Станислава КУЦАЙ, "Экспресс-К", 8 июня
Сотрудники Мангистауского департамента КНБ обнаружили в области так называемый нефтяной суперамбар.
Нефтяные амбары - это естественные или искусственные углубления в земле, в которые нефтяники сбрасывают нефть, разлившуюся после аварий. Они были запрещены еще в 1995 году, но до сих пор существуют.
В Мангистауской области таких хранилищ нефти под открытым небом насчитывается 25. Среди них есть суперамбар. Такого нефтяного озера, по словам экологов, нет нигде в мире. В этом "нефтехранилище", в трех километрах от города Жанаозен, образовавшемся после аварии на трубопроводе, которая произошла еще в 1972 году, сейчас скопилось около 500я000 тонн нефти.
В 1993 году озеро, отравляющее воздух ядовитыми испарениями, решено было ликвидировать. На его берегу появилась первая установка по очистке и откачки нефти. В последующем появилось еще три подобных агрегата. Но дальше начались чудеса.
Несколько лет назад экологи оценивали объем нефти в этом "хранилище" в 200я000 тонн. Сегодня ее здесь уже 500я000. Но по данным, которые представили предприятия, добывавшие нефть из Жанаозенского амбара с 1993 по 2006 год, ими откачано 340я000 тонн нефти. Кроме того, по подсчетам природоохранителей, в результате естественного испарения озеро должно было "потерять" еще около 300я000 тонн.
Другими словами, суперамбар должен был совсем исчезнуть. Однако существует вопреки всему.
Как считают экологи, во-первых, нефтяники наверняка несколько занизили изначальное количество сброшенной в амбар нефти. А во-вторых, ликвидация черного озера кому-то невыгодна. На месторождениях регулярно крадут нефть и продают ее под видом "амбарной". Подобные случаи были зафиксированы летом прошлого года и нынешней зимой. В ДКНБ считают, что решение о немедленной ликвидации земляных амбаров должно быть принято на правительственном уровне, и чем скорее, тем лучше.
-----
Горючим и слезами Умываются владельцы очередного подпольного завода, в захвате которого принял участие корреспондент "Литера" Юрий ЛИ, "Литер", 6 июня
В степях Казахстана предприниматели "юркого" периода развернули сеть подпольных производств. Спецслужбы ведут отчаянную борьбу с современными цеховиками, устанавливающими гигантские самогонные аппараты вблизи тех мест, где проходят русла нефтепродуктов.Приглашение поучаствовать в операции, где ДКНБ по Кызылординской области и г. Байконыру совместно с департаментом внутренних дел будут брать с поличным преступников, признаться, очень меня вдохновило. Стали мерещиться вооруженные до зубов люди в камуфляже, пальба и погони. Ну как же тут отказаться…
Кумкольская трасса, по которой идет доставка нефти на терминал и вдоль которой "левые" нефтяники сосредоточивают подпольные нефтеперерабатывающие производства, – почти идеальна: все-таки "правые" нефтяники народ не бедный и следят
за состоянием дороги. Уже весной здесь сделали ямочный ремонт.
Наш джип буквально плывет по асфальту, проглатывая километры. За бортом "японца" около 40 градусов. Жара, а нам хоть бы хны, спасает кондиционер. Прохлада клонит ко сну, оперативники дрыхнут. Единственное недоразумение возникло на 57-м километре трассы. Здесь стоит развалюха с надписью "42". Как выяснилось, это не дешевая автозаправка, а совсем наоборот: пункт приема дизтоплива. Здесь искушают экономных водителей – принимают солярку по 42 тенге за литр. Похоже, это весьма нехилый бизнес, в городе дизтопливо продается по 57 тенге.
Не прошло и 45 минут, как сотня километров оказалась позади. Вот и проселочная дорога, еще 10 км – и мы подберемся к логову подпольного нефтеперерабатывающего мини-завода.
В полукилометре от нелегального производства – планерка: оперативники кумекают, как лучше сцапать паразитов. Никто не знает, что ждет впереди, как отнесутся к нежданному визиту нелегалы. Вполне возможно – встретят плохо: начнут палить из охотничьих ружей, такое прежде случалось. Весь расчет строится на внезапности. Руководитель группы – заместитель начальника управления ДКНБ Елжас Кулабаев принимает решение выезжать на плато, в низину, и действовать по обстановке. Джип ДКНБ рвет с места, копает колесами песок, оставляя нам клубы пыли, и уходит в отрыв. Наш "железный конь" тоже в считаные секунды по бездорожью набирает за сотню, вдавливает пассажиров в сиденья и буквально пролетает ямы и ухабы. Все настороже, опера в охотничьем раже готовы в любой момент выпрыгнуть и пуститься в погоню, если кто-то из "клиентов" вдруг попытается слинять.
Вот и мини-завод. Вгрызшись в барханы, он равнодушно попыхивает едва различимой копотью, но людей не видно. Первый джип резко берет вправо и блокирует вход в землянку, мы устремляемся дальше и прижимаем стоящий у печей бензовоз. "Очень муторно гоняться по степи за грузовиками, – говорит Назарбек Жамаладин, один из оперативников ДВД, – поэтому нужно его "хлопать" на месте". Опера высыпают из авто, один из них устремляется в кабину бензовоза, выдергивает из замка зажигания ключ, второй обегает мини-завод. Однако людей поблизости нет.
Но как оказалось, поездка не была напрасной. К моменту, когда я спустился в землянку, пятерых работников подпольного завода уже построили по стойке "смирно". Все молодые – от 20 до 28 лет. Идет допрос, параллельно – обыск: ищут оружие и наркоту, но не находят. Как обычно, никто из задержанных ничего не знает, хотя парни не отрицают, что являются рабочими мини-завода. Называют свои имена, места жительства: Байконыр, Теренозек, залинейная часть Кызылорды – "шанхай". В один голос говорят, что прибыли вчера, 1 июня. Но это и не важно: они пойманы с поличным на месте преступления, так что отвечать все равно придется.
Мини-завод – целая громада, его строительство обошлось хозяевам тысяч в двадцать долларов. Механизм производства бензина и солярки примитивен. По сути, это два гигантских самогонных аппарата – две печи с цистернами, в которых подогревается нефть, от них уходит дугообразная "капиллярка" – проходящая емкость с водой-охладителем, далее еще две емкости, в том числе и отстойник, в котором оседают мусор и вода. Готовая продукция прямиком течет в одну огромную вкопанную в землю цистерну, метров 8,5–9 длиной. Перед печами территория относительно чиста, а на емкостях заботливые нелегалы даже сделали надпись: "Не курить", но то, что творится позади, наводит ужас. Там мазутохранилище, сброс нефтяной жижи после выпаривания. Черная гадость идет не по трубам, а по обыкновенному земляному каналу и впадает в видавшую виды цистерну. Наверное, упади в эту жижу – и в жизни не отмоешься.
Не очень впечатляет и качество продукции "самогонщиков". Криминалист ДВД Еркен Сапаров говорит, что это не бензин и не солярка – нечто среднее. Скорее всего, этот суррогат служит для "келешования" бензина или солярки. В цистерне ее скопилось, по меньшей мере, тонн пятнадцать – успей хозяин ее кому-нибудь "слить", то "навар" перевалил бы за полмиллиона тенге.
Настроения общаться у задержанных нет. Но одного из них удается разговорить. Парень жалуется на жизнь: работал грузчиком, зарабатывал сущие крохи; он честно признался, что очень обрадовался возможности подзаработать. Вербовщик обещал крутые деньги – две тысячи тенге в день. Так и с остальными. Привезли ребят на белом джипе без номерных знаков. Больше никто ничего не знает.
Признаться, по-человечески жаль этих трудяг, которые хоть таким вот, незаконным образом, но пытаются честно заработать. Ведь не воруют и не грабят, не пьянствуют, а пашут будь здоров, работают кочегарами. Температура вокруг печей далеко за полсотни градусов, голову кружат испарения от нефти. А толкает на преступление нужда. Нет у них альтернативной работы, за которую можно получить достойную оплату. А жить по-капиталистически – сытно и комфортно – хочется уже сейчас.
…Как выяснилось, нефть в "самоварах" на исходе. Если утечки информации не произошло, то через день-два должна прибыть новая партия сырья, да и готовую продукцию кто-то должен забрать. К тому же простой производства, когда нанято пятеро человек, тоже невыгоден работодателю.
Однако настроение у оперов не столь оптимистичное. Вряд ли кто-то приедет, считают они. У подпольщиков мощные конспирация и оповещение. Скорее всего, поблизости от производства есть схрон с сотовым телефоном. А сегодня батраки не выйдут на связь. Сдавать хозяев в этой среде не принято, а только с них можно спросить по полной, в том числе взыскать ущерб за загрязнение окружающей среды.
Но руководитель группы Елжас Кулабаев доволен. "Еще одним подпольным производством стало меньше, – говорит он, – в ближайшие дни его демонтируют. Значит, небо станет чище, а "стальным коням" не дадут "левого пойла". На производимом здесь суррогате уж точно далеко не уедешь. |