Светлана ТУМАКОВА, "Око", 8 марта
Схемы, по которым прокручиваются сегодня все аферы на таможне, отличаются простотой и беспроигрышностью. Так, два года подряд по заниженным в два раза таможенным пошлинам фирмой "Астана-Техника" в столицу завозилась бытовая техника самых ходовых среди потребителей марок "Vitek" и "Skarlett". При оформлении товара на таможне в декларациях он указывался, как прибывший из Китая. Однако официальных документов от китайской стороны на руках у представителей фирмы не имелось. Именно это обстоятельство должно было стать для таможенников определяющим в вопросе начисления увеличенной в два раза таможенной пошлины на товар, страну происхождения которого установить невозможно. Должно было, но не стало. Только в одном этом случае по вине таможенников государство недополучило более 50 миллионов тенге. Сразу, как только все эти махинации с самой ходовой в столице бытовой техникой всплыли наружу, прокуратура города потребовала проверки внешнеэкономической деятельности фирмы "Астана-Техника". Но информации о результатах этой проверки из департамента таможенного контроля не поступило до сих пор.
Не менее крутую схему проворачивала на таможне фирма "Guan Tehnics", завозившая в Казахстан бытовую технику "Bosh" и "Siemens". Заявляемая импортерами на таможне стоимость товаров была настолько незначительна, что даже на первый взгляд без детального изучения было очевидно, что она не может покрыть затрат на их доставку. К примеру, таможенная стоимость одной стиральной машины якобы составляла около 15 долларов США, холодильника - 20 долларов, пылесоса - 12 долларов и т.п. По такой, явно взятой с потолка, стоимости бытовая техника без проблем проходила через таможню.
Еще порядка 120 тысяч долларов США лишился бюджет на поставках фирмой "See-Food-A" в Казахстан норвежской свежемороженой рыбы, завозимой через Латвию. Так, одна партия импортируемого лосося весом 36 тысяч килограммов стоила по документам 32 661 тысяча евро. На таможне заявленная цена рыбы составила 1,25 долларов США за килограмм, между тем согласно ценовой информации Комитета таможенного контроля РК килограмм норвежского лосося не может стоить меньше пяти долларов. Данные эти подтвердила впоследствии и экспертиза, проведенная столичной торгово-промышленной палатой, и официальные сведения, запрошенные у норвежской стороны Министерством иностранных дел РК.
Что касается завозимых в страну автомобилей, то практически каждая вторая машина проходила через таможню по заниженной цене в обход каталога "Superschwake", определенного постановлением Правительства РК еще в 2001 году как официального источника информации о рыночных ценах на ввозимые с территории Европейских стран автотранспортные средства. Согласно постановлению Правительства РК, именно по нему таможенники обязаны контролировать правильность определения таможенной стоимости импортированных авто, а при необходимости они же обязаны вносить корректировки в их стоимость. Между тем через таможню спокойно прошли "Мерседес-202" (1998 г.в.) по цене 2100 евро, тогда как в каталоге его цена составляла 6250 евро; "Ауди-4В" (2000 г.в.) стоимостью 3200, тогда как по каталогу она стоила 8800; "Тойота-J9" (1997 г.в.) за 2700 евро по предоставленным документам и за 6900 по каталогу, а также десятки других машин стоимостью от нескольких до десятков тысяч евро.
Наиболее распространенным способом занижения таможенной стоимости автотранспортных средств стало невключение в ее структуру расходов по доставке товаров на таможенную территорию РК. Импортеры указывали в договорах купли-продажи стоимость автомобиля вместе с расходами по его доставке в казахстанскую столицу. Из чего следовало, что затраты эти якобы несет продавец. Сотрудники таможни предпочитали не обращать внимания на то обстоятельство, что каталогом "Superschwake" определена среднерыночная стоимость автомобиля в странах Евросоюза без учета каких-либо затрат по их доставке. А значит, независимо от того, на чьи плечи ложатся эти затраты (покупателя или продавца), таможенная стоимость должна включать в себя среднерыночную цену товара по каталогу и затраты по его доставке. Через столичную таможню проходили автомобили, чья стоимость по бумагам была даже значительно меньше затрат на их доставку. К примеру, по цене 675 евро таможенниками был пропущен "Фольксваген Пассат" 1991 г.в., тогда как только затраты по его доставке в Казахстан не могли быть меньше 1000-1200 евро.
Даже включая в таможенную стоимость затраты по доставке товаров, во многих случаях они являлись заниженными и основывались на недостоверных сведениях, предоставленных ТОО "Казинтерфракт-Астана". Так, стоимость доставки 20 автомобилей из Японии, по данным этой фирмы, составила 5000 долларов США. Между тем, согласно указанию Комитета таможенного контроля и информации Министерства транспорта и коммуникаций РК стоимость доставки одного вагона по данному маршруту составляет 3746 долларов США. Для 20 японских машин необходима пара вагонов, а это уже 7492 долларов США, а никак не 5000, указанных в сведениях "Казинтерфракт-Астана".
Действия сотрудников столичной таможни прокуратура сегодня расценивает как явно коррупционные. При этом о масштабах процветающей на таможне коррупции говорит тот факт, что из 200 изученных деклараций, оформленных в прошлом году, расписанная выше схема ухода от уплаты таможенных платежей и налогов применялась в 63 случаях. Прокуратурой столицы выявлен также факт злоупотребления полномочиями должностными лицами Департамента таможенного контроля при проведении корректировки таможенной стоимости импортируемых товаров, что повлекло незаконный возврат таможенных платежей и налогов на сумму более 14 миллионов тенге. По данному факту в отношении главного специалиста Департамента прокуратурой города возбуждено уголовное дело. |