"На страже", 29 января
Недавно южную столицу взбудоражило жестокое убийство трех человек: двух мужчин и женщины. На спине одного трупа была вырезана пятиугольная звезда, а на стене надпись: "Здесь был Сатана". Ритуальное убийство или блеф? Возможно ли это в государстве, где проживают люди более ста национальностей и друг с другом "уживаются" огромное количество религиозных организаций. Кто они, сатанисты, на самом деле, действительно ли существует религия поклонения дьяволу, когда принято приносить в жертву младенцев и пить кровь в знак преклонения перед Сатаной? Какой размах имеет сатанизм в Казахстане и представляет ли он угрозу нашему обществу?
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Важную роль в процессе возрождения черной магии сыграл Алистер Кроули (1875-1947 гг.). Он именовал себя "Великим зверем Откровения ", зверем, "выходящим из бездны", и даже отметил одну из своих учениц особым "знаком Зверя". Кроули и его ученики употребляли наркотики, поклонялись демонам и предавались сексуальным извращениям.
Известным сатанистом является и Антон Ла Вей. Он и его последователи считают сатану источником силы, позволяющей достигнуть власти и успеха. "Большинство сатанистов не принимают Дьявола как существо с раздвоенными копытами, хвостом и рогами, - пишет Ла Вей, - Он просто олицетворяет собой силы природы - Силы Тьмы, названные так только потому, что ни одна религия не удосужилась забрать эти силы".
1 мая 1966 года он объявил о создании церкви сатаны. Ла Вей разработал красочные обряды, сочетавшие таинственность, величественность и сексуальность. Как отмечают многие историки, эти обряды были своего рода играми для взрослых, созданные по всем правилам поп-культуры. Большую роль в распространении сатанизма сыграли и произведения Ла Вея, а прежде всего "Сатанинская библия".
В 1975 году один из последователей Церкви Сатаны - Майкл Аквино - покинул ряды этого общества из-за противоречий и организовал Храм Сета. Этот тип религиозного сатанизма признает досатанинское существо - египетского бога Сета - как некую сущность, стоящую отдельно от сил окружающей природы. Очень распространено его изображение в виде человека с головой животного. Изображение Сета было заимствовано халдеями, которые называли его Хад или Хадит; позже он стал называться Шайтаном, а затем Сатаной.
ДОГМЫ И РИТУАЛЫ
- В противоположность традиционным религиям сатанисты утверждают культ силы - "Смерть - слабым, богатство - сильным!" - и абсолютную свободу самореализации человека. "Потворство вместо воздержания", - вот основной принцип сатанистов. Каждый сатанист олицетворяет собой бога: что хочу, то и делаю, и запретить это никто не имеет права. К примеру, они мирятся с любой формой сексуальной деятельности, которая удовлетворяет человеческие потребности - будь то гетеросексуальные, гомосексуальные или бисексуальные отношения", - рассказывает Владимир Иванов, отдел по связям с религиозными организациями акимата г. Алматы. На данный момент практически во всех крупных городах и областях создан такой отдел. Именно эти отделы и осуществляют надзор за религиозными организациями, как за традиционными, так и не очень.
Практикуется несколько типов сатанинского ритуала. Сексуальный, благотворный или сострадательный, а также разрушительный. Последний направлен на уничтожение человека…
- Но использование человеческой жертвы в классическом сатанинском ритуале не подразумевает убийства ради "ублажения богов". Символически жертва уничтожается через наговор или проклятия, что, в свою очередь, приводит к физическому, духовному разрушению, - утверждает Владимир Иванов.
Величайшим праздником в сатанинской религии считается собственный день рождения. Кроме этого двумя главными праздниками являются Вальпургиева ночь (с 30 апреля на 1 мая) и Хэллоуин (День Всех Святых - 31 октября).
Но помимо классического сатанизма существуют и другие виды поклонения Дьяволу. Готский сатанизм. Именно в этой религии основным ритуалом является убийство животных и человека, включая также суицид. Однако, как утверждают многие специалисты, этот тип "слуг сатаны" является лишь выдумкой, созданной христианской церковью с целью устрашения верующих. Но вот при изучении преступлений, связанных с дьявольскими слугами, можно утверждать, что все-таки этот вид сатанизма сегодня больше похож на реальность, нежели на выдумку.
А КАК У НАС?
В нашей республике действуют секты сатанистов, хотя многие пытаются это скрыть. Деятельность церкви Сатаны зафиксирована в г. Алматы и в г. Сарань Карагандинской области. По неофициальным данным, в Казахстане насчитывается около пяти сатанинских общин. Установить точное количество членов этих общин невозможно. Эта цифра колеблется от нескольких сотен до более чем двух тысяч человек. Число нетрадиционных религий остается пока что тайной. Регистрацию проходят не все религиозные объединения. Например, на территории Западно-Казахстанской области зарегистрировано 35 религиозных организаций, 12 из которых относятся к нетрадиционным видам вероисповедания. Церковь Сатаны г. Сарани в середине девяностых пыталась получить статус юридического лица и с этой целью подавала в органы власти заявление на регистрацию общины. Но некоторые "сатанинские" документы были не в порядке, поэтому им так и не удалось стать "официальной религией". Общая численность этой общины составляет 83 человека, большая часть из которых - женщины. Однако по некоторым данным, Саранская церковь Сатаны прекратила свое существование. Но насколько это реально, не может ответить ни один человек: возможно, они просто ушли в "подполье".
Единого руководящего центра движения сатанистов в республике, как утверждает Владимир Иванов, пока что нет. Но существует он в соседнем государстве - России, где проводятся регулярные съезды сатанистов и осуществляется назначение сатанинских князей на конкретные территории.
В "мирской" жизни казахстанские сатанисты занимаются гаданиями, составлением гороскопов, черной и белой магией. Стоит отметить, что в настоящее время это является достаточно доходным делом.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЕ
Полицейские сталкиваются с последствиями сатанинских сект только постфактум. И вот еще один пример, подтверждающий этот постулат. Эта мистическая история разыгралась в Восточно-Казахстанской области.
У Евгения Клебанова и Алексея Чернова с юности были странные взгляды на жизнь, слишком жестокие. Переломным моментом в их жизни можно назвать знакомство с рубцовской сектой сатанистов. Они не только переписывались с новыми знакомыми, но и ездили к ним в гости. Читали оккультную литературу и смотрели видеофильмы. Влияние было безудержным.
Позже они стали проводить обряды жертвоприношения. Животных связывали, перерезали горло и пили еще теплую кровь. Но в марте 2000 года сатанинские инстинкты друзей оказались на пике. У них уже был план ухода из жизни, но до этого они решили принести человеческую жертву Сатане. На горно-обогатительный комбинат они пришли ночью. Чернов схватил сторожа за горло, Клебанов выстрелил в голову. Но металлический шарик пневматического пистолета лишь причинил мужчине боль. Не долго думая, Чернов пырнул ножом сатанинскую жертву. А далее все следовало согласно ритуалу. Сатанисты, сменяя друг друга, стали наносить удары ножом. А из сонной артерии сторожа хлынула кровь. Они пили ее, совершая жуткий, но необходимый обряд…
Ритуальные убийства в Казахстане пока что редкость. Чаще всего общество сталкивается с самоубийствами, а также с различными видами вандализма и осквернения святых мест. Считается, что именно сатанисты в ночь на 20 мая 1997 г. осквернили Бурундайское кладбище (Алматинская обл.): перевернули 20 крестов и надругались над 87 надгробиями. Осквернение православного кладбища в казахстанском селе Троицкое (Талдыкорганская обл.) в конце декабря 1996 года: вандалы вели стрельбу по фотографиям на надгробных памятниках. Были осквернены 23 могилы.
Две девочки, путешествуя как-то по Интернету, нашли сайт сатанистов. Заинтересовавшись столь заманчивой и в тоже время страшной религией, они начали переписку с новосибирскими сатанистами. Их так "затянуло", что они пожелали немедленно попасть в общину. Через некоторое время новосибирские "братья" предлагают девочкам совершить какой-нибудь "сатанинский" ритуал. Девчонки согласились: купили краску в ближайшем магазине и отправились в церковь...
Они облили входную дверь церкви черной краской, нарисовали знаки Сатаны на стенах (как правило, это звезда Соломона в окружности). Таким образом две совсем юные девушки прошли первое боевое крещение. Но оно закончилось благодаря своевременному реагированию полицейских.
ЧТО ДУМАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
Лидия СОКОЛОВА, практикующий психиатр:
Участие в сатанизме - это, в какой то степени, психиатрическая болезнь. Внушение, больше похожее на игру: кто первым хочет получить свободу, тот должен научиться удовлетворять все свои желания. Как правило, эта религия практикуется буйными подростками в течение небольшого периода времени. Иногда они принимают участие в преступлениях, при совершении актов вандализма на кладбищах и росписи стен, используя при этом сатанинскую символику. Относительно редко они практикуют приношение животных в жертву.
Бывает и так, что это религиозное внушение становится для ребенка просто смертельным. В 1994 году двое подростков в г. Алматы покончили жизнь самоубийством - они вскрыли себе вены. Но рядом с их телами была обнаружена записка: "Идем к Сатане… И будем вместе править миром". В декабре 1995 г. молодой человек, адепт общества сатанистов, бросился с семнадцатиэтажного жилого дома в центре Алматы.На мой взгляд, проблема сатанизма в Казахстане заключается еще и в том, что никто не может проконтролировать их деятельность. Никто точно не может сказать, чем именно занимаются сатанисты и когда.
Бывает и так, что убийцы лишь притворяются сатанистами. Малый процент растлителей малолетних детей используют сатанизм для контроля над своими жертвами. На самом деле они не являются истинными сатанистами, они просто используют поверхностное представление сатанизма для совершения преступлений. У нас же пока случаев "сатанизма" в этом проявлении не наблюдалось.
Амангельды АЗУБАЕВ, начальник отдела по предупреждению и пресечению терроризма, религиозного экстремизма и незаконной миграции УБОП ДКП МВД:
Призыв к насилию с помощью религии является уголовным преступлением. Но в УК РК есть только одна статья, касающаяся подобной антигуманной религии - 164. Но в ней нет ни слова именно о сатанизме. Однако сегодня в Министерстве юстиции разрабатывается закон "О противодействиях экстремистской деятельности" и недавно этот проект был рассмотрен в МВД РК. Но и там нет отдельного пункта о сатанизме.
По всему миру нет точной информации о количестве сатанинских общин, об их численности и деятельности. Правоохранительные структуры сталкиваются с этой религией только после очередного ритуального убийства или акта вандализма. Доказать, что эти преступления были ритуальными, практически невозможно, а значит, и запретить религию поклонения Сатане просто нереально: нет точных доказательств, есть только предположения. А ими в рамки никого не загонишь. В этом отношении наша республика - не исключение. Но все-таки сатанизм в республике не приобрел характера эпидемии и опасности. Но это только пока... |