NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:24 ast
09:24 msk

Кто башляет термиНАЛОМ?
На конец ноября 2006 года, с учетом штрафных санкций, долг южной столицы "Дефа-банку" достиг 17 с лишним миллионов "зеленых"
12.01.2007 / криминал и коррупция

Виктор Верк, "Время", 11 января

О ситуации вокруг строительства нового аэропорта Алматы, о векселях, выпущенных прежней городской администрацией, и о повисшем на бюджете города долге в 15 млн. долларов наша газета писала еще весной прошлого года (см. "Дефолт подкрался незаметно", "Время" от 2.3.2006 г.).

На конец ноября 2006 года, с учетом штрафных санкций, долг южной столицы "Дефа-банку" достиг 17 с лишним миллионов "зеленых". И вот, как сообщили нам в департаменте финансов города, Алматы удалось вырваться из дефолтной удавки. Согласно заключенному недавно трехстороннему соглашению, долг будет возвращен до 30 июня 2007 года. 8,8 млн. долларов выплатит городская казна, а остальные 8,3 - компании, причастные к выпуску тех злосчастных векселей.

Что ж, угроза оказаться в долговой яме для крупнейшего города страны, кажется, миновала. Однако попытки разного рода "деловаров" навариться на воздушных воротах южной столицы не прекращаются до сих пор.

Доказательством этого стал попавший в распоряжение редакции весьма интересный документ - "Сводный акт тематического контроля по вопросу "дефолта г. Алматы", а также целевого и эффективного использования средств, выделенных для строительства пассажирского терминала аэропорта города Алматы" от 3 июня 2006 года.

Но прежде чем обратиться к выводам минфиновских ревизоров, вспомним о двух рядовых на первый взгляд документах, с которых все и началось, - постановлениях акимата от 12 декабря и 30 декабря 2003 года.

Первое предписывает "передать в хозяйственное ведение здание строящегося нового пассажирского терминала аэропорта города Алматы коммунальному государственному предприятию … "Предприятие капитального строительства аппарата акима города Алматы (ГКП ПКС)". Второе же постановление любопытно до чрезвычайности. Оно гласит: "Передать алматинской монтажной фирме № 1 ОАО "Имсталькон" в счет погашения задолженности в сумме, указанной в соглашении об урегулировании задолженности на дату подписания… помещения под объекты обслуживания в здании международного пассажирского терминала аэропорта г. Алматы площадью 2481,92 кв. м" (здесь и далее выделено мной. - В.В.). Акиматовскому предприятию ГКП ПКС, в чье ведение терминал был передан чуть больше двух недель назад, велено заключить с "Имстальконом" соответствующее соглашение, каковое подписывается … в тот же день - 30 декабря 2003 года! Согласитесь, уже один этот штрих наводит на размышления… Впрочем, при первом знакомстве с текстом соглашения никаких вопросов не возникает. И даже сумма задолженности заказчика (ПКС акимата Алматы) перед подрядчиком ("Имстальконом") глаз не режет. В конце концов, на тот момент строительство терминала вступало в завершающую фазу, его ход был "на особом контроле" у главы государства, да и назойливые журналисты постоянно пеняли отцам города за бесконечные переносы сроков сдачи.

А оперативно найти в бюджете города, где и без того каждая копейка на счету, 333 миллиона 735 тысяч 805 тенге, понятное дело, весьма проблематично.

Вот и решилось прежнее руководство города на рискованный, но, казалось, единственно возможный в такой ситуации шаг - рассчиталось с подрядчиком "натурой".

"Имсталькон" получил просто царский новогодний подарок. А именно - львиную долю площадей обоих этажей будущего терминала плюс подвальные помещения. То бишь в аэропорту, переданном в коммунальную собственность (иначе говоря, в собственность города) еще до начала строительных работ, этому самому городу принадлежало все, кроме… терминала аэропорта.

И когда в марте 2005 года новые городские власти передали терминал в аренду АО "Международный аэропорт Алматы", вдруг выяснилось, что передавать-то практически нечего. Как в том мультике про каникулы в Простоквашино: холодильник государственный, а мороз, который он вырабатывает, сугубо частный.

Постойте, а зачем было отдавать курицу, несущую в городскую казну золотые яйца, чужому дяде? Вроде как не корысти ради, а токмо во имя "урегулирования задолженности"?

Впрочем, у ревизоров из Минфина есть на этот счет свое особое мнение. Проанализировав взаиморасчеты ГКП ПКС и АО АМФ "Имсталькон-1", они установили: бюджетные деньги перечислялись "Имсталькону" в счет погашения несуществующей кредиторской задолженности. Иначе говоря, акимат возвращал частной фирме-подрядчику мифические долги! Больше того, дотошные ревизоры выяснили, что дело обстояло с точностью до наоборот: это "Имсталькон" задолжал ПКС 588 млн. 970 тысяч тенге…

Вообще, надо честно признать: "Сводный акт" читается взахлеб - словно бестселлер в жанре fantasy. Оцените цитату: "Проведенным анализом состояния взаиморасчетов… установлена стабильно переходящая дебиторская задолженность, т. е. ГКП ПКС производило бесконтрольную предоплату без ограничения и вне зависимости от фактического состояния взаиморасчетов на определенную дату, хотя в договорах подряда на отдельные виды работ и услуг предусматривалась авансовая оплата в размере от 30 до 50 процентов". Этот аттракцион неслыханной щедрости привел к тому, что долг подрядчика перед заказчиком к 1 мая 2002 года приблизился к миллиарду тенге (984 миллиона, если быть точным)! Эту задолженность "Имсталькону" удалось с грехом пополам закрыть к декабрю того же года. Однако за это же время ГКП ПКС дополнительно профинансировало подрядчика на 978,3 млн. тенге.

Такое, мягко говоря, вольное обращение с бюджетными деньгами даже видавших виды минфиновских ревизоров ставит в тупик: "Ввиду отсутствия договора генерального подряда и данных по условиям и срокам оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ установить причины предоплаты в таких объемах не имеется возможности".

Однако вернемся к исходной точке, а именно - к упомянутому "Соглашению об урегулировании задолженности" № 01-2003С. Сей документ, как уже было сказано, высокие договаривающиеся стороны подписали 30 декабря 2003 года. А на следующий день, 31 декабря, "Имсталькон" передает (или, выражаясь казенным языком договора, "производит отчуждение") эти же самые квадратные метры да еще земельный участок в 8 с гаком соток некоему ТОО "Казан Со". Этот самый "Казан" недолго наслаждается столь выгодным приобретением. За какие-нибудь восемь месяцев - с февраля по октябрь 2004 года - он, в свою очередь, "производит отчуждение" площадей терминала в пользу ТОО "Ориент Игл Дюти Фри", ТОО "Форсаж-Н", ТОО "Алматы Dutyfree Trade", ТОО "Тамыс" и еще нескольких юридических и физических лиц. Вот так объект коммунальной собственности, причем стратегически важный не только для Алматы, но и для всей страны, был сначала оптом отдан подрядчику в оплату долгов (как выяснилось, несуществующих), а затем распродан в розницу - по той же незамысловатой схеме, какую используют перекупщики на колхозных рынках… Поговаривают, что ТОО "Казан" - не чужая прежнему руководителю Алматы структура. Так это или нет, утверждать не берусь. Но вот лишь один попутный, так сказать, штрих: "казанцы" умудрились продать площадей терминала на 241,78 кв. метра больше, чем досталось им самим от "Имсталькона"! Согласитесь, действовать с таким размахом могут только те, у кого за спиной весьма высокие покровители…

Вам, дорогой читатель, наверняка становится понятнее, зачем была затеяна вся эта петрушка с мифическим "долгом" заказчика перед подрядчиком. Для тех, кто все еще сомневается, продолжу. Итак, в 2004 году акимат Алматы разрешает подведомственному "Предприятию капитального строительства" выступить единственным учредителем акционерного общества "Новый пассажирский терминал". Каковое, в свою очередь, заключает договор доверительного управления площадями терминала и прилегающей территорией с ТОО Phoenix VL. Что же за птица этот самый "Феникс"? По данным единого государственного регистра юридических лиц, 19 ноября 2003 года зарегистрировано ТОО "Phoenix Kh company", учредителями которого выступили ХРАПУНОВА Лейла Калибековна (супруга экс-акима Алматы), БЕЛМАДАНИ Эльвира Викторовна (его же дочь от первого брака) и ХРАПУНОВ Ильяс Викторович. Руководителем ТОО на тот момент значилась некая САДЫКБАЕВА Айнагуль Абдигалиевна. В апреле 2004-го ее в этом качестве официально сменила сама первая леди Алматы. А месяц спустя в состав учредителей вошел ХРАПУНОВ Даниел Викторович, который на тот момент был еще дошкольником. Позже, в результате нескольких пертурбаций, семейство Храпуновых вышло из состава учредителей. И 17 июня 2005 года "Феникс" сменил вывеску, превратившись в Swiss Kazakh Phoenix Holding. В учредителях этой швейцарско-казахстанской птицы высокого полета теперь ходят швейцарская фирма Phoenix International Holdings SA и гражданин этой же благословенной альпийской республики МЕЙЕР Филипп Пол Джордж. При этом юридический адрес компании - г. Алматы, ул. Толе би, 63. А официальным руководителем по-прежнему значится Лейла Калибековна. Та самая, которая два с небольшим года назад в интервью одной алматинской газете уверяла: мол, я не я и "Феникс" - птичка не моя. Нет, серьезно, так и говорила. Дескать, собственник и гендиректор "Феникса" - некий Абдул-Газиз МУКАШЕВ, а сама его фирма занимается в аэропорту всего лишь размещением рекламы. В свое время мой коллега Геннадий БЕНДИЦКИЙ (см. "Глаза стыдятся - руки делают","Время" от 18.11. 2004 г.) подробно рассказал о том, чего и сколько прибрал под свое крылышко этот самый "Феникс".

Это, доложу я вам, та еще птица…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Оперативный разбойник 31.01.2007
Экс-директор департамента здравоохранения ЮКО заявила о невиновности 31.01.2007
На транспорте отмечается рост коррупционных преступлений 31.01.2007
В полиции Жамбылской области - кадровая "чистка" 30.01.2007
В Усть-Каменогорске сотрудники финполиции раскрыли должностное преступление 30.01.2007
Военный формализм ценой 390 млн тенге 30.01.2007
За хранение наркотиков задержан сотрудник Балхашского ГОВД 30.01.2007
Крайние меры 29.01.2007
Задержан сын мажилисмена 29.01.2007
Раскольников. Два кольников 29.01.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz