Аскар ДЖАЛДИНОВ, "Литер", 27 октября
Вот уже неделю внутренний рынок ширпотреба лихорадит. Впрочем, к перебоям с товаром из Китая привыкли и крупные бизнесмены, и обычные челноки на барахолках. Цены во многом зависят от ситуации на таможенном посту "Коргас", который неоднократно становился ареной борьбы за контроль над финансовыми и товарными потоками.
Информацию об этом инциденте держат в секрете. Однако после того как поползли слухи, что алматинская барахолка терпит страшный дефицит – товары из Китая перестали поступать, мы стали выяснять причины и обнаружили очень любопытные факты.
По сведениям надежных источников, скандал на границе разгорелся больше двух недель назад. В одну из ночей служба внешней охраны поста "Коргас" заметила грузовик, ехавший со стороны соседнего государства в обход таможни по нейтральной зоне. После недолгой погони силовики остановили "КамАЗ" с казахстанским номером, кузов которого оказался под завязку набит китайским ширпотребом. Водители, недолго запираясь, "сдали" тех, кто им помог незаконно перевезти товары народного потребления через границу.
Об этом таможенники тут же доложили наверх. И вот уже неделю на границе работает оперативная спецгруппа из сотрудников Генеральной прокуратуры и центрального аппарата КНБ. Проверяется теперь каждый грузовик, следующий из Поднебесной, одновременно идет расследование по данному инциденту. Как говорят, ревизоры сильно лютуют, отчего никто из предпринимателей не может даже полулегально протащить свой товар. Им приходится платить все налоги по полной программе. В результате за две недели на посту "Коргас" скопилось более пятисот машин. Правда, сейчас их количество уже сокращается.
Тем не менее "под колпаком" Генеральной прокуратуры и КНБ оказались очень ответственные представители местных силовых структур. Есть информация, что под стражу взят даже один из "генеральских сынков", имевший непосредственное отношение к контрабанде, так как следствие уже установило, что с начала этого года на коргасском направлении действовала целая группировка военных, занимавшаяся "крышеванием" контрабандистов. Обычно фургоны переправлялись ночами по нейтральной зоне. Их сопровождали несколько военнослужащих до конечного контрольно-пропускного пункта близ села Жаркент.
Если учитывать тот факт, что злоумышленники использовали свой коридор довольно долгое время, то удивительно, что таможенники только сейчас заметили контрабандную тропу. Остается еще неизвестной и сумма ущерба, нанесенного государственной казне. Однако если вспомнить, что не так давно цифра теневого оборота на посту "Коргас" оценивалась силовиками более чем в три миллиарда долларов в год, то нетрудно догадаться, о каком ущербе можно вести речь. |