Владимир КУРЯТОВ, "Око", 24 февраля
В деятельности столичного департамента строительства обнаружены многочисленные нарушения, которые ведут к необоснованному отвлечению, растрате и хищению бюджетных средств. По выявленным фактам уже наказано семь сотрудников, в том числе - три заместителя директора этого ведомства.
Чтобы перечесть все факты откровенного и беззастенчивого нарушения законов чиновниками департамента, не хватит пальцев на руках и ногах.
Однако пальму первенства, несомненно, держит дом № 4 по ул. 78 для работников центральных исполнительных органов, расположенный в новом административном центре столицы. Это один из самых скандальных объектов ушедшего года, ставший предметом пристального внимания правоохранительных органов.
Со стороны дом, как и все другие многоэтажки, соседствующие с Байтереком, смотрится достаточно эффектно. Но если полюбопытствовать и войти внутрь, становится понятно - за красивым фасадом скрывается строительный "выкидыш". Недобросовестный застройщик сдал дом в эксплуатацию с многочисленными недоделками и браком. В нем не было ни тепла, ни горячего водоснабжения, не работали лифты.
Достаточно красноречиво ситуация расписана в акте внешнего контроля Счетного комитета за подписью ревизора Р. Нурпеисова от 7 декабря 2005 года, т.е. спустя три месяца после новоселья.
"Предусмотренное проектом автоматическое управление систем теплового узла не работает", - говорится в документе. В декабре, в преддверии лютых холодов, у дома "отсутствовал паспорт готовности по теплоснабжению". "Не установлены терморегуляторы "Данафос" и циркуляционные насосы горячего водоснабжения", - отмечает ревизор. Внешний осмотр не выдерживал никакой критики. "Установлено, что наружная облицовка стен нарушена, в отдельных местах разбиты окна, в подвальном помещении имеется течь на стояках и тепловом узле. В отдельных подъездах отсутствуют выключатели, не завершен монтаж лифтов, домофонная связь не смонтирована и не функционирует".
Так было. Но и сегодня, спустя пять месяцев после заселения, проблемы остаются. Жители дома продолжают жить в экстремальных условиях. О сорокоградусных морозах вспоминают с ужасом и недоумевают, как вообще случилось такое, что недостроенный дом был сдан в эксплуатацию? Как выяснилось, очень просто.
- Департамент строительства внес искаженные сведения в акт госприемки, будто бы объект соответствует всем необходимым требованиям, - рассказывает Жанат Элиманов, заместитель начальника управления по надзору за законностью в деятельности государственных органов прокуратуры г. Астаны. - Благодаря этому обстоятельству государственной приемочной комиссией дом был принят в эксплуатацию в таком виде, какой он есть. Это позволило департаменту обеспечить незаконный возврат 23 миллионов тенге, внесенных в качестве гарантийного взноса, застройщику ТОО "Казинтер-строй". По факту возбуждено уголовное дело.
Есть и другие любопытные подробности, характеризующие как заказчика, так и исполнителя заказа. ТОО "Казинтерстрой", по данным прокуратуры, по всем признакам является обыкновенным посредником, из тех, что нередко создаются лишь на бумаге для участия в конкурсах по государственным закупкам. Работы по объекту на все сто процентов были выполнены субподрядчиками. Фактически ТОО снимало лишь "пенки" с заказа. Кроме того, вышеназванное товарищество не отвечало некоторым требованиям, предъявляемым Законом "О госзакупках". В частности, не были предоставлены некоторые документы, необходимые при проведении конкурса, нарушены сроки исполнения договора. Сотрудники департамента, в свою очередь, закрывали на эти обстоятельства глаза. Даже за срыв сроков сдачи объекта не наказывали. По данным Счетного комитета, сумма неустойки, не затребованная департаментом, составила 74,5 млн. тенге.
Не остался в стороне водно-зеленый бульвар нового административного центра Астаны, являя собой яркий пример разбазаривания государственных средств. По объекту были проведены земляные работы, разработана проектно-сметная документация, но... в последующем концепция строительства изменилась. Тот объем работы, который был уже выполнен, оказался вдруг никому не нужен. Затраченные средства - выброшены на ветер. Только на разработке проектной документации бюджет потерял 58 миллионов тенге. Проект "Реконструкция реки Есиль" заинтересовал финансовую полицию. Выявлено, что в рамках реконструкции в 2002 году были проведены работы по облицовке набережной гранитом на сумму 37,4 млн. тенге. В 2004 году эти работы были вновь включены в смету и произведена повторная их оплата. Кроме того, в ходе инвентаризации выявлена недостача кабеля и стеклопластиковых труб на 12,3 миллиона тенге. Эти факты послужили основанием для возбуждения уголовного дела.
Как показывает проверка столичной прокуратуры, департамент строительства ведет весьма странную политику - практически повсеместно и на всех этапах нарушается законодательство о государственных закупках, срываются важные государственные заказы. Установлено, что бюджетные средства, выделенные на строительство школ в 2005 году, освоены только на 40 процентов. Причина в том, что подрядчики, по ряду причин, просто-напросто не успевают осваивать выделенные трансферты. Во-первых, заказчиком в лице департамента строительства заключаются договоры без наличия проектно-сметной документации (ПСД). Это осложняет работу строителей, вынужденных работать, что называется, с листа. Или вообще приводит к приостановке строительных работ. Строительство школы по ул. Тархана-Иманбаевой, например, было приостановлено по требованию прокуратуры как раз потому, что производится оно без разрешения уполномоченного органа. По данному факту виновные сотрудники департамента были привлечены к административной ответственности.
Отсутствие ПСД при заключении договора - само по себе достаточно серьезное нарушение. Даже для желторотых студентов, будущих строителей или архитекторов, оно является непростительным. - И тем не менее такая картина наблюдалась практически по каждому тендеру, - подчеркивает Жанат Элиманов. - Что является грубейшим нарушением Закона "О государственных закупках".
Вторая причина слабого освоения средств, по мнению прокуратуры, - нереальные сроки, отпущенные на выполнение работы заказчиком. И третья - бесконтрольность и безнаказанность. Штрафные санкции за ненадлежащее исполнение договоров подрядчикам зачастую не предъявлялись. Вместо этого практиковалась необоснованная и неоднократная пролонгация договоров. Только по двум компаниям ТОО "Мотив Елим" и ТОО "КАЗПАКО" бюджет недосчитался в общей сложности более 70 миллионов тенге. А если учесть и другие щекотливые моменты в деятельности департамента, бюджетные потери вырастают в астрономические суммы.
Например, бывает, что заказчик увеличивает сметную стоимость объекта, как в случае с домом-"выкидышем", о котором мы говорили вначале. Специалисты ТОО "Астанагорпроект", осуществлявшие авторский надзор в процессе строительства, указывали на "несоответствие проекту планового и высотного положения опорных элементов каркаса, о выполнении работ без геодезической проверки исполнительных схем и контроля прочности несущих конструкций". Другими словами, дом нужно было укреплять, чтобы в процессе эксплуатации он ненароком не развалился. И что бы вы думали? Департамент строительства принял решение устранять эти недоделки за счет бюджета. Дополнительными работами был произведен монтаж металлоконструкций каркаса, за счет усиления диафрагм, рам и армирования плит перекрытия. Только эти работы повлекли увеличение сметной стоимости более чем на 15 миллионов тенге.
Словом, в сфере государственного строительства процветает откровенная халтура. Случается, заказчик принимает работы, которые вообще не предусмотрены проектно-сметной документацией, заключает договоры с компаниями, которые не имеют даже лицензии на производства необходимых услуг, допускает многие другие нарушения. По итогам прокурорской проверки в адрес акима столицы было направлено представление об устранении нарушения закона и привлечении виновных лиц к ответственности, в том числе за нарушение Закона РК "О борьбе с коррупцией". В феврале 2006 года семь сотрудников департамента строительства г. Астаны, в том числе три заместителя директора, были привлечены к дисциплинарной ответственности. Но нам, признаться, с трудом верится, что с наказанием пары-тройки сотрудников департамента что-нибудь изменится. Замечания и выговоры, как показывает практика, - проблемы такого рода, увы, не решают. |