станем. Человек – не дрожащая тварь. Любую напасть одолеет твердость духа и здравый смысл. Добавлю от себя – и знание исторического опыта.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
325 преступлений в сфере экономики раскрыто сотрудниками финансовой полиции Павлодарской области с начала года 30.08.2003
Работа правоохранительных органов ВКО по борьбе за полугодие является неудовлетворительной 30.08.2003
Задержать взяточника - задача не из легких. Особенно в наше время 29.08.2003
От дела к делу 29.08.2003
В Алматы произошло разбойное нападение на квартиру начальника управления ДФП на транспорте 29.08.2003
Киллеров уже знают в лицо 29.08.2003
В Атырауской области растет уровень преступности 29.08.2003
Шахиды и джеро 28.08.2003
В обменных пунктах Алматы выявлены факты сбыта поддельных купюр в сумме 2200 евро и $100 28.08.2003
Книга гашиша 28.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz