Ляззат Каражанова, "Ак жайык", 6 января
Какие проблемы решает дисциплинарный совет, привлекаются ли к ответственности чиновники, нарушающие законы, - об этом и многом другом мы поговорили с председателем Дисциплинарного совета области С. Енсегеновым.
- Что вы можете сказать о работе Дисциплинарного совета в ушедшем 2004 году?
- За год к нам поступило 83 заявления, 10 из них в адрес госслужащих, 3 - сотрудников прокуратуры, 1 - полицейского, 16 просьб относительно городских и областных организаций и ведомств и 11 различного характера. Они поступали посредством личных приемов, областного акима, СМИ и телефонов доверия. Примеров превышения должностных полномочий и злоупотребления служебным положением предостаточно. Так, аким Азгирского сельского округа Абылгазиев использовал служебный транспорт и людей, привлеченных к платным общественным работам, в личных целях, за что получил выговор. Выговор сделан и акиму Кайыршактинского сельского округа Кумарову, совершившему незаконные действия при выдаче земельного участка ветерану ВОв. Правоохранительные органы, разумеется, в курсе этих и других административных правонарушений. Проведено 6 проверок и 4 заседания, где были рассмотрены вопросы борьбы с коррупцией, соблюдения служебной этики и государственной исполнительской дисциплины. За неадекватное отношение к своим прямым служебным обязанностям и за отсутствие должного уровня работы к ответственности привлечено 9 руководителей, которые получили предупреждения и выговоры. Аким Исатайского района З. Суйинишев допустил нецелевое расходование 534 тысяч тенге в 2002-2003 гг. Заместитель акима Макатского района Е. Жоламанов за содействие в коррупционных действиях получил предупреждение, госинспектор по охране окружающей среды Лялин - строгий выговор, также предупрежден начальник районного управления госсанэпидемнадзора Отаров.
- От кого поступают заявления и жалобы? Удается ли вам привлечь к ответственности всех провинившихся чиновников?
- В большинстве случаев основанием для обращений жителей к нам становится отсутствие контакта населения с местными властями, то есть люди идут к нам, отчаявшись пробить равнодушие госчиновников. Особенно много поступает заявлений из районов. Мы стараемся удовлетворить их, принять меры. В нашей компетенции рассматривать жалобы в адрес городских, районных акимов и отделов, они не зависят от местного бюджета. Но, например, призывать к дисциплине первых руководителей налогового комитета мы не вправе, только чиновников рангом ниже. Мы можем, правда, направить в вышестоящие инстанции тревожные сигналы. Мы не рассматриваем уголовные дела. Если финансовый департамент не находит состава преступления, но зафиксированы преступления коррупционного характера, то эти материалы поступают к нам, и мы, конечно, принимаем соответствующие меры. И это только в том случае, если материал мы получаем в течение месяца, в большинстве случаев к нам поступают "просроченные", и мы не в силах исправить что-либо.
- Диссовет, скажем, выявил виновных, но вот почему зачастую вы ограничиваетесь только наказанием в виде предупреждения или выговора? Ведь привлеченные к ответственности могут со временем просто перестать обращать внимание на такое наказание…
- Действительно, в нашей практике еще не было случаев увольнения с работы. Мы всего лишь Дисциплинарный совет и можем только предложить уволить человека с работы.
- Сдается нам, что влиятельность Диссовета слишком уж сомнительна. В чем причина? И почему так много заявлений?
- Да, жалоб по сравнению с прошлым годом больше, однако это не значит, что наш Совет неавторитетен. Напротив, он "набирает рейтинг", поступают заявления, звонят на телефон доверия, значит, надеются на нас.
- И все же создается обратное впечатление…
- Вы полагаете, что лишь "громкое" увольнение какого-нибудь чиновника прибавит нам авторитета? Не согласен, и повторяю: мы работаем в рамках законодательства. И аким области не давит на нас, ограничивая наши меры.
- А как понимать целых два выговора одному лицу? Недавно замначальника территориального управления лесного и охотничьего хозяйства был дважды предупрежден, один раз получил выговор, затем был уволен?
- Такое случается. Но тут уже дело не в нас, а в его гуманном начальстве, обычно к человеку, получившему один выговор за год, применяется более суровая мера. Зато когда заявляют на какого-нибудь крупного чиновника, десятки раз обивают наш порог. К тому же в нашем штате 11 человек, и все они руководители правоохранительных органов.
- А с верхов не поступают звонки?
- Поступают. Мол, "что тебе с него, сними с повестки дня или хотя бы примени несуровое наказание". Но мы такие пожелания не исполняем, а от кого были звонки, я озвучивать не хочу.
- Заявители в поисках справедливости обычно обращаются в прессу. Было бы прекрасно, если бы Диссовет наладил контакт с сельскими населенными пунктами и на основании газетных публикаций принимал бы меры. Словом, способствовал возврату растраченных бюджетных средств…
- А с чего вы взяли, что мы не контактируем с селом? Мы никогда не спроваживаем посетителей. У нас работает телефон доверия, да и звонков много поступает. Мы в курсе публикаций "АЖ", знаем, что недавно на одного районного акима было возбуждено уголовное дело. Из областной прокуратуры часто поступают материалы в отношении госслужащих, особенно тех, кто препятствует предпринимательской деятельности.
- Каким образом вы намерены усилить связь с населением?
- Разумеется, мы будем совершенствовать свою деятельность, если конкретнее, то в наших планах частые выезды в районы и аулы. А жителям рекомендую запомнить наши телефоны доверия: 27-09-53, 27-19-07. |