www.procuror.kz, 29 августа
Западная региональная транспортная прокуратура завершила проверку применения законодательства о государственных закупках в структурных подразделениях АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы". В ее ходе выявлены многочисленные нарушения законности, выразившиеся в несоблюдении принципа государственного закупа, который предписывает оптимально и эффективно расходовать используемые для закупки бюджетные средства.
Проверяющие отмечают, что характерной особенностью исполнения договоров является их многоступенчатость, т.е. товары, работы и услуги поступают в Компанию от непосредственного источника через ряд посреднических структур, что приводит к их необоснованному обогащению за счет государственных средств. При этом ни один договор не содержит условий страхования в случае порчи или повреждения товаров и услуг, что противоречит требованиям Типового договора, утвержденного приказом Председателя Агентства РК по государственным закупкам за № 8 от 31.10.2002 г., который предусматривает обязательное страхование в размере 110% от суммы договора.
Наряду с этим, проверка показала, что, несмотря на многочисленные нарушения сроков исполнения договоров, вопрос о взыскании штрафных санкцией Компанией не инициировался.
Среди нарушений, выявленных прокуратурой, имеется также факт завышенного объема выполненных работ.
В частности, за реконструкцию станции Бестамак на счет ТОО "Спецмонтаж" было переведено 409 млн. тенге. Согласно же заключению судебно-строительной экспертизы, фактическая стоимость выполненных работ составила около 402 млн. 289 тысяч тенге. На оставшуюся сумму в размере 6,8 млн. тенге подтверждающих документов не оказалось.
Материалы по данному факту переданы в органы уголовного преследования.
В ходе проверки установлен также факт неэффективного расходования бюджетных средств, допущенный при приобретении в августе 2005 года у столичного ТОО "Бурабай ТехСнаб" двух российских мотовозов для Актюбинской базы МТС.
Сумма этой сделки составила 121 млн. 400 тысяч тенге, т.е. есть по 60 млн. 700 тысяч за каждый мотовоз.
Прокуроры проследили путь этой техники из России в Казахстан и пришли к выводу, что ее общая стоимость после пересечения границы возросла более чем на 51,5 млн. тенге.
Как выяснилось, в Казахстане мотовозы оказались 12 августа 2005 года, спустя 9 дней после заключения договора Компании с "Бурабай Тех-Снаб". При этом закупом товара у Тихорецкого машинного завода занималось уже совсем другое предприятие – костанайское ТОО "Каз-Трейд-2003" - и по другим ценам: два мотовоза были куплены за 69 млн. 850 тысяч тенге. |